Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:37, доклад
Финансовый контроль - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному благополучию. За последние полтора десятка лет коренным образом изменились экономические, политические и социальные начала российского общества, что оказало большое влияние на осуществление государством возложенных на него экономических функций и закономерно обусловило необходимость создания системы контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью участников рыночных отношений.
1. Теоретические основы
государственного финансового
Финансовый контроль - древнейшая
функция и одно из основных условий
существования государства, развития
общества на пути к экономическому
и социальному благополучию. За последние
полтора десятка лет коренным
образом изменились экономические,
политические и социальные начала российского
общества, что оказало большое
влияние на осуществление государством
возложенных на него экономических
функций и закономерно
В процессе перехода экономики
России от административно-командных
механизмов управления к рыночным,
от плановой системы хозяйствования
к рыночному финансово-
Финансовый контроль является составной частью единого механизма государственного контроля, без осуществления которого невозможно нормальное функционирование экономики и финансовой системы. Государственный финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности, то есть в процессе собирания, распределения (перераспределения) и использования фондов денежных средств. Он направлен на проверку соблюдения финансового законодательства, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности доходов и расходов всех звеньев государственной финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности, выполнения обязательств перед бюджетом и государственными внебюджетными фондами, а также поддержания правопорядка в сфере финансов в целом. В этой связи государственный финансовый контроль распространяется на министерства и ведомства, отвечающие за формирование доходной части государственного бюджета, и на министерства и ведомства, использующие средства государственного бюджета, а также предприятия, организации, банки, которым предоставлены бюджетные средства на безвозвратной и возвратной основах, а также имеющие какие-либо финансовые льготы (таможенные, налоговые, экспортно-импортные и др.).
В последние время
В юридической и экономической
науке под финансовым контролем
понимают осуществляемую с использованием
специфических организационных
форм и методов деятельность государственных
и муниципальных органов, наделенных
законом соответствующими полномочиями
в целях установления законности
и достоверности финансовых операций,
объективной оценки экономической
эффективности финансово-
Контроль за различными сферами общественной жизни является одним из главных направлений деятельности органов государственной власти. Финансовый контроль охватывает своим воздействием общественные отношения, возникающие в сфере бюджетной деятельности государства, т.е. в процессе образования, распределения и использования определенных фондов денежных средств. Механизм управления государством посредством централизованной аккумуляции финансовых ресурсов и организации процесса их перераспределения требует создания четкой системы финансового контроля, способной обеспечить законность финансовой деятельности государства и оценить ее эффективность и целесообразность.
Характерными чертами финансового контроля являются:
-осуществление в сфере
отношений, складывающихся при
образовании, распределении и
использовании денежных фондов
государства и органов
-реализация посредством
деятельности государственных
осуществление в целях
обеспечения законности, охраны собственности
правильного, эффективного и экономного
использования бюджетных
Проблемы финансового контроля в современной действительности занимают ключевое место. Поэтому исследование вопросов организации финансового контроля с точки зрения правового положения контролирующих органов является весьма своевременным. Но не стоит забывать, что единая система государственного финансового контроля - не строгая иерархия органов финансового контроля и их соподчиненность, а единство целей, принципов и согласованности действий в области финансового контроля за государственными и муниципальными средствами в Российской Федерации.
Рисунок 1. Структура государственного финансового контроля
Ключевым условием достижения целей и задач государственного финансового контроля является соблюдение принципов, т.е. основных правил, охватывающих контрольную деятельность в целом. Необходимо также отметить и основные требования к организации системы государственного финансового контроля (ГФК).
. Принцип законности
Среди всех принципов ГФК важнейшее значение имеет принцип законности, так как он является необходимым условием реализации всех остальных принципов. Свои исходные начала ГФК берет из законодательства Российской Федерации, т.е. деятельность органов ГФК (в том числе их действия, меры, предпринимаемые ими, методология и процедуры) должна строго соответствовать законам и иным нормативно-правовым актам. Должны строго соблюдаться предусмотренные законами и иными нормативно-правовыми актами права и интересы контролируемых (контролеры не должны допускать какого бы то ни было произвола в отношении контролируемых).
Принцип законности предусматривает следующее:
качество нормативно-
соблюдение норм права
органами ГФК (их представителями) при
реализации своих контрольных полномочий
(включая осуществление
В целом же законность ГФК - понятие системное, охватывающее как государственных контролеров, так и контролируемых, а также третьих лиц, включая принимающих решения государственных органов. Например, все вопросы функционирования и вторых, и третьих, вопросы их взаимоотношений с контрольными органами также определяются нормативно-правовыми актами.
. Принцип независимости
Органы ГФК (контролеры) должны
обладать организационной, функциональной,
материальной и иного характера
(с точки зрения заинтересованности,
личных или родственных связей и
т.д.) независимостью от юридических
или физических лиц, чью деятельность
они проверяют (т.е. должно быть исключено
любое влияние со стороны последних),
а также от лиц, тем или иным
образом связанных с
Рисунок 2. Принципы и требования к организации государственного финансового контроля
Принцип независимости органов
ГФК имеет важное государственное
значение, так как при реализации
этого принципа органы ГФК будут
иметь возможность успешно
Независимость должна быть формально закреплена в законодательстве, регулирующем их деятельность.
Независимость также характеризуется
четкостью и адекватностью
Фактором независимости являются, кроме того, и источники финансирования органов ГФК: финансирование системы должно быть бюджетным и выделяться отдельной строкой.
Среди специалистов распространена точка зрения, что суть независимости органа финансового контроля выражена в его праве самостоятельно определять: а) предмет своей контрольной деятельности, б) методы контроля, в) содержание и формы отчетов. Независимость также укрепляется правом контрольного органа самостоятельно определять объемы, сроки и способы проведения контрольных мероприятий. При этом не должна исключаться возможность запросов на проведение контроля со стороны других органов. Но за контрольным органом должно закрепляться право на отклонение таких запросов (по формально установленным основаниям).
В то же время независимость
снижается при законодательном
ограничении отдельных вопросов
деятельности органа ГФК. Например, независимость
Счетной палаты РФ снижена при
законодательном закреплении
В связи с затронутым вопросом полезно рассмотреть пример высшего контрольного органа Швеции - Национального ревизионного бюро (НРБ), действующего исключительно самостоятельно, независимого как от правительства, так и от парламента. То есть даже шведский парламент (включая его комитеты) не может давать НРБ каких-либо поручений или предлагать подходящие объекты для проверки. Парламент может лишь определять общие направления деятельности НРБ, которые доводятся до последнего в связи с рассмотрением предложений по бюджету. Следует также отметит, что все специальные решения шведского правительства о проведении силами НРБ отдельных расследований должны быть согласованы с НРБ и рассмотрены последним.
Наконец, необходимо упомянуть,
что всякая независимость - организационная,
функциональная, персональная, финансовая
и т.д. - невозможна без связи с
общественностью, гражданами-
. Принцип гласности (
Важность принципа гласности
ГФК определяется тем, что его
реализация способствует информированности
органов государственной власти
и широкой общественности о реальном
положении дел не только в управлении
государственной финансовой системой,
но и в государственном управлении
в целом. Гласность ГФК - необходимый
атрибут современного демократического
общества. Принцип гласности
Информация о работе Теоретические основы государственного финансового контроля