Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

7

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

7

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________

24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

27

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

38

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 657.63 Кб (Скачать)

Внешние проверки отчета об исполнении федерального бюджета за отчетный финансовый год проводит Счетная палата РФ и готовит заключение по отчету Правительства РФ об исполнении федерального бюджета в течение 4,5 месяца после представления Правительством РФ указанного отчета в Государственную Думу, используя материалы и результаты проведенных проверок (ФЗ от 20 августа 2004 г. N 120-ФЗ в статью 278 настоящего Кодекса).

В подведение итога хочется  особо отметить, что законодательная  база системы контроля отстает от экономической реальности, задач  государства в финансовой сфере. Отсутствие правовых решений становится препятствием в достижении ощутимых для экономики результатов. Однако наиболее актуальной проблемой остается принятие ФЗ о государственном финансовом контроле, без него функционирование контроля как эффективной системы невозможно. 

РАЗДЕЛ II. ЗАДАЧИ И ФУНКЦИИ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ.

 

2.1. Финансовый  контроль со стороны органов  представительной власти РФ

В РФ государственный финансовый контроль осуществляют высшие органы государственной власти и управления - Федеральное Собрание и его две палаты Государственная Дума и Совет Федерации. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата РФ, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию.

Остановимся подробнее на анализе деятельности Счетной палаты, так как она является высшим органом  и ведет масштабную, разностороннюю деятельность в сфере государственного финансового контроля.

Рис 2.1. Динамика контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, проведенных Счетной палатой в 2000-2010 г.

В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое  мероприятие, в том числе 371 контрольное  мероприятие и 130 экспертно-аналитических  мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации. По поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации, обращениям членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы проведено 33 контрольных мероприятия, в том числе по поручениям Совета Федерации и обращениям членов Совета Федерации – 20 мероприятий, по поручениям Государственной Думы и обращениям депутатов Государственной (рис 2.1.) [22].

В 2010 году нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). Установлено нарушение законодательства о размещении заказов для государственных и муниципальных нужд на сумму 37,5 млрд. рублей. Нарушения в сфере казны и оборота федерального имущества составили 8,6 млрд. рублей, нарушения законодательства о бухгалтерском учете и финансовой отчетности – 10,7 млрд.рублей и другие. Объем нецелевого использования бюджетных средств составил 1,58 млрд. рублей (рис 2.2.) [22].

Рис 2.2. Финансовые нарушения, выявленные СП в 2000-2010 г.

 

В 2010 году оперативный контроль проводился на основании проверки платежных  документов и расходных расписаний по исполнению федерального бюджета  на 2010 год, анализа данных действующей  бюджетной и финансовой отчетности, а также на основе результатов  контрольных мероприятий за отчетный период.

Данные о дефиците (профиците) консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2008–2013 годах приведены на следующей диаграмме 2.3..

Рис 2.3. Дефицит консолидированных бюджетов субъектов РФ

По мнению Счетной палаты, риски в обеспечении устойчивости региональных и местных бюджетов связаны с существенным объемом долговых обязательств и необходимостью привлечения бюджетных кредитов на их обслуживание. Это может привести к увеличению расходов федерального бюджета на финансовую поддержку субъектов Российской Федерации [22].

В Заключение отмечено, что в 2012–2013 годах предусматривается ежегодное увеличение расходов федерального бюджета на межбюджетные трансферты бюджетам государственных внебюджетных фондов (на 9,3 % и 9 % соответственно), в первую очередь бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации (далее – ПФР), после их снижения в 2011 году по сравнению с 2010 годом (на 11,7 %). Доля указанных трансфертов составит почти четверть общих расходов федерального бюджета [23].

Объем государственного долга  Российской Федерации в 2011 году по сравнению  с 2010 годом увеличится на 28,7 %, а к  концу 2013 года – более чем в 2 раза и составит 18 % ВВП, в том числе  внутренний – 14,2 % ВВП, внешний – 3,8 % ВВП [22].

Оценка качества исполнения федерального бюджета по доходам  свидетельствует о занижении  большинством главных администраторов  доходного потенциала, что обуславливает  перевыполнение прогнозных показателей  по доходам. При оценке качества исполнения федерального бюджета по расходам установлено, что более 30% бюджетных ассигнований в 2010 году, как и в предыдущие годы, исполнено в IV квартале финансового  года. В течение 2010 года кассовое исполнение расходов на реализацию ряда ФЦП находилось на низком уровне, что обусловлено, в частности, длительностью проведения конкурсных процедур и заключения государственных  контрактов на выполнение работ, оказание услуг, а также отсутствием утвержденной проектно-сметной документации по ряду строек и объектов [22].

