Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы
государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50
информации, поступающей из этих различных источников, позволяет повысить
достоверность результатов оперативного контроля Счетной палатой исполнения
федерального бюджета.
Информация о ходе исполнения федерального бюджета обрабатывается постоянно, а
итоговые данные подводятся ежемесячно. На их основе ежеквартально нарастающим
итогом составляется оперативный отчет об исполнении федерального бюджета
текущего года за три, шесть, девять и двенадцать месяцев. Отчет утверждается
Коллегией Счетной палаты и в соответствии со статьей 14 Закона «О Счетной
палате Российской Федерации» направляется палатам Федерального Собрания по
форме, согласованной
с Советом Федерации и
[9, с. 21]
После завершения финансового года Счетная палата начинает подготовку к
упомянутой третьей, заключительной, фазе — комплексной документальной ревизии
уже исполненного бюджета, которая осуществляется на основании норм и
положений статей 2, 9 и 11 Закона о Счетной палате РФ. Цель ревизии — на
строго документальной основе установить фактическое исполнение закона о
федеральном бюджете В этой связи определяются объем и структура поступивших
доходов и заимствований (по всем источникам), а также осуществленных расходов
федерального бюджета (по разделам и подразделам функциональной классификации,
по ведомственной структуре расходов, на финансирование программной части
федерального бюджета); источники финансирования дефицита федерального бюджета
Проверяются законность, целевое назначение и эффективность финансирования и
использования средств федерального бюджета и операций с ними в ходе его
исполнения; состояние организации, учета и отчетности исполнения федерального
бюджета.
Ревизия предусматривает сплошной охват, изучение, проверку и сверку всех
платежных документов по остаткам, приходу, заимствованию и расходу средств
федерального бюджета на проверяемых объектах. В ходе ревизии анализируются
лицевые счета Минфина России и его Главного управления федерального
казначейства, расчетно-денежные и иные документы по исполнению федерального
бюджета в Банке России и в иных финансово-кредитных учреждениях. Параллельно
проводятся контрольные мероприятия во всех департаментах Минфина России и во
всех министерствах, ведомствах и иных субъектах ведомственной структуры
федерального бюджета, а также — выборочно — в отдельных казначейских
территориальных управлениях и отделениях.
Информационной
основой контрольных
исполнения федерального бюджета, являются, во-первых, федеральные законы и
иные нормативные и правовые акты, регулирующие бюджетные отношения. Во-
вторых, — база данных Счетной палаты, сформированная посредством обработки
всех ставших основанием для операций со средствами федерального бюджета
первичных платежных документов, полученных из Минфина и Банка России, а также
от иных участников бюджетного процесса, база данных отчетности, исходя из
которых составляется отчет Минфина России об исполнении федерального бюджета.
В-третьих, — первичные платежные документы, банковские выписки по проведенным
операциям, данные бухгалтерского учета, отчеты (оперативные, ежемесячные и
годовые) министерств, ведомств и организаций, участвующих в исполнении
федерального бюджета.
Методологическая основа комплексной документальной ревизии — сравнительный
анализ, с одной стороны, показателей и отчетных форм, содержащихся в базе
данных Счетной палаты, результатов ревизий и встречных проверок и, с другой
стороны, — показателей,
установленных законом о
доходов, расходов и источников финансирования дефицита федерального бюджета,
лимитами бюджетных обязательств и содержащихся в отчете Минфина России данных
об исполнении федерального бюджета. Это обеспечивает максимальную полноту,
надежность и объективность результатов ревизии по всей технологической
цепочке исполнения федерального бюджета.
Комплексная документальная ревизия разворачивается по специально
разработанной и утвержденной Коллегией Счетной палаты программе, где
определены общие ревизионные принципы. Конкретизация и детализация
контрольных мероприятий и действий идут в соответствии с программами,
рабочими планами и схемами, которые разрабатываются по направлениям
деятельности Счетной палаты и согласовываются с ее председателем.
Итоги ревизии служат основным материалом для подготовки Счетной палатой
заключения на проект представляемого Правительством РФ в Государственную Думу
закона об исполнении федерального бюджета за соответствующий год. Анализ и
сопоставление информации, полученной в течение трех лет разными методами и на
основе сочетания разных форм контроля, позволяют дать максимально достоверное
заключение на отчет Правительства РФ об исполнении федерального бюджета. Это
заключение и является итоговым документом всей деятельности Счетной палаты в
рамках единого трехлетнего контрольного цикла.
