Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Марта 2012 в 22:39, курсовая работа

Краткое описание

Цель данной работы состоит в рассмотрение государственного финансового контроля России с целью разработки комплекса рекомендаций направленных на его совершенствование в современных условиях.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
изучить экономическую сущность, систему, принципы, формы и методы проведения государственного финансового контроля;
рассмотреть задачи и функции органов государственного контроля в Российской Федерации на современном этапе, в частности, органов представительной власти и налоговых органов;
выявить сложившиеся проблемы государственного финансового контроля Российской Федерации;
разработать систему направлений развития государственного финансового контроля Российской Федерации в современных условиях в рыночной экономике.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ_____________________________________________________
5
I. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ СУЩНОСТЬ И ФУНКЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ_________________________

7

1.1. Содержание финансового контроля, формы и методы его проведения____________________________________________________

7

1.2. Система и принципы финансового контроля_________________
13

1.3. Органы государственного финансового контроля_____________
16

1.4. Обзор нормативных актов, регулирующих осуществление государственного финансового контроля __________________________

24
II. АНАЛИЗ ЗАДАЧ И ФУНКЦИЙ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ____

27

2.1. Анализ финансового контроля со стороны органов представительной власти РФ_________________________________________
27

2.2. Финансовый контроль со стороны налоговых органов РФ______
34
III. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ В РФ______________________

38

3.1. Проблемы государственного финансового контроля в РФ______
38

3.2.Совершенствование методов государственного финансового контроля в РФ______________________________________________

42
ЗАКЛЮЧЕНИЕ _________________________________________________
ГЛОССАРИЙ____________________________________________________
47
49
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК__________________________

Файлы: 1 файл

Финансовый менеджмент.docx

— 657.63 Кб (Скачать)
style="text-align:justify">Рассмотрение ОГФК с позиций  преемственности означает исследование через призму исторического опыта  организации системы финансового  контроля в Российской империи и Советском Союзе.

История организации системы  финансового контроля начинается с  укрепления российской государственности. Советская система ГФК отличалась централизацией финансового контроля в руках союзных органов государственной власти. Такая форма организации финансового контроля имела свои плюсы и минусы. К позитивным элементам следует отнести нацеленность на максимальную действенность, эффективность, плановость проведения контрольных мероприятий. К числу основных недостатков - отсутствие должной координации в контрольно-ревизионной работе [24].

Исследование ОГФК с позиций  альтернативности предполагает изучение зарубежного опыта организации  системы финансового контроля с  целью выявления общих начал, свойственных любой национальной системе ОГФК. Современные национальные финансово-контрольные системы большинства стран мира претерпевают в последнее время значительные изменения, связанные с влиянием внешних факторов: усиление процессов глобализации; растущая экономическая взаимозависимость стран мира, увеличение масштабов и многообразия транснациональных операций, которые ведут к необходимости, с одной стороны, формирования действенных наднациональных органов финансового контроля и мониторинга финансовых потоков, а с другой - вызывает необходимость сотрудничества стран по отдельным проблемам.

Построение системы ОГФК с позиций системности предполагает использование организационно-функционального подхода. В этом случае институты и организации ОГФК следует рассматривать с позиций следующих организационных принципов: концентрированность действий, комплексность, выделение решающего звена, поэтапность развития и организационная динамичность [2, с. 9].

Принцип концентрированности действий означает максимальное сосредоточение всех действии системы ОГФК на достижении ее основной цели - предотвращения и выявления нарушений, законодательно утвержденных норм финансового оборота государственного, муниципального и частного капитала. Иначе говоря, концентрированность действий - это основа формирования единой системы ОГФК, ее важнейший сущностный смысл.

Принцип комплексности  действий требует развития контрольных органов на всех уровнях с учетом их взаимосвязи и взаимодополняемости. Иначе говоря, реализация принципа комплексности повышает действенность системы ОГФК.

Принцип выделения  решающего звена дополняет принцип комплексности. Иначе говоря, выделение решающего эвена позволяет разрешить противоречие между сложностью задачи построения системы ОГФК, одновременностью охвата всех входящих в нее разноуровневых органов финансового контроля, недостаточной развитостью законодательно-нормативной базы и неопределенностью границ предмета и объекта контроля.

Принцип поэтапного развития системы ОГФК имеет очень важное значение, и это не случайно. Исторический опыт России показывает, что попытки преобразования системы государственного контроля к заданному качеству разовым актом - «с сегодня на завтра» - как правило, вызывали мощное противодействие органов существующей системы контроля. Поэтому не следует абсолютизировать тот факт, что новые формы контрольных органов всегда будут стремиться к эффективной деятельности, что характер и продуктивность их функционирования будет отвечать новому типу задач и организационных структур.

И этой связи наиболее целесообразно  осуществлять реорганизацию нынешней системы финансового контроля России поэтапно, начиная с легко осуществимых изменений и постепенно наращивая на последующих этапах масштабы организационно-функциональных преобразований. Такой подход позволит ослабить противодействие существующей системы органов финансового контроля и совершенствовать организацию системы ОГФК.

Принцип организационной  динамичности развития единой системы ОГФК характеризует собой гибкость и мобильность организации и способности системы финансового контроля к самоорганизации, что обеспечивает внутреннюю адаптацию системы контроля к изменениям условий внешней среды.

Таковы организационные  принципы формирования единой системы  ОГФК. Их роль - служить ориентирами  оптимального выбора целей, функций  и организационных форм контрольных  органов в процессе становления  и развития национальной системы общегосударственного финансового контроля России [2, с. 8].

Итак, опираясь на вышеперечисленные  разработки, видимо предстоит:

  • расширить плоскость регулирования государственного финансового контроля в РФ, изложив ее, например, в рамках разработки законопроекта «О единой системе общегосударственного финансового контроля в РФ»;
  • выработать согласованную концепцию координации деятельности всех контрольных органов и на этой основе ежегодно составлять Единый план мероприятий общегосударственного финансового контроля в РФ;
  • определится по одному из самых сложных вопросов, суть которого состоит в установление органа, наделяемого статусом высшего органа общегосударственного финансового контроля в РФ;
  • разработать научно-методические основы комплексной оценки социально-экономической эффективности системы государственного финансового контроля, деятельности ее подсистем и отдельных контрольных органов.    

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Таким образом, государственный  финансовый контроль выступает органической составной частью социально-ориентированной рыночной экономики. Он служит важным фактором установления баланса между действием рыночных сил и государственным регулированием, позволяя получать максимальный интеграционный эффект в результате их взаимодействия.

Из анализа финансового  контроля со стороны органов представительной власти, счетной палаты видно, что  в настоящее время по результатам проведенных проверок не всегда принимаются необходимые решения, что снижает эффективность и результативность финансового контроля. В 2010 году Счетная палата провела 501 контрольное и экспертно-аналитическое мероприятие, в том числе 371 контрольное мероприятие и 130 экспертно-аналитических мероприятий, которыми было охвачено 1154 объекта в 81 субъекте Российской Федерации. Кроме того, не отработано взаимодействие всех элементов системы государственного финансового контроля (ГФК). Нарушения законодательства в финансово-бюджетной сфере Российской Федерации выявлены на сумму 483,9 млрд. рублей. Наибольшая доля выявленных нарушений связана с неисполнением требований Бюджетного кодекса Российской Федерации (367 млрд. рублей, или 75,8 % общей суммы). Поэтому требуются разработка единых норм и стандартов деятельности, постановка единых целей и приоритетов. Но самое главное то, что необходимо создать взаимоувязаемую законодательную базу для четкого обозначения рамок деятельности, разделения полномочий каждого звена системы ГФК.

Итак, по сравнению с 2008 годом было отмечено снижение поступлений НДС почти на 9%. В отчетном году поступления НДФЛ снизились на 2%, в абсолютной сумме — на 6,5 млрд. руб. Но, посредством проведенных проверок в 2009 г. и перерасчетов ФНС имеется результат — уменьшение налоговых убытков на сумму 118 млрд. руб. и доначисление налога в сумме 7 млрд. руб. Особая роль в системе государственного финансового контроля отводится федеральным органам налоговой полиции, от эффективности результатов, форм и методов их работы зависит значительно повышающийся объем налоговых поступлений в бюджетную систему РФ. Налоговым органам следует обратить внимание на полноту и качество проводимых мероприятий, на построение работы таким образом, чтобы, с одной стороны, усилить контроль за налогоплательщиками с целью выявления новых схем по уходу от налогообложения, с другой — проявлять высокий профессионализм и не оказывать лишнего давления на бизнес.Законодательные и иные нормативные правовые акты, объекты и субъекты контроля, формы и методы его осуществления и т.д., все это коротко говоря, есть система государственного финансового контроля, затрагивая которую, государство ориентируется на базовые принципы, которые выработаны и испытаны многолетним мировым опытом.

Выявлено, что существует необходимость совершенствования  сложившейся системы государственного финансового контроля, объективно требующей  модернизации, построении эффективного государственного финансового контроля, т.к. практика свидетельствует, что в РФ функционирует конгломерат разрозненных звеньев финансового контроля, в том числе и на высшем уровне, слабо взаимодействующих между собой. В научном смысле это не назовешь системой..

И совершенствование государственного финансового контроля нужно и  необходимо начинать с создания стройной, четко очерченной системы, отражающей многоуровневый характер бюджетных  отношений и единство государственных  финансов. Это в свою очередь является объективной необходимостью формирования и развития целостной бюджетной политики государства. Определение места и роли высших органов финансового контроля в единой его системе, общих принципов и механизмов их организации и функционирования должно обеспечить унификацию и согласованность контроля за перераспределяемыми бюджетными средствами, сопоставимость показателей экономической эффективности использования государственных финансовых ресурсов в целом. 

ГЛОССАРИЙ

 

Анализ – мысленное или реальное разделение объекта на элементы. Сопоставление предметов или явлений в той или иной сфере действительности. Изучение посредством расчленения и сопоставления, метод исследования.

Аудиторский контроль – независимый  вневедомственный финансовый контроль, проводимый аудиторской фирмой, имеющей лицензию на осуществление аудиторской деятельности.

Бюджет – это общее название термина, обозначающего расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным и коллективным субъектом.

Государственный финансовый контроль – контроль со стороны органов власти и управления РФ и субъектов РФ, а также специально созданных органов (Счетная Палата, Госналогслужба) за соблюдением законодательства в сфере государственных бюджетов и внебюджетных фондов, налогов, организаций денежных расчетов, ведения учета и отчетности.

Деятельность – совокупность сознательных действий человека для достижения цели.

Закон – нормативный акт, принятый высшим органом государственной власти по важнейшим вопросам жизнедеятельности общества, обладающий высшей юридической силой и подлежащий исполнению всеми физическими и юридическими лицами.

Информация – структурированное и предметно-объектное отражение в сознании человека  окружающего его мира, мыслительное воспроизведение человеком действительности, совокупность сведений об исследованной проблеме.

Казначейство – государственный финансовый орган, ведающий хранением и использованием денежных средств.

Местный финансовый контроль – контроль со стороны органов местного самоуправления за составлением и исполнением местных бюджетов и внебюджетных фондов.

Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитора за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием клиента.

Налог – платежи, взимаемые государством с ЮЛ, ФЛ в установленном законодательством порядке. Налоговые поступления являются главными источниками формирования государственного и местного бюджета.

Налоговый контроль – специализированный контроль со стороны государственных органов (Госналогслужба, Федеральная служба налоговой полиции) за соблюдением налогового законодательства, правильностью исчислений, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей юридическими и физическими лицами.

Объект финансового  контроля – это денежные, распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, включая фонды денежных средств на всех уровнях и звеньях народного хозяйства, основные финансовые показатели производственно-хозяйственной деятельности предприятий и организаций всех форм собственности.

Органы финансового  контроля – это органы, специально создаваемые для осуществления контрольных полномочий, либо подразделения органов исполнительной власти, на которые возлагаются функции финансового контроля в соответствующей отрасли или ведомстве.

Основные методы финансового контроля – это комплексные ревизии и тематические проверки.

Ревизия – это наиболее глубокий и всеобъемлющий метод финансового контроля, представляющий собой полное обследование финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта с целью проверки ее законности, правильности, целесообразности, эффективности.

Санкции – меры, предусмотренные законом или договором, против нарушения договорных обязательств. В хозяйственной деятельности предусматривают уплаты неустоек, штрафов, пени и др.

Стратегия – программа, план, генеральный курс субъекта управления по достижению им стратегических целей в любой области деятельности.

Структуризация  проблемы - разложение проблемы на компоненты по уровням иерархии, установление взаимосвязей между ними и построение дерева целей.

Сфера финансового  контроля – это практически все операции, совершаемые с использованием денег, а в некоторых случаях и без них, например, бартерные сделки.

Информация о работе Государственный финансовый контроль РФ, содержание и основные проблемы организации