Государственный финансовый контроль в РФ

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2012 в 21:07, курсовая работа

Краткое описание

Значение и эффективность финансового контроля, его виды. Обязательные элементы любой системы финансового контроля. Основные задачи государственного финансового контроля. По времени проведения финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий. Функции государственного финансового контроля. Совершенствование государственного финансового контроля в России.

Оглавление

I. Введение. Понятие и роль государственного финансового контроля в Российской Федерации...........................................................................2
II. Теоретическая часть...............................................................................3
1. Сущность и виды финансового контроля......................................3
2. Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля..................................................................................................6
3. Формы государственного финансового контроля........................7
4. Принципы государственного финансового контроля..................9
5. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации......................................................................................10
5. 1. Органы, осуществляющие финансовый контроль..............10
5. 2. Финансовой контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации..................................................................17
III. Заключение. Совершенствование государственного финансового контроля в Российской Федерации........................................................22
IV. Список используемой литературы....................................................

Файлы: 1 файл

курсовая работа по финансам.docx

— 47.90 Кб (Скачать)

      К универсальным принципам относятся:

  • независимость, означающая, что финансовый контроль должен проводиться независимыми субъектами
  • объективность и компетентность, предполагающие неукоснительное соблюдение контролерами действующего законодательства, высокий профессиональный уровень работы контролеров на основе строго установленных стандартов проведения ревизионной работы
  • гласность, предусматривающая постоянную связь государственных контролеров с общественностью и средствами массовой информации.

      Прикладные  принципы финансового контроля включают:

  • системность, плановость, коллегиальность и единоначалие, результативность контроля
  • четкость и логичность предъявляемых контролерами требований
  • неподкупность субъектов контроля
  • обоснованность и доказательность информации, приведенной в актах проверок и ревизий
  • превентивность (предупреждение) вероятных финансовых нарушений
  • презумпцию недвижимости (до суда) подозреваемых в финансовых преступлениях лиц
  • согласованность действий различных контролирующих органов
  • финансовую дисциплину и финансовые санкции
  • оперативность и действенность финансового контроля

5. Органы государственного финансового контроля в Российской Федерации

5. 1. Органы, осуществляющие финансовый контроль

      Функции государственного финансового контроля, как правило, распределяется между  высшими органами государственного управления органами управления финансово и кредитно- денежной системой.

      Высший  уровень государственного финансового  контроля- парламент или соответствующие ему органы, в составе которого создаются специальные комитеты или комиссии по финансовым вопросам, бюджету, налогам и другим направлениям финансовой политики. На них возлагаются обязанности контроля за соблюдением норм финансового законодательства, реализации финансовой политики государства и государственного бюджета органами исполнительной власти.

      Парламент осуществляет финансовый контроль в  процессе рассмотрения и утверждения проекта государственного бюджета на планируемый год отчета правительства о его исполнении.

      В Российской Федерации государственный  финансовый контроль осуществляется высшие органы государственной власти и управления- Федеральное Собрание и его две палаты, Государственная Дума и Совет Федераций. Высшим специальным органом государственного финансового контроля выступает Счетная палата Российской Федерации, которая в своей деятельности подотчетна Федеральному Собранию. Она проводит экспертизу федерального бюджета, государственных внебюджетных фондов и законодательных актов, контролирует исполнение федерального бюджета.

      Министерство  финансов России дает письменные разъяснения  по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах  и сборах, утверждает формы расчетов по налогам и формы налоговых  деклараций, обязательные для налогоплательщиков, а также порядок их заполнения.

      Важная  роль в проведении финансового контроля отводится ФНС России и государственным  налоговым инспекциям, которые уполномочены осуществлять контроль за правильностью исчисления, своевременностью и полнотой уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет всеми юридическими лицами, подлежащими налогообложению.

      Налоговые инспекции обязаны:

  • действовать в строгом соответствии с законодательством
  • осуществлять контроль за соблюдением налогового законодательства
  • вести учет налогоплательщиков
  • проводить проверки налогоплательщиков
  • ежемесячно предоставлять финансовым органам Федерального казначейства сведения о фактически поступивших суммах налогов и других платежей в бюджет
  • информировать Министерство финансов России обо всех случаях неуплаты налогов
  • осуществлять возврат излишне уплаченных налоговых сумм и неправильно изъятых у налогоплательщиков штрафов и пеней

      Государственные налоговые инспекции осуществляют проверку денежных документов, бухгалтерских  книг и иных документов, связанных с исчислением и уплатой в бюджет налоговых и других обязательных платежей. Они могут требовать необходимые объяснения, справки и сведения по вопросам, возникающим при этих проверках, осуществлять обследования любых производственных, складских, торговых и иных помещений, используемых для извлечения доходов.

      В случае отказа предъявить (или не предоставления) бухгалтерские отчеты, балансы, расчеты, декларации и другие необходимые для проверки документы государственные налоговые инспекции имеют право приостанавливать операции предприятий, учреждений и организаций по расчетным и другим счетам в банках и иных финансово- кредитных учреждениях. Они имеют право изымать документы, свидетельствующие о сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или иных объектов налогообложения. При выявлении нарушения финансового законодательства начальники налоговых инспекций и их заместители могут применять к предприятиям, учреждениям, организациям и отдельным гражданам финансовые санкции: взыскание сокрытых сумм налога и штрафа за соответствующее нарушение, передачу в арбитражные или судебные органы требований о взыскании в доход государства незаконно полученных средств.

      В России, как и многих странах с  развитой рыночной экономикой, действует Федеральное казначейство, функциями которого являются организация, осуществление и контроль за исполнением республиканского, региональных и местных бюджетов, а также государственных внебюджетных фондов.

      Федеральное казначейство занимается сбором и анализом информации о состоянии финансов страны, прогнозированием объемов государственных финансовых ресурсов, оперативным управлением ими. Совместно с Банком России органы казначейства осуществляют обслуживание внешнего долга России.

      Органы  казначейства наделяются большими правами  при контроле за использованием государственных бюджетных и внебюджетных средств: они осуществляют проверки денежных документов на предприятиях любой формы собственности, включая совместные предприятия, применяют к нарушителям штрафные санкции,  приостанавливают операции по счетам, принудительно взыскивают используемые не по назначению средства.

      Контрольные функции Банка России заключаются:

  • в установлении правил проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы
  • осуществлении государственной регистрации кредитных организаций
  • выдаче и отзыве лицензий кредитным организациям и организаций
  • осуществлении надзора за деятельностью кредитных организаций
  • регистрация эмиссии ценных бумаг кредитными организациями
  • осуществлении валютного регулирования
  • определении порядка осуществления расчетов с иностранными государствами
  • организации и осуществлении валютного контроля
  • принятии участия в разработке прогноза платежного баланса Российской Федерации и организации его составления
  • проведения анализа и прогнозирования состояния денежно- кредитных, валютно- финансовых и ценовых соотношений.

      Федеральная служба финансово- бюджетного надзора  состоит из центрального аппарата и  региональных органов по валютному  и экспортному контролю в республиках  в составе Российской Федерации, краях, областях, автономных образованиях, Москве и Санкт- Петербурге.

      По  согласованию с Банком России Росфиннадзор может иметь своих представителей в уполномоченных банках, которые подотчетны Банку России. По согласованию с соответствующими министерствами и ведомствами указанная служба может иметь своих представителей в заграничных учреждениях России для координации деятельности с органами валютного и экспортного контроля других государств и подготовки предложений об использовании зарубежного опыта в этой области.

      Росфиннадзор обеспечивает:

  • координацию деятельности агентов валютного и экспортного контроля по осуществлению единой государственной политики в области валютных, экспортно- импортных и иных внешнеэкономических операций
  • организацию единой системы контроля соблюдения резидентами и нерезидентами нормативных актов, регулирующих валютные операции
  • выполнение резидентами обязательств в иностранной валюте перед государством, включая обязательства по продаже иностранной валюты на внутреннем валютном рынке
  • обоснованность платежей по внешнеторговым операциям и переводов капитала за границу
  • осуществление операций с ценными бумагами в иностранной валюте и другие операции, относящиеся к сфере внешнеэкономической деятельности

      За  поступление таможенных пошлин ответственность  несет Федеральная таможенная служба (ФТС России), которая обязана:

  • проводить налоговые проверки по налогам, взимаемым таможенными органами
  • проверять все документы, связанные с исчислением и уплатой налогов, взимаемых таможенными органами
  • приостанавливать операции налогоплательщиков по счетам в банках при неисполнении или ненадлежащем исполнении ими налогового законодательства
  • проводить взимание недоимок по налогам, а также сумм штрафов, предусмотренных налоговым законодательством.

      Таможенные  органы осуществляют контроль за соблюдением  налогового законодательства при пересечении  товаров через границу Российской Федерации, а также правильностью  уплаты таможенных пошлин. Они пользуются правами и несут обязанности по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу.

      Органы  внутренних дел несут ответственность  за убытки, причиненные налогоплательщикам вследствие своих неправомерных действий или бездействия, а равно неправомерных действий или бездействия должностных лиц и других работников этих органов при исполнении ими служебных обязанностей.

      Неотъемлемой  частью системы финансового контроля в условиях рынка является аудиторский контроль, основная цель которого- установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности предприятий и организаций, оценка надежности их информационных систем, аналитическая и экспортно- прогнозная деятельность, позволяющая заказчикам разрабатывать эффективную стратегию и тактику политики.

5. 2. Финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой Российской Федерации

      Счетная палата Российской Федерации является юридическим лицом и представляет собой орган государственного финансового контроля, образованный Федеральным Собранием Российской Федерации и подотчетный ему.

      В ее функции входит решение следующих  задач:

  • организация и осуществление контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению
  • определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности
  • оценка обоснованности доходных и расходных статей проектов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
  • финансовая экспертиза проектов федеральных законов, нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов
  • анализ выявленных отклонений от установленных показателей федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом
  • контроль за законностью и своевременностью движения средств федерального бюджета и средств государственных внебюджетных фондов в Банке России и уполномоченных кредитных организациях
  • регулярное представление Совету Федерации и Государственной Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий

      Счетная палата Российской Федерации осуществляет контрольно- ревизионную, экспортно- аналитическую, информационную и другие виды деятельности, обеспечивает единую систему контроля за исполнением федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. При этом она отвечает:

  • за организацию и проведение оперативного контроля за исполнением федерального бюджета в отчетном году
  • проведение комплексных ревизий и тематических проверок по отдельным разделам и статьям федерального бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов
  • экспертизу проектов федерального бюджета, законов и других нормативных правовых актов, международных договоров Российской Федерации, федеральных программ и других документов, затрагивающих вопросы федерального бюджета и финансов Российской Федерации
  • анализ и исследование нарушений и отклонений в бюджетном процессе, подготовку и внесение в Совет Федерации Государственную Думу предложений по их устранению, а также по совершенствованию бюджетного законодательства в целом
  • подготовку и предоставление заключений в Совет Федерации и Государственную Думу по исполнению федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов в отчетном году
  • подготовку и предоставление заключений и ответов на запросы органов государственной власти Российской Федерации.

Информация о работе Государственный финансовый контроль в РФ