Важнейшее направление работы Палаты связано с контрольными мероприятиями,
проводимыми по поручениям палат Федерального Собрания и обращениям членов
Совета Федерации и депутатов Государственной Думы. Такие поручения и
обращения, согласно Закону «О Счетной палате Российской Федерации», являются
для нее обязательными. Тематика поручений палат Федерального Собрания может
охватывать вопросы исполнения тех или иных статей бюджетов за ряд лет,
касаться деятельности различных получателей бюджетных средств (в том числе и
не являющихся субъектами ведомственной структуры) и даже любых юридических
лиц, так или иначе связанных с федеральным бюджетом (например, пользующихся
налоговыми льготами, участвующих в схемах бюджетных взаимозачетов, имеющих
отношение к использованию федеральной собственности), затрагивать финансовые
проблемы отдельных регионов Российской Федерации. Эти поручения не вполне
вписываются в единую систему контроля с методологической и организационной
точек зрения. Их реализация, как правило, требует специально разработанных
программ и методик. Да и поручения палат Федерального Собрания даются исходя
из разных соображений, далеко не всегда напрямую сопряженных с вопросами
исполнения бюджета. Адаптация итогов контрольных мероприятий по поручениям
Федерального Собрания к задачам единой системы контроля за исполнением
федерального бюджета
требует специальной
итогов.
В структуре Счетной палаты функционирует специальная аудиторская служба,
осуществляющая контроль за доходами от управления и распоряжения
государственной собственностью, за эффективностью и целесообразностью ее
использования.
Объектами контроля за использованием федеральной собственности являются прежде
всего государственные предприятия и учреждения, хозяйственные общества и
товарищества с долей участия Российской Федерации, федеральная недвижимость и
зарубежная собственность. В отношении госпредприятий и учреждений речь идет о
контроле за: 1) наделением и использованием имущества, в том числе за
учредительной деятельностью; 2) эффективностью и целесообразностью распоряжения
недвижимым имуществом; 3) распределением прибыли и перечислением части доходов
государственных
предприятий в федеральный
уставных документов и контрактов с руководителями предприятий, в том числе в
аспектах их ответственности за результаты работы и соблюдения порядка принятия
решений относительно госимущества. [21, с. 4]
Эффективность и целесообразность деятельности госпредприятий оцениваются
исходя из интересов государства (стратегических, финансово-экономических,
инвестиционных, социальных и др.) применительно к каждому предприятию.
Налаживанию действенного контроля препятствует отсутствие полного реестра
государственных унитарных предприятий, который должен, в частности, содержать
информацию об их активах и основных результатах финансово-хозяйственной
деятельности.
Применяемые методы контроля за эффективностью управления пакетами акций,
долями (паями) Российской Федерации в уставных капиталах хозяйственных
обществ и товариществ зависят от степени участия государства (с этой точки
зрения выделяются хозяйственные общества и товарищества с долями участия
государства более 50%, в 25—50% и менее 25%, а также с использованием
специального права «Золотая акция»). Здесь прежде всего проводится экспертиза
учредительных и уставных документов и анализируется ведение реестра
акционеров. Контролю подлежат: 1) работа представителей государства в органах
управления рассматриваемых предприятий; 2) эффективность и целесообразность
учредительной деятельности и кредитной политики последних; 3) изменения их
уставов и уставных капиталов; 4) реализация задач государства в работе
хозяйственных обществ и товариществ. Особое внимание уделяется контролю за
распределением прибыли, в том числе за начислением дивидендов на госпакет
акций и капитализацией части прибыли обществ. А главные государственные
приоритеты, принимаемые во внимание при определении эффективности управления
пакетами акций, равно как и в установлении самой необходимости их закрепления
в федеральной собственности, таковы: а) выполнение хозяйственными обществами
и товариществами
функций поддержания
обороноспособности; б) осуществление социальных программ; в) регулирование
естественных монополий; г) реструктурирование предприятий и создание
вертикально интегрированных структур; д) привлечение инвестиций и улучшение
финансово-экономических показателей.
Контроль за распоряжением федеральной собственностью в первую очередь включает
проведение проверок целесообразности и законности принятия решений об
отчуждении государственного имущества, соблюдения органами приватизации