Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение государственного финансового контроля,
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................................3
1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4
2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль........................................................................................................................9
3 Методы финансового контроля....................................................................................................18
Заключение....................................................................................................................................21
Задача..............................................................................................................................................22
Список использованных источников....................................

Файлы: 1 файл

Контрольная. Финансовое право. Тема 3.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

     Среди общественных объединений выделяются те, для которых деятельность в  финансово-контрольной сфере не является основной (адвокатура, правозащитные  организации и т. д.) и которые  образуются специально для осуществления  финансового контроля. Так, Указом Президента РФ от 18 ноября 1995 г. № 1157 [19] определена возможность привлечения общественных объединений организаций вкладчиков и акционеров для осуществления контроля за деятельностью на финансовом и фондовом рынках России.

     По  степени императивности выделяют обязательный и инициативный финансовый контроль. Обязательный финансовый контроль возможен: в силу требования законодательства (контроль ЦБ РФ за деятельностью коммерческих банков и т. д.); по решению органов государственной власти или правоохранительных органов (контроль территориальных органов валютного контроля за соблюдением валютного законодательства РФ; документированные проверки и ревизии финансово-хозяйственной деятельности организаций всех форм собственности, проводимые территориальными контрольно-ревизионными органами Министерства финансов РФ по мотивированным постановлениям органов прокуратуры и т. д.).

     Инициативный финансовый контроль проводится по усмотрению хозяйствующего субъекта собственными силами (руководитель предприятия, бухгалтерия, финансовый отдел, юридическая служба и др.) или с привлечением внешних специалистов (независимые эксперты, аудит).

     3 Методы финансового контроля

     Практическая  реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов. Методы финансового контроля представляют собой совокупность обоснованных и адаптированных конкретно-определенных приемов, средств или способов, применяемых при осуществлении контрольных функций.

     Методы  финансового контроля имеют большое  значение, поскольку от правильного  выбора контролирующими субъектами конкретных действий и процедур зависят  достижение конечного результата и  эффективность контроля. С другой стороны, адекватное применение приемов  и способов финансового контроля гарантирует соблюдение прав и законных интересов подконтрольных субъектов, позволяет не препятствовать нормальному  функционированию хозяйственной деятельности.

     Наличие у финансового контроля разнообразных  целей и задач обусловливает  и дифференцированный подход к их решению, необходимость использования  различных способов проверок, оценок и анализа финансового состояния  подконтрольных объектов. Применение конкретного метода зависит и  от ряда других факторов: правового  положения и особенностей деятельности контролирующих органов; форм и объектов проведения контроля; оснований возникновения  контрольных правоотношений; особенностей ведения бухгалтерского учета; финансо-правового  режима доходов и расходов подконтрольного  субъекта и т. д.

     Можно выделить шесть основных методов  финансового контроля: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза [2, с. 165].

     Наблюдение  представляет собой ознакомление с деятельностью объекта контроля без применения сложных комплексных приемов получения и оценки информации.

     Обследование - один из основных методов предварительного финансового контроля; оно направлено на исследование отдельных сторон финансово-хозяйственной деятельности. Обследование применяется для оперативного выявления фактов, свидетельствующих о соблюдении финансовой дисциплины (или о ее нарушениях), также определения целесообразности более глубокой, всесторонней проверки подконтрольного объекта. Основная цель обследования - общий анализ финансово-хозяйственной деятельности, выявление ее недостатков. Эта цель достигается путем решения следующих задач: исследования (мониторинга) финансовой документации; выявления финансового состояния объекта проверки; проверки соблюдения нормативных актов в сфере исполнения бюджетных назначений и правильности их оформления; оценки уровня обоснованности и целевого назначения государственных расходов и т. д.

     Анализ представляет собой специальный метод контроля достоверности финансовой документации с использованием аналитических приемов математики. Как правило, объектом финансового анализа являются бухгалтерские счета и балансы, а главной задачей - выявление полноты и своевременности отражения в учете и отчетности налогооблагаемой базы. Данный метод финансового контроля осуществляется финансовыми органами, ведущими расчеты хозяйствующих субъектов по платежам в бюджет и во внебюджетные фонды (налоговыми органами, внебюджетными фондами и т. д.). В результате анализа финансовой деятельности контролируемого объекта производится доначисление налогов или уточнение налогооблагаемой базы, что значительно влияет на рост доходов государственных или муниципальных бюджетов.

     Проверка  представляет собой один из основных методов финансового контроля и предусматривает исследование определенного круга вопросов с целью выявления нарушений финансового законодательства. В ходе осуществления проверки контролирующие органы анализируют финансовую деятельность объекта, привлекая максимальное количество документальных источников информации. Объектом проверки может быть любая финансовая операция, совершенная территориальными, коллективными или индивидуальными субъектами финансовых правоотношений. Субъектами, имеющими право на проведение проверок, являются практически все органы и агенты финансового контроля. Так, Счетная палата РФ контролирует своевременное исполнение доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов; Федеральное казначейство проверяет использование средств федерального бюджета; Центральный банк РФ контролирует осуществление банковских операций, проводит инвентаризацию валютных и иных ценностей, находящихся в денежных хранилищах и кассах кредитных организаций, и т. д.

     В зависимости от различных оснований  проверки подразделяются на комплексные, тематические, документальные, камеральные, выездные, встречные и др. [1, с. 101].

     Формой  завершения проверки служит акт о выявленных нарушениях (акт проверки) или (в случае отсутствия нарушений) письменное заключение проверяющего. В акте проверки отражаются все основные выявленные нарушения и недостатки в целях последующего рассмотрения дела компетентным органом (должностным лицом). На основании изложенных в акте фактических данных руководитель контролирующего органа вправе принять одно из решений:

     - о направлении проверяемому субъекту предписаний об устранении выявленных нарушений финансового законодательства;

     - о применении к нарушителю мер ответственности в соответствии с компетенцией органа проверки;

     - о направлении материалов дела в иной компетентный орган финансового контроля;

     - о предъявлении иска в суд в защиту нарушенных прав государства (муниципального образования).

     При вынесении решения о привлечении  подконтрольного объекта к ответственности  акт проверки имеет доказательственную силу, однако указанные в нем факты  должны быть исследованы в ходе судебного  разбирательства.

     Ревизия - это комплексная проверка, направленная на изучение финансово-хозяйственной деятельности предприятий, организаций, учреждений, граждан-предпринимателей и др. Характерными чертами ревизии являются максимальный охват экономических и юридических сторон деятельности, участие в ее производстве экспертов и специалистов, сочетание различных приемов финансового контроля. Ревизия осуществляется с целью выявления законности, достоверности и целесообразности финансовых операций, что достигается в ходе контроля за следующими сферами финансово-хозяйственной деятельности: соблюдением финансовой дисциплины; рациональным использованием государственных денежных средств; сохранностью материальных и денежных ресурсов; правильностью ведения бухгалтерского учета и составления отчетности и др.

     Проведение  ревизии требует оперативности, высокой квалификации сотрудников  проверяющего органа, четкого механизма  их взаимодействия, поэтому комплексные  проверки осуществляются, как правило, специальными органами финансового  контроля - Счетной палатой РФ, Министерством финансов РФ, Центральным банком РФ и др.

     Ревизии можно подразделить на документальные и фактические; плановые и внеплановые; фронтальные (сплошные) и выборочные; единичные и встречные; комплексные и тематические [10, с. 103].

     Финансово-экономическая  экспертиза - проведение специалистами исследования действительных объемов и направлений движения финансовых средств в целях выявления целесообразности, рациональности и эффективности проведенных финансовых операций и финансовой деятельности и контролируемого субъекта за проверяемый период. Этот метод финансового контроля является наиболее сложным, трудоемким, но важным и необходимым как для контролирующего органа, так и для подконтрольного субъекта. В ходе проведения экономической экспертизы финансовой деятельности какого-либо субъекта анализу подвергаются планы-прогнозы развития территорий, бизнес-планы предприятий, периодическая и годовая отчетность, на основании которых исследуются главные экономические показатели финансовой деятельности проверяемых субъектов.

Заключение

     Финансовый  контроль служит формой реализации контрольной  функции финансов и с позиций  финансового права призван в  первую очередь охранять и обеспечивать права государства. Финансовый