Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение государственного финансового контроля,
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................................3
1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4
2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль........................................................................................................................9
3 Методы финансового контроля....................................................................................................18
Заключение....................................................................................................................................21
Задача..............................................................................................................................................22
Список использованных источников....................................

Файлы: 1 файл

Контрольная. Финансовое право. Тема 3.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

     Особенностями деятельности Контрольного управления Президента РФ является избирательность  сферы, времени и методов проведения контроля; обязательность исполнения поручений Президента РФ; отсутствие полномочий по применению мер принуждения.

     В целях обеспечения реализации Президентом  РФ своих полномочий, в том числе  и в сфере финансового контроля, образован институт полномочных  представителей Президента РФ в федеральных  округах [12]. Во исполнение Указа Президента РФ «О полномочном представителе Президента Российской Федерации в федеральном округе» и в целях обеспечения взаимодействия с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах Правительством РФ принято постановление от 12 августа 2000 г. № 592 «О взаимодействии Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти с полномочными представителями Президента Российской Федерации в федеральных округах и схеме размещения территориальных органов федеральных органов исполнительной власти» [13]. Согласно этому постановлению в составе Министерства финансов РФ и Министерства по налогам и сборам РФ образуются структурные подразделения, ответственные за координацию взаимодействия указанных министерств и их территориальных органов с полномочными представителями Президента РФ в федеральных округах.

     Появление в России федеральных округов  подчеркивает стремление федерального центра к обеспечению реализации конституционных полномочий Президента РФ, повышению эффективности функционирования федеральных органов государственной  власти и совершенствованию системы  контроля за исполнением решений  федерального уровня. В сфере финансовой деятельности государства наличие  федеральных округов позволяет  федеральному центру более координированно  проводить единую финансовую политику и осуществлять контроль за бюджетной  деятельностью субъектов РФ.

     Совместно с полномочными представителями  Президента РФ в федеральных округах  и Контрольным управлением Президента РФ финансовый контроль от имени Президента РФ осуществляет и Управление Президента РФ по внутренней политике [14], к функциям которого (в числе прочих) относится подготовка предложений для Президента РФ о приостановлении действия Конституции РФ и федерального законодательства, а также проведение проверок исполнения в субъектах РФ федеральных законов, указов и распоряжений Президента РФ, постановлений и распоряжений Правительства РФ.

     Финансовый  контроль органов исполнительной власти общей компетенции реализуется через Правительство РФ, правительства, администрации, мэрии субъектов РФ и администрации муниципальных образований, которые осуществляют контрольные полномочия как самостоятельно, так и посредством организации деятельности специализированных контролирующих структур.

     Правительство РФ является высшим исполнительным органом государственной власти России и в соответствии с Конституцией РФ (ст. 114) и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» [15] контролирует разработку и исполнение федерального бюджета, проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики, осуществляет контроль валютных отношений.

     В целях повышения эффективности  проведения финансового контроля Правительство  РФ имеет право образовывать специализированные комиссии.

     Контроль  за финансовой сферой Правительство  РФ осуществляет и посредством правотворчества, принимая нормативные и индивидуальные акты. Например, постановлениями Правительства  РФ определен порядок и установлены  размеры сумм, выплачиваемых участникам налогового контроля, утверждено положение о Министерстве финансов РФ и т. д.

     Большое значение в финансово-контрольной  деятельности имеют специально образованные органы исполнительной власти: Министерство финансов РФ, Федеральное казначейство, федеральные службы по финансовым рынкам, страхового надзора, финансово-бюджетного надзора, по финансовому мониторингу, Федеральная налоговая служба, финансовые органы субъектов РФ и т. д.

     Министерство  финансов РФ осуществляет внутренний контроль за использованием бюджетных средств главными распорядителями и получателями бюджетных средств, а также организует финансовый контроль, проверки и ревизии юридических лиц, получающих гарантии Правительства РФ, бюджетные кредиты, бюджетные ссуды и бюджетные инвестиции. В определенных случаях Министерство финансов РФ имеет право осуществлять финансовый контроль за исполнением бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов.

     Федеральное казначейство осуществляет финансовый контроль за ведением операций с бюджетными средствами главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств, кредитных организаций и других участников финансовых правоотношений. В процессе проведения финансового контроля Федеральное казначейство взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти и координирует их работу.

     К числу органов исполнительной власти специальной компетенции, осуществляющих финансовый контроль, относится Федеральная служба по финансовым рынкам, Федеральная служба по финансовому мониторингу

     Федеральная служба по финансовому мониторингу была образована Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» [16] на базе Комитета РФ по финансовому мониторингу.

     Финансовая  разведка наделена определенными полномочиями по принятию мер противодействия  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем. Основной задачей  рассматриваемой структуры является анализ поступающей финансовой информации, выявление и изучение конкретных структур и способов их работы, занимающихся незаконными денежными операциями, финансирующих криминальные и террористические группы. Для реализации указанной  цели Федеральная служба по финансовому  мониторингу осуществляет сбор, обработку  и анализ информации об операциях  с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих контролю в  соответствии с российским законодательством; создает единую информационную систему  и ведет федеральную базу данных в сфере противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

     При наличии достаточной информации, свидетельствующей о связи какой-либо сделки с легализацией (отмыванием) денежных средств, полученных незаконным путем, Федеральная служба по финансовому  мониторингу направляет полученные сведения в компетентные правоохранительные органы.

     Главные распорядители и распорядители  бюджетных средств осуществляют финансовый контроль за целевым использованием бюджетных средств, своевременным их возвратом, а также предоставлением отчетности и внесением платы за пользование бюджетными средствами. Указанные контролирующие субъекты проводят проверки подведомственных государственных и муниципальных предприятий, а также бюджетных учреждений.

     Финансовый  контроль за движением финансовых средств  на уровне субъектов РФ осуществляют территориальные учреждения федеральных  органов исполнительной власти, а  также финансово-контрольные органы, образованные в структуре органов  государственной власти субъектов  РФ.

     Внутренний финансовый контроль осуществляется в границах компетенции отдельного министерства или ведомства (внутриведомственный) или в пределах отдельного предприятия, организации, учреждения (внутрихозяйственный).

     Ведомственный финансовый контроль осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, иными структурами министерств, ведомств и органов государственного управления за деятельностью подотчетных предприятий, учреждений и организаций, которые не реже одного раза в год проводят комплексные ревизии и тематические проверки поступлений и расходования бюджетных средств в федеральных органах исполнительной власти, а также на предприятиях, в учреждениях и организациях, использующих средства федерального бюджета. Средства, израсходованные с нарушением финансового законодательства, а также доходы, полученные от их использования, подлежат возврату в федеральный бюджет в течение одного месяца после выявления контролирующим органом указанных нарушений [2, c. 160].

     Внутрихозяйственный финансовый контроль проводится в рамках отдельного хозяйствующего субъекта по его инициативе или органа, им управляющего, имеющимися экономическими, финансовыми и юридическими службами.

     Внутренний  контроль осуществляется в интересах  собственника, поэтому его основной целью является оказание помощи руководству  или органу управления по эффективному ведению финансовой деятельности. Данный вид контроля в числе прочих выполняет информирующую и подготовительную функции. По результатам проверки службы, проводящие внутренний контроль, составляют и представляют руководству (органу управления) данные финансового анализа, оценки ведения бухгалтерского учета и статистической отчетности, финансовые резолюции по заключенным или выполненным гражданско-правовым и трудовым договорам и т. д. На основе полученной информации собственник проверяемого объекта принимает меры по повышению эффективности финансовой и хозяйственной деятельности, устранению или предупреждению фактов нарушения финансовой дисциплины, привлечению (если необходимо) иных контролирующих субъектов. Внутренний контроль особенно необходим перед обязательной финансовой проверкой, поскольку позволяет собственными силами и за счет собственных денежных средств своевременно выявить и устранить финансовые правонарушения, а также подготовить необходимую документацию для государственных контрольных органов.

     Аудиторский финансовый контроль является одним из видов независимого вневедомственного (внешнего) контроля, осуществляемого в качестве предпринимательской деятельности по проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей (аудируемых лиц).

     Аудит не подменяет собой государственный  финансовый контроль, поэтому и законодателем  цель аудита определена в качестве выражения мнения о достоверности  финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству РФ.

     Учитывая  важное значение аудиторского контроля как независимого высококвалифицированного способа проверки финансовой и хозяйственной  деятельности, государство осуществляет нормативно-правовое регулирование  отношений, складывающихся в этой сфере. В частности, Федеральным законом  от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской  деятельности» [17] установлены требования, предъявляемые к аудиторам, порядок лицензирования аудиторских организаций, права и обязанности аудиторов и аудируемых лиц, перечислены субъекты, подлежащие обязательному аудиту, введен контроль качества работы аудиторов и т. д. На федеральном уровне Правительством РФ утверждаются правила (стандарты) аудиторской деятельности, которые могут быть императивными и рекомендательными.

     По  результатам аудиторской проверки составляется заключение, являющееся официальным документом и выражающее в установленной форме мнение аудиторской организации (аудитора) о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности подконтрольного субъекта и соответствии порядка ведения  его бухгалтерского учета действующему законодательству. Аудиторское заключение в качестве обязательного элемента входит в официальную бухгалтерскую отчетность за год; его отсутствие является основанием для отклонения бухгалтерской отчетности, а налоговые органы не вправе считать ее достоверной.

     Общественный финансовый контроль обусловлен правом граждан на создание общественных объединений, закрепленным ст. 30 Конституции РФ. На основании ст. 3 ФЗ от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях» [18] общественные объединения создаются для защиты общих интересов и достижения общих целей, способствуют реализации прав и законных интересов граждан. В сфере финансовых отношений государства объектами общественного финансового контроля могут быть отчеты об исполнении бюджетов, публикующиеся в обязательном порядке; при отсутствии законодательных ограничений - аудиторские отчеты и заключения; деятельность различных фондов, использующих или распределяющих государственные (муниципальные) денежные средства; проведение государственных (муниципальных) лотерей и т. д. Данный вид финансового контроля имеет целью формирование общественного мнения относительно государственной финансовой политики, а также делает публичную финансовую деятельность более прозрачной.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации