Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа
Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение государственного финансового контроля,
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.
Введение...........................................................................................................................................3
1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4
2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль........................................................................................................................9
3 Методы финансового контроля....................................................................................................18
Заключение....................................................................................................................................21
Задача..............................................................................................................................................22
Список использованных источников....................................
Содержание
Введение......................
1 Понятие
и значение государственного финансового
контроля......................
2 Формы
и виды государственного
3
Методы финансового контроля......................
Заключение....................
Задача........................
Список использованных источников....................
Введение
Общеизвестно,
что образование фондов денежных
средств государства и их использование
в процессе выполнения государственных
задач во многом происходит посредством
хозяйственной деятельности как
государственных, так и негосударственных
организаций (например, исполнение ими
своих налоговых и иных финансовых
обязательств перед государством, использование
государственных ресурсов в процессе
реализации тех или иных государственных
программ и т.д.). При этом государственный
финансовый контроль обеспечивает вскрытие
отклонений от базовых правил и нормативных
требований к процедурам управления
государственными финансовыми потоками
и инициирующей их финансово-хозяйственной
деятельностью экономических
От
того, насколько качественной будет
информация, предоставляемая системой
государственного финансового контроля,
во многом зависит обоснованность решений,
затрагивающих различные сферы
как государственной финансово-
Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
-
рассмотреть понятие и
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.
Теоретической
базой при написании работы явились
законодательные и нормативно-
1 Понятие и значение государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль представляет собой институт Общей части финансового права. Эта позиция является общепризнанной в науке финансового права. В то же время некоторые ученые отмечают только специфические виды финансового контроля, осуществляемые различными органами в бюджетной, налоговой, кредитной, страховой и других сферах [1]. В науке существует обоснованная позиция, относящая финансовый контроль к подотрасли финансового права [2, с. 134].
Государственный финансовый контроль является составной частью финансового контроля и одним из видов государственного контроля. Контроль необходимо рассматривать в качестве одной из форм управленческой деятельности, т. е. как самостоятельную функцию управления, имеющую целевую направленность, определенное содержание и способы его осуществления.
Подобное понимание финансового контроля присуще большинству развитых стран мира и закреплено в международных документах. Так, в преамбуле Лимской Декларации руководящих принципов контроля, принятой IX Конгрессом Международной организации высших контрольных органов, организация контроля определена в качестве обязательного элемента управления общественными финансовыми средствами, так как такое управление влечет за собой ответственность перед обществом [3, с. 58]. Такой подход позволяет осуществить сравнительный анализ финансового контроля, сопоставить фактические результаты финансовой деятельности с заранее установленными (запланированными) показателями.
Финансовый контроль служит формой реализации контрольной функции финансов и с позиций финансового права призван в первую очередь охранять и обеспечивать права государства. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому он осуществляется во всех сферах общественного воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.
Указом Президента РФ от 25 июля 1996 г. № 1095 «О мерах по обеспечению государственного финансового контроля в Российской Федерации» [4] установлено, что государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.
Установление контроля за финансовой деятельностью является одним из направлений финансовой политики государства. Государственный финансовый контроль осуществляется в целях реализации финансовой политики, и в таком качестве он имеет несколько аспектов.
Во-первых, государственный финансовый контроль представляет собой одну из функций государственного управления. Он обеспечивает проверку финансовой деятельности участников финансовых правоотношений в целях предотвращения или выявления нарушений норм права.
Во-вторых, государственный финансовый контроль - это одна из стадий конкретных управленческих действий государства. Так, установив правило подачи физическими лицами налоговой декларации, государство в лице налоговых органов получает возможность сопоставлять расходы и доходы конкретного гражданина, контролировать полноту и своевременность уплаты им обязательных платежей в бюджет.
В-третьих, государственный финансовый контроль - это форма обратной связи в системе финансово - правового регулирования, поскольку, получая информацию о совершаемых противоправных деяниях в финансовой сфере, государство оценивает проводимую финансовую политику и осуществляет ее своевременную корректировку.
В-четвертых, государственный финансовый контроль представляет собой способ поддержания режима законности и правопорядка в финансовой сфере, поскольку он направлен на обеспечение соблюдения норм финансового права [2, c. 135].
С учетом изложенного для объективной оценки роли и места финансового контроля его следует рассматривать в двух аспектах: узком и широком.
В широком аспекте государственный финансовый контроль - это совокупность мер государственного регулирования, обеспечивающих в целях осуществления эффективной государственной финансовой политики экономическую безопасность России и соблюдение государственных интересов в процессе публичной финансовой деятельности.
В узком аспекте государственный финансовый контроль - это контроль государства и муниципальных образований в лице компетентных органов, а также иных уполномоченных органов за законностью и целесообразностью действий в процессе аккумулирования, распределения и использования денежных фондов государства и муниципальных образований в целях эффективного социально-экономического развития страны [5, с. 256].
Финансовый контроль, как и контроль вообще, представляет собой специальный способ обеспечения законности в финансовом праве и осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности. Поскольку финансовый контроль является разновидностью государственного контроля, он несет в себе все сущностные черты последнего. В то же время государственный финансовый контроль имеет некоторые специфические черты, отличающие его от иных направлений контрольной деятельности и заключающиеся в особенностях его объекта и предмета, состава субъектов контроля (органов и агентов) и подконтрольных субъектов, целей и задач, а также форм и методов. Специфика государственного финансового контроля зависит и от сфер финансовой деятельности, в которых он осуществляется: бюджетной, налоговой, кредитной, страховой сфер, сфер денежного обращения и валютного регулирования, аккумулирования, распределения и использования финансов предприятий и др.
Объектами государственного финансового контроля являются движение денежных средств в процессе аккумулирования, распределения и использования публичных денежных фондов, а также материальные, трудовые и иные ресурсы.
Предметом государственного финансового контроля выступают валютные и кассовые операции, сметы предприятий, налоговые декларации, операции с бюджетными средствами, бухгалтерская документация и т. д.
Субъектами государственного финансового контроля являются государственные органы, а также негосударственные организации и учреждения, которые наделены полномочиями проводить мероприятия по проверке соблюдения финансового законодательства.
Подконтрольными субъектами выступают Российская Федерация в целом и субъекты РФ, органы государственной власти, организации, предприятия, учреждения и физические лица, совершающие или опосредующие финансовые операции. В системе правоотношений, складывающихся в сфере государственного финансового контроля, эти лица становятся адресатами властных предписаний, что и обусловливает необходимость контроля за выполнением установленных правил поведения.
Цель государственного финансового контроля может быть определена как обеспечение законности и эффективности публичной финансовой деятельности. Наиболее очевидно это выражается в проверке соблюдения различных финансово-правовых режимов: налоговых режимов, режимов валютных ограничений, иммунитета бюджета и т. д. Финансовый контроль за законностью распространяется и на совершение финансовых действий (операций), установленных не только запрещающими нормами. Например, подконтрольными являются требования о предоставлении органами исполнительной власти всей информации, необходимой для осуществления парламентского контроля законодательным (представительным) органам в пределах их компетенции по бюджетным вопросам (п. 3 ст. 265 БК РФ [6]).
Однако целью государственного финансового контроля не является воздействие на правовой режим осуществления каких-либо финансовых операций, поскольку выполнение законных требований органов финансового контроля не должно препятствовать или делать невозможным аккумулирование, распределение или использование денежных фондов государства.
Выполнение основной цели государственного финансового контроля - обеспечение законности и эффективности финансовой деятельности - осуществляется путем решения определенных задач, зависящих от проводимой государством финансовой политики:
- обеспечение экономической безопасности государства при формировании публичных централизованных и децентрализованных денежных фондов;
- обеспечение надлежащего контроля за формированием государственных доходов и рациональным их использованием;
- улучшение взаимодействия и координации деятельности контрольных органов в Российской Федерации;
- проверка выполнения Российской Федерацией, субъектами РФ функций по аккумулированию, распределению и использованию соответствующих финансовых ресурсов;
- проверка выполнения финансовых обязательств перед государством организациями и физическими лицами;
- проверка целевого использования бюджетными получателями и распорядителями выделенных бюджетных средств;
- проверка финансовой деятельности предприятий, учреждений, организаций;
- проверка осуществления субъектами финансового права денежных расчетов и правил ведения кассовых операций;
Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации