Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение государственного финансового контроля,
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................................3
1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4
2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль........................................................................................................................9
3 Методы финансового контроля....................................................................................................18
Заключение....................................................................................................................................21
Задача..............................................................................................................................................22
Список использованных источников....................................

Файлы: 1 файл

Контрольная. Финансовое право. Тема 3.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

Содержание

   Введение...........................................................................................................................................3

1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4

2 Формы  и виды государственного финансового  контроля. Органы, осуществляющие финансовый  контроль........................................................................................................................9

3 Методы финансового контроля....................................................................................................18

   Заключение....................................................................................................................................21

   Задача..............................................................................................................................................22

   Список использованных источников...........................................................................................24 

 

     

Введение

     Общеизвестно, что образование фондов денежных средств государства и их использование  в процессе выполнения государственных  задач во многом происходит посредством  хозяйственной деятельности как  государственных, так и негосударственных  организаций (например, исполнение ими  своих налоговых и иных финансовых обязательств перед государством, использование  государственных ресурсов в процессе реализации тех или иных государственных  программ и т.д.). При этом государственный  финансовый контроль обеспечивает вскрытие отклонений от базовых правил и нормативных  требований к процедурам управления государственными финансовыми потоками и инициирующей их финансово-хозяйственной  деятельностью экономических субъектов, от параметров его законности, эффективности  и целесообразности (при наличии  же таких отклонений государственный  финансовый контроль обеспечивает принятие соответствующих корректирующих и  превентивных мер).

     От  того, насколько качественной будет  информация, предоставляемая системой государственного финансового контроля, во многом зависит обоснованность решений, затрагивающих различные сферы  как государственной финансово-экономической  политики, так и финансово-хозяйственной  деятельности государственных организаций, организаций с государственным  участием или особо связанных  с деятельностью государства. А  это, как известно, является основной предпосылкой устойчивости хозяйственного и, как следствие этого, социально-политического  развития страны в целом. Иными словами, эффективность государственного финансового  контроля является одним из важных факторов финансово-экономического и  социально-политического благополучия нации.

     Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:

     - рассмотреть понятие и значение  государственного финансового контроля,

     - изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;

     - изучить методы финансового контроля.

     Теоретической базой при написании работы явились  законодательные и нормативно-правовые акты Российской Федерации, научные  труды российских ученых, публикации журналов. 
 

     1 Понятие и значение государственного финансового контроля

     Государственный финансовый контроль представляет собой  институт Общей части финансового  права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В  то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового  контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах [1]. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права [2, с. 134].

     Государственный финансовый контроль является составной  частью финансового контроля и одним  из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать  в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную  функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.

     Подобное  понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран  мира и закреплено в международных  документах. Так, в преамбуле Лимской  Декларации руководящих принципов  контроля, принятой IX Конгрессом Международной  организации высших контрольных  органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми  средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность  перед обществом [3, с. 58]. Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями.

     Финансовый  контроль служит формой реализации контрольной  функции финансов и с позиций  финансового права призван в  первую очередь охранять и обеспечивать права государства. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому  он осуществляется во всех сферах общественного  воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

     Указом  Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах  по обеспечению государственного финансового  контроля в Российской Федерации» [4] установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

     Установление  контроля за финансовой деятельностью  является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный  финансовый контроль осуществляется в  целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет  несколько аспектов.

     Во-первых, государственный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.

     Во-вторых, государственный финансовый контроль - это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.

     В-третьих, государственный финансовый контроль - это форма обратной связи в системе финансово - правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.

     В-четвертых, государственный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права [2, c. 135].

     С учетом изложенного для объективной  оценки роли и места финансового  контроля его следует рассматривать  в двух аспектах: узком и широком.

     В широком аспекте государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.

     В узком аспекте государственный финансовый контроль - это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны [5, с. 256].

     Финансовый  контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный  способ обеспечения законности в  финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время  государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические  черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и агентов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфер, сфер денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.

     Объектами государственного финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.

     Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.

     Субъектами  государственного финансового контроля являются государственные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.

     Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом и субъекты РФ, органы государственной власти, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.

     Цель  государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении органами исполнительной власти всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ [6]).

     Однако  целью государственного финансового  контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства.

     Выполнение  основной цели государственного финансового  контроля - обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности - осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:

     - обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;

     - обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;

     - улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;

     - проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;

     - проверка выполнения финансовых обязательств перед государством организациями и физическими лицами;

     - проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;

     - проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;

     - проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации