Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Февраля 2013 в 10:37, доклад
Финансовый контроль - древнейшая функция и одно из основных условий существования государства, развития общества на пути к экономическому и социальному благополучию. За последние полтора десятка лет коренным образом изменились экономические, политические и социальные начала российского общества, что оказало большое влияние на осуществление государством возложенных на него экономических функций и закономерно обусловило необходимость создания системы контроля и надзора за финансово-хозяйственной деятельностью участников рыночных отношений.
. Требование конфиденциальности планов контроля
Планы ГФК, решения о назначении контроля не должны стать преждевременно известны контролируемым или преданы гласности во избежание подтасовок фактов или других негативных действий с их стороны. Но в процессе самого контроля в целях установления тесного контакта с работниками ревизуемого предприятия и вскрытия с их помощью нарушений целесообразно их информировать о проводимых мероприятиях (например, вывешивать соответствующие объявления).
. Требование обеспечения сочетания разной компетенции субъектов контроля в рамках бюджетного процесса и обеспечения единства их интересов в достижении конечной цели контроля
Необходимо "дробить" компетенцию органов ГФК исполнительной, законодательной и судебной властей, создавая такие условия, при которых исключалась бы возможность их взаимного согласия и заинтересованности в необъективном контроле в ущерб финансовым интересам государства. В то же время правовые нормы должны обеспечивать единство интересов органов ГФК разных ветвей власти в достижении финансового (и не только) благополучия государства и его граждан.
. Требование экономической эффективности
Так как систему организуют с учетом отдачи от ее функционирования, или, иными словами, затраты на создание и функционирование системы определенной степени сложности не должны превышать ожидаемых (предполагаемых) убытков от отсутствия соответствующей системы, то система ГФК должна отвечать требованию экономической эффективности (хотя и имеющему достаточно условную интерпретацию): расходы на нее не должны превышать ожидаемых (предполагаемых) убытков в результате отсутствия контрольных мероприятий (т.е. не должны превышать дополнительно привлеченных в бюджет средств в результате контроля).
Эффективность Главного бюджетно-контрольного управления США (контрольного органа при Конгрессе), к примеру, следующая: на один потраченный на контроль доллар в бюджет дополнительно поступает пять долларов; в Великобритании - тринадцать фунтов.
Данное требование, кроме всего прочего, предполагает и необходимость оптимизации оргструктуры ГФК, т.е. выявления и упразднения ненужных звеньев, оптимального сочетания централизации и децентрализации управления в структуре органов.
Вместе с тем, как показано ниже, такой показатель, как отношение конечного результата (полезного эффекта) к затратам на его получение, не может быть подсчитан с достаточной степенью точности и поэтому не может в полной мере служить критерием эффективности.
В логическом смысле совокупность указанных выше принципов и требований и является основанием функционирования системы ГФК .
В нынешних условиях существуют факторы, ограничивающие действенность государственного финансового контроля в Российской Федерации. Основные из них заключаются в том, что в настоящее время в России:
-отсутствует четкая и
полная нормативно-правовая
-организационная структура
органов государственного
законодательно не определены статус органов государственного финансового контроля Российской Федерации и ее регионов, место и роль каждого субъекта государственного финансового контроля в его целостной системе;
отсутствует четкое разграничение сфер деятельности, что вызывает многочисленные коллизии и перекладывание ответственности;
органы контроля слабо
взаимодействуют между собой, присутствует
некоторая разобщенность в
отсутствуют единая информационная база, единый методологический подход к процессу осуществления контроля.
Организация эффективного финансового контроля над государственными бюджетными потоками настоятельно требует решения ряда взаимосвязанных задач по реформированию системы государственного финансового контроля в Российской Федерации.
Во-первых, необходимо принятие единого федерального закона о системе общегосударственного контроля.
Во-вторых, нужно разработать механизм взаимодействия органов государственного финансового контроля законодательной и исполнительной ветвей власти.
Решение указанных задач позволит перевести государственный финансовый контроль на качественно новый уровень, а создание единого поля финансового контроля будет способствовать дальнейшему развитию и повышению результативности деятельности контрольных органов.
Информация о работе Теоретические основы государственного финансового контроля