Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа
Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.
Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы
государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50
материальный ущерб государству;
· несоблюдения финансово-хозяйственного, в том числе бюджетного,
законодательства;
·
недостатков в организации
контроля) финансово-хозяйственной деятельностью государственных органов,
организаций с полным или частичным государственным участием или особо с ним
связанных.
В общем и целом цель ГФК — обеспечение соблюдения принципов законности,
целесообразности
и эффективности
управлению — включая стадии планирования, формирования, распределения и
использования — государственными финансовыми ресурсами, материальными
ценностями и нематериальными объектами, их сохранности и приумножения для
выполнения функций государства. [7]
В соответствии с этим основными его задачами являются:
§ организация и осуществление контроля за своевременным исполнением
доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных
внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение
эффективности и целесообразности расходования государственных средств и
использования федеральной собственности;
§ оценка обоснованности доходных и расходных статей федерального
бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;
§ финансовая экспертиза проектов федеральных законов, а также
нормативных правовых
актов федеральных органов
предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета,
или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов
федеральных внебюджетных фондов;
§ анализ выявленных отклонений от установленных показателей
федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов и подготовка
предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование
бюджетного процесса в целом;
§ контроль за законностью и своевременностью движения средств
федерального бюджета
и средств федеральных
России, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях
Российской Федерации;
§ обеспечение поступления в доходную часть государственного бюджета
налоговых, таможенных и прочих платежей, обеспечивающих формирование доходной
части государственного бюджета;
§ оценка эффективности деятельности министерств и ведомств по
использованию средств государственного бюджета и внебюджетных средств;
§ контроль за правильностью ведения бухгалтерского учета и отчетности;
§
улучшение бюджетной и
§ выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней и
снижения расходной части бюджета;
§ контроль за реализацией механизма межбюджетных отношений;
§ проверка обращения средств бюджета и внебюджетных средств в банках и
других кредитных учреждениях;
§ контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов
финансовой поддержки регионов;
§ пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых и
таможенных льгот, государственных дотаций, субвенций и другой помощи
отдельным категориям плательщиков или регионам;
§ выявление финансовых злоупотреблений в сфере бюджетных и
межбюджетных отношений;
§ проведение профилактической информационной работы с целью повышения
бюджетной дисциплины.
Государственный финансовый контроль предназначен для реализации финансовой
политики государства, создания условий для финансовой стабилизации.
Большое значение для развития государственного финансового контроля имеет
Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственного финансового
контроля в РФ» от 25 июля 1996 г.
Данным Указом установлено, что в РФ государственный контроль включает в себя
контроль за исполнением федерального бюджета и бюджета федеральных внебюджетных
фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов,
состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных
резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Одновременно в
соответствии с установленным
функций и полномочий указываются конкретные субъекты государственного
финансового контроля: Счетная палата РФ, Центральный Банк РФ, Минфин РФ
(Главное управление федерального Казначейства, Департамент страхового надзора,
Контрольно-ревизионное управление), Министерство по налогам и сборам,
Государственный таможенный комитет РФ, контрольно-ревизионные органы
федеральных органов исполнительной власти, иные органы, осуществляющие контроль
за поступлением
и расходованием средств
внебюджетных фондов. [2]
Предметом государственного финансового контроля являются средства
консолидированного государственного бюджета как на этапе их формирования, так и
на этапах распределения и использования.
Метод финансового контроля можно сформулировать как комплексное,
органически взаимосвязанное изучение законности, достоверности,
целесообразности и экономической эффективности хозяйственных и финансовых
операций и процессов на основе использования учетной, отчетной, плановой
(нормативной) и
другой экономической
фактического состояния объектов контроля.
Анализ литературы о сущности методов контроля позволяет выделить из них две
группы: общенаучные методы и специфические контрольные методы.
Общенаучные методические приемы включают анализ и синтез, индукцию, дедукцию,
аналогию и моделирование,
абстрагирование и
функционально-стоимостный анализ.
Собственные методические приемы государственного финансового контроля
представляют собой специфические приемы контроля, выработанные практикой.
Формируются эти приемы в зависимости от целевой функции контроля. Например,
методические приемы финансового контроля базируются на методиках бухгалтерского
учета, статистики, экономического анализа и других экономических наук. Вместе с
тем методические приемы финансового контроля применяются в исследованиях других
экономических наук (управление, планирование, финансирование, кредитование и
т.п.). [12, с. 9]
По информационному обеспечению различают методы документального и
фактического контроля.
Документальный контроль заключается в установлении сущности и
достоверности хозяйственной операции по данным первичной документации, учетных
регистров и отчетности, в которых она нашла отражение, т.е. в бухгалтерском,
оперативном и статистическом учете. Так, выполнение планов производства и
реализации продукции, ее себестоимости и рентабельности на контролируемом
предприятии определяется по данным, содержащимся в первичной документации,
учете и отчетности.
Фактический контроль состоит в определении действительного, реального
состояния объекта проверки путем перерасчета, взвешивания, обмера,
лабораторного анализа и других методов проверки. К объектам фактического
контроля относятся: наличные деньги в кассе, основные средства, материальные
ценности, готовая продукция, незавершенное производство.
Фактический и документальный контроль выполняется во взаимной связи, так как
только их совместное применение позволяет установить действительное состояние
объектов проверки и их сохранности, разработать мероприятия по устранению
имеющихся недостатков.
Основными методами государственного финансового контроля являются:
· проверки;
· обследования;
· надзор;
· анализ финансового состояния;
· наблюдение (мониторинг);
· ревизии.
Проверки производятся по отдельным вопросам финансово-хозяйственной
деятельности на основе отчётных, балансовых и расходных документов. В процессе
проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по
их устранению.
Объектами документальных проверок являются бухгалтерская, статистическая,
операционно-техническая отчетность, сметы расходов и расчеты к ним, расчеты
по налогам и т.п.
Обследование в отличие от проверки охватывает более широкий спектр
финансово-экономических показателей обследуемого экономического субъекта для
определения его финансового состояния и возможных перспектив развития. В ходе
обследования могут осуществляться контрольные обмеры выполнения работ, расхода
материалов, топлива, энергии и т.д.
Надзор производится контролирующими органами за экономическими
субъектами, получившими лицензию на тот или иной вид финансовой деятельности, и
предполагает соблюдение ими установленных правил и нормативов, нарушение
которых влечёт за собой отзыв лицензии. Например, осуществляется надзор со
стороны ЦБ России за деятельностью коммерческих банков; со стороны Департамента
страхового надзора Минфина России — за страховыми фирмами.
Анализ финансового состояния как разновидность финансового контроля
предполагает детальное изучение периодической или годовой
финансово-бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов финансовой
деятельности и ликвидности, обеспеченности собственным капиталом и
эффективности его использования.
Наблюдение (мониторинг) — постоянный контроль со стороны кредитных
организаций за использованием выданной ссуды и финансовым состоянием