Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы
государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50
материалам контрольных мероприятий, проведенных Счетной палатой (с учетом
возобновленных уголовных дел).
Количественные данные о рассмотрении и выполнении представлений Счетной
палаты в 2001 году приведены в таблице.
Количественные данные о рассмотрении и выполнении в 2001 году представлений,
направленных Счетной палатой Российской Федерации по результатам контрольных
мероприятий
Кому
направлены
представления |
Количество представлений | ||||||
Направлено | В
стадии рассмотре-
ния (срок исполнения не истек) |
Не рассмотрено (ответ не получен, срок исполнения истек) | Рассмотрено (получен ответ) | Выполнено | Выполнено в неполном объеме | Не выполнено | |
Всего: | 451 | 38 | 35 | 378 | 261 | 114 | 3 |
Правительство Российской Федерации | 59 | 3 | 7 | 49 | 32 | 17 | - |
Минфин России | 49 | 6 | 5 | 38 | 27 | 11 | - |
Минэкономразвития России | 5 | 2 | 1 | 2 | 2 | - | - |
МНС России | 19 | 2 | 2 | 15 | 11 | 4 | - |
Минимущество России | 8 | 1 | - | 7 | 5 | 2 | - |
Правоохранительные органы: Генпрокуратура России, МВД России | 13 | 1 | - | 12 | 2 | 10 | - |
Прочие федеральные органы исполнительной власти | 132 | 16 | 5 | 111 | 73 | 38 | - |
[17]
Показатели выполнения представлений Счетной палаты, срок ответа по которым
истек, в 2001 году распределились следующим образом:
Рис. 3.2. Выполнение представлений Счетной палаты, срок ответа по которым
В отчетном году Счетной палатой были подготовлены и направлены в
Государственную Думу заключения и предложения более чем по 20 законопроектам.
Аудиторы Счетной палаты и специалисты ее аппарата привлекались комитетами
палат Федерального Собрания к рассмотрению отдельных вопросов, принимали
участие в дискуссиях на заседаниях ряда комитетов, в парламентских слушаниях,
«круглых столах», конференциях.
Возмещение государственных средств составило 2762,2 млн. рублей. Процент
возвращаемости средств остался на достаточно низком уровне и составил 1,14%
от выявленного ущерба.
Критерий экономичности включает в себя показатели:
— объем средств, затраченных на осуществление финансового контроля;
— объем средств,
затраченных проверяемым
материалов для проверяющих;
— уровень экономичности
— отношение полученного
реализации представлений Счетной палаты к затратам на содержание Счетной
палаты.
В 2001 году финансовые средства на содержание Счетной палаты, предусмотренные
Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2001 год» в сумме 261,7 млн.
рублей, были получены своевременно и в полном объеме. Кроме того, отдельным
решением Правительства Российской Федерации на содержание Счетной палаты были
выделены 28,3 млн. рублей за счет дополнительных доходов федерального
бюджета.
Общая сумма бюджетных средств, направленных в 2001 году на содержание Счетной
палаты (290 млн. рублей), составила 2% от суммы выявленного в 2001 году
нецелевого расходования бюджетных средств и 9,7% от суммы возвращенных
государственных средств.
Кроме названных критериев и их показателей, определяющих собственно
эффективность финансового контроля как действия, целесообразно использовать
еще два критерия, оценивающих деятельность Счетной палаты как контрольного
органа.
Такими критериями являются:
Критерий интенсивности деятельности, включающий показатели:
— количество контрольных мероприятий (на одного инспектора, инспекцию,
аудиторское направление, Счетную палату);
— объем проверенных средств (одним инспектором, инспекцией, аудиторским
направлением, Счетной палатой);
— количество проверенных объектов (одним инспектором, инспекцией, аудиторским
направлением, Счетной палатой).
В 2001 году Счетной палатой проведено 409 контрольных мероприятий, в том
числе 34 – по поручениям палат Федерального Собрания Российской Федерации,
обращениям членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы и
запросам органов государственной власти. Контрольными мероприятиями было
охвачено 1545 предприятий и организаций, расположенных на территориях 55
субъектов Российской Федерации. В динамике ситуация выглядит следующим
образом:
Рис. 3.3. Динамика контрольных мероприятий
Критерий динамичности деятельности, включающий показатели:
— уровень результативности контрольных мероприятий: отношение количества
представлений (предписаний) к количеству контрольных мероприятий:
451 / 409 = 1,103;
— уровень эффективности контрольного мероприятия: отношение объема средств,
использованных с нарушением действующего законодательства, к общему объему
проверенных средств;
— уровень жесткости контроля: отношение объема штрафных санкций к объему
средств, использованных не по целевому назначению;
— уровень действенности представлений (предписаний): отношение количества
исполненных представлений (предписаний) к общему количеству направленных
представлений (предписаний):
261 / 451 = 0,579;
— уровень эффективности представлений (предписаний): отношение объема
средств, возвращенных в бюджет и на бюджетные счета, к общему объему средств,
использованных не по целевому назначению; отношение количества принятых
поправок, постановлений, нормативных актов к количеству направленных
предложений по поправкам к законам, постановлениям, нормативным актам;
— уровень макроэффективности контрольной деятельности: отношение
дополнительных поступлений в бюджет (экономии) бюджетных средств к затратам
на содержание Счетной палаты (контрольных служб):
2762,2 млн. / 290 млн. = 9,525.
В настоящее время работа органов государственного финансового контроля в
России характеризуется несогласованностью и разобщенностью, отсутствием
четкого взаимодействия. И связано это в первую очередь с тем, что не
сформирована целостная система контроля за финансовыми потоками и
использованием государственной и муниципальной собственности. Статус и
полномочия контрольных органов определяют многочисленные правовые акты,
зачастую допускающие дублирование и параллелизм при выполнении
соответствующих функций. Разумеется, такая ситуация весьма негативно
сказывается на народнохозяйственном развитии.
В Российской Федерации до настоящего времени отсутствует теоретически
проработанная и законодательно оформленная концепция общегосударственного
финансового контроля. Все существующие и обсуждаемые в экономической
литературе предложения и варианты ограничиваются только государственным
финансовым контролем и основываются на двух подходах.
Первый подход отражает позицию ряда авторов, рассматривающих процесс
реформирования
действующих органов
сверху донизу,
выстроенную системную
точки зрения — объединение всех контролирующих и даже надзорных органов в
единый контрольный орган федерального подчинения, который либо функционирует
самостоятельно, либо подчиняется Счетной палате или Генеральной прокуратуре РФ.
[5, с. 61]
Усиление роли Счетной палаты как органа, осуществляющего функции контроля за
бюджетным процессом,
за целесообразностью и
государственных средств и коммерческого применения государственной
собственности является одним из основных постулатов этого подхода. Поэтому
для полноценного
выполнения названных функций
правообеспечивающих деятельность Счетной палаты решений.
По поводу построения системы государственного финансового контроля в России
существует и другой подход, авторы которого активно выступают против создания
жестко иерархической
соподчиненной контрольной
государственным органом. Они считают, что «системность» вовсе не требует
«монолитности», то есть многоуровневой соподчиненности по принципу
иерархической замкнутости, не позволяющей мобильно реагировать на динамичное
изменение рыночных отношений. Системность при этом трактуется как наиболее
рациональное соотношение между элементами централизации и децентрализации
органов контроля,
обеспечение координации
части научного и методического потенциала при сохранении их самостоятельного
статуса.
В соответствии с рассматриваемой позицией структурная основа государственной
системы контроля должна складываться, с одной стороны, из высших органов