Теоретические основы государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:37, доклад

Краткое описание

Финансовый контроль - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному благополучию. За последние полтора десятка лет коренным образом изменились экономические, политические и социальные начала российского общества, что оказало большое влияние на осуществление государством возложенных на него экономических функций и закономерно обусловило необходимость создания системы контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью участников рыночных отношений.

Файлы: 1 файл

1.docx

— 33.61 Кб (Скачать)

. Требование конфиденциальности  планов контроля

Планы ГФК, решения о назначении контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемого предприятия и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно их информировать о проводимых мероприятиях (например, вывешивать соответствующие объявления).

. Требование обеспечения сочетания разной компетенции субъектов контроля в рамках бюджетного процесса и обеспечения единства их интересов в достижении конечной цели контроля

Необходимо "дробить" компетенцию  органов ГФК исполнительной, законодательной  и судебной властей, создавая такие  условия, при которых исключалась  бы возможность их взаимного согласия и заинтересованности в необъективном  контроле в ущерб финансовым интересам  государства. В то же время правовые нормы должны обеспечивать единство интересов органов ГФК разных ветвей власти в достижении финансового (и не только) благополучия государства  и его граждан.

. Требование экономической  эффективности

Так как систему организуют с учетом отдачи от ее функционирования, или, иными словами, затраты на создание и функционирование системы определенной степени сложности не должны превышать  ожидаемых (предполагаемых) убытков  от отсутствия соответствующей системы, то система ГФК должна отвечать требованию экономической эффективности (хотя и имеющему достаточно условную интерпретацию): расходы на нее не должны превышать  ожидаемых (предполагаемых) убытков  в результате отсутствия контрольных  мероприятий (т.е. не должны превышать дополнительно привлеченных в бюджет средств в результате контроля).

Эффективность Главного бюджетно-контрольного управления США (контрольного органа при  Конгрессе), к примеру, следующая: на один потраченный на контроль доллар в бюджет дополнительно поступает пять долларов; в Великобритании - тринадцать фунтов.

Данное требование, кроме  всего прочего, предполагает и необходимость  оптимизации оргструктуры ГФК, т.е. выявления и упразднения ненужных звеньев, оптимального сочетания централизации и децентрализации управления в структуре органов.

Вместе с тем, как показано ниже, такой показатель, как отношение  конечного результата (полезного  эффекта) к затратам на его получение, не может быть подсчитан с достаточной  степенью точности и поэтому не может  в полной мере служить критерием  эффективности.

В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования системы ГФК .

В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность  государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:

-отсутствует четкая и  полная нормативно-правовая база  и собственно само определение государственного финансового контроля в бюджетном законодательстве;

-организационная структура  органов государственного финансового  контроля недостаточно отражает  специфику государственного устройства  Российской Федерации;

законодательно не определены статус органов государственного финансового  контроля Российской Федерации и  ее регионов, место и роль каждого  субъекта государственного финансового  контроля в его целостной системе;

отсутствует четкое разграничение  сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;

органы контроля слабо  взаимодействуют между собой, присутствует некоторая разобщенность в приоритетах  деятельности контрольных органов;

отсутствуют единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.

Организация эффективного финансового  контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует решения  ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового  контроля в Российской Федерации.

Во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе  общегосударственного контроля.

Во-вторых, нужно разработать  механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной  и исполнительной ветвей власти.

Решение указанных задач  позволит перевести государственный  финансовый контроль на качественно  новый уровень, а создание единого  поля финансового контроля будет  способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.


Информация о работе Теоретические основы государственного финансового контроля