Рис 2.4. Расходы, установленные ФЗ о федеральном бюджете на 2009 г.

В 2009 году кассовое исполнение расходов федерального бюджета составило 9 660,1 млрд. рублей, что на 185,1 млрд. рублей меньше законодательно утвержденных расходов федерального бюджета. Общий объем  неисполненных расходов федерального бюджета, установленных сводной  бюджетной росписью с учетом изменений, составил 277,5 млрд.рублей, или 2,8 %. (рис 2.4.)

На уровень исполнения расходов федерального бюджета повлияли: невостребованность средств федерального бюджета, зарезервированных на повышение капитализации банковских кредитных организаций, осуществляемой путем обмена государственных ценных бумаг Российской Федерации на акции кредитных организаций (63,1 млрд. рублей); невостребованность зарезервированных Минфином России средств федерального бюджета на погашение исполнительных листов по искам к казне Российской Федерации и на выполнение принимаемых решений Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации (46,8 млрд. рублей); уточнение размеров взносов в отдельные международные организации, непринятие нормативного право вого акта (распоряжения) Росимущества о размере и сроках оплаты долевого взноса Российской Федерации в уставный капитал совместного российско-индийского предприятия «Тайтениум Продактс Прайвит Лимитед», а также неприобретение акций совместного российско-индийского предприятия «Шиям Телелинк» (Республика Индия) (30,0 млрд. рублей); невыполнение инвестиционных проектов за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации (20,4 млрд. рублей); неосвоение средств, выделенных на финансирование федеральных целевых программ (14,4 млрд. рублей); длительность проведения конкурсных торгов и заключения государственных контрактов (10,9 млрд. рублей) и другие [23].

Счетная палата неоднократно отмечала необходимость повышения  качества организации бюджетного процесса. Минфин России в целях улучшения  качества управления государственными финансами и повышения эффективности  использования средств федерального бюджета систематически осуществляет анализ материалов Счетной палаты и  принимает меры по устранению содержащихся в них замечаний и реализации предложений Счетной палаты. В  рамках оперативного контроля за исполнением  бюджетов государственных внебюджетных фондов в 2010 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, позволяющих обеспечить контроль за ходом исполнения бюджетов ПФР, Фонда социального страхования Российской Федерации (далее – ФСС) и ФФОМС. В 2010 году Счетной палатой осуществлен комплекс контрольных и экспертно-аналитических мероприятий по проверке использования средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделенных на реализацию приоритетных национальных проектов (далее – ПНП) «Здоровье», «Образование», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России», общий объем которых согласно Федеральному закону от 2 декабря 2009 г. № 308-ФЗ «О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов» (с изменениями) (далее – Федеральный закон № 308-ФЗ (с изменениями) составляет 342,6 млрд. рублей. В отчетном периоде Счетная палата осуществила комплекс контрольных мероприятий в рамках мониторинга реализации НП «Образование». В 2010 году объем расходов на реализацию ПНП «Образование» согласно Федеральному закону № 308-ФЗ составил 17,1 млрд. рублей. Динамика расходов федерального бюджета за период с 2006 по 2010 год показана на рисунке 2.5. [22].

Рис 2.5. Расходы на реализацию мероприятий приоритетного национального проекта «Образование» (млн. рублей)

Итак, сделаем вывод о том, что в настоящее время по результатам проведенных проверок не всегда принимаются необходимые решения, что снижает эффективность и результативность финансового контроля, даже несмотря на большое количество проведенных проверок. В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 371 контрольное мероприятие и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации. Кроме того, не отработано взаимодействие всех элементов системы государственного финансового контроля (ГФК). Нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). Поэтому требуются разработка единых норм и стандартов деятельности, постановка единых целей и приоритетов. Но самое главное то, что необходимо создать взаимоувязаемую законодательную базу для четкого обозначения рамок деятельности, разделения полномочий каждого звена системы ГФК.

 

2.2. Финансовый  контроль со стороны налоговых  органов

 

Важной составной частью органов финансового контроля являются органы, обеспечивающие контроль за сбором налогов и их своевременным поступлением в доходы бюджетов различных уровней. К органам налогового контроля в РФ относятся органы налоговой службы, таможенные органы, федеральные органы налоговой полиции, а также органы, осуществляющие контроль за уплатой государственной пошлины и других сборов.

В настоящее время налоговый контроль за деятельностью налогоплательщиков усиливается по средствам увеличения числа проводимых углубленных камеральных проверок и повышения их результативности [24].

В Управлении ФНС России по г. Москве 3 марта подвели итоги  работы за 2009 год. Индикативные показатели по мобилизации платежей в федеральный  бюджет за 2009 год управление выполнило  на 107,6%, темпы поступлений администрируемых доходов составили 89,5% (по России — 73,9%) [3, с. 18]. Налоговая база по НДС снижается, возмещение налога растет

В разрезе налогов наблюдались  следующие тенденции. По сравнению  с 2008 годом было отмечено снижение поступлений  НДС почти на 9%. Это объясняется, во-первых, снижением оборотов по реализации товаров (работ, услуг) на 630 млрд. руб. (или  на 11,4%), снижением общей суммы  НДС, заявленной к уплате, на 24 млрд. руб. (или на 3,6%) и ростом возмещения НДС на 31 млрд. руб. (или на 50%). Налоговые  органы Москвы на постоянной основе проводят мониторинг предприятий с учетом ситуации в отрасли, осуществляют контроль в отношении организаций, заявляющих возмещение НДС из бюджета, и организаций, имеющих высокий удельный вес  налоговых вычетов. По г. Москве и  правительству Москвы необходимо перейти  к расширению информационного взаимодействия, к новому уровню прогнозирования  бюджетных доходов районных инспекций  было заслушано более 5000 организаций, имеющих высокий удельный вес  налоговых вычетов по НДС. В результате представлено 4000 уточненных расчетов. Сумма заявленных вычетов уменьшена  на 9 млрд. руб. Кроме того, в результате завершенных проверок вычеты уменьшены  еще на 18 млрд. руб.

В условиях снижения налоговой  базы по НДС до 18% настораживает ситуация с ростом возмещения налога в 1,5 раза. Налоговым органам следует обратить внимание на полноту и качество проводимых мероприятий, на построение работы таким образом, чтобы, с одной стороны, усилить контроль за налогоплательщиками с целью выявления новых схем по уходу от налогообложения, с другой — проявлять высокий профессионализм и не оказывать лишнего давления на бизнес [3, с. 18].

В 2008 году заявили убытки 51 000 юридических лиц Ухудшение  результатов финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, рост убыточных  организаций стали причинами  резкого падения темпов поступлений  налога на прибыль. По данным Мосгорстата, сальдированный финансовый результат предприятий Москвы за девять месяцев 2009 года составил 1 трлн. руб., что на 13% меньше аналогичного показателя 2008 года. В прошлом году заявили убытки 51 000 организаций. Это 15% от общего количества плательщиков, представивших декларации. Сумма убытков составила 506 млрд. руб., что почти в два раза больше соответствующего показателя 2008 года. Работе с убыточными организациями уделяется особое внимание: организован системный анализ, постоянный контроль. Во всех районных инспекциях и в управлении созданы рабочие группы. Как результат — уменьшение налоговых убытков на сумму 118 млрд. руб. и доначисление налога в сумме 7 млрд. руб. В текущем году эта работа будет продолжена, в том числе на совместных заседаниях по работе с проблемными организациями в префектурах округов г. Москвы и отраслевых комиссиях [23].

В отчетном году поступления  НДФЛ снизились на 2%, в абсолютной сумме — на 6,5 млрд. руб. Комплексные  проверки 1300 низкозарплатных организаций в 2009 году позволили доначислить более 400 млн. руб. НДФЛ и выявить 142 «серые» зарплатные схемы. Работа налоговых органов по администрированию НДФЛ остается приоритетной и на 2010 год, в том числе работа по привлечению к дополнительному декларированию физических лиц от продажи транспортных средств, недвижимого имущества, а также сдачи его в аренду. В 2009 году было привлечено к декларированию доходов более 140 000 продавцов имущества, сумма доначисленного НДФЛ составила 341 млн. руб. Дополнительно привлечено к декларированию доходов 6000 физических лиц, сдающих имущество в аренду, сумма доначисленного НДФЛ — 144 млн. руб. Одна из причин роста задолженности — миграция налогоплательщиков [Воробьева].

За 2009 год поставлено на учет из других регионов налоговыми органами Москвы более 5000 организаций, имеющих  задолженность в общей сумме  почти 6 млрд. руб. Регистрирующий орган (МИ ФНС России № 46 по г. Москве) проводит с территориальными инспекциями  работу по предотвращению необоснованной миграции. В целях повышения эффективности  такой работы, к ней необходимо подключить правоохранительные органы, считает руководитель столичного налогового управления.

Информация о работе Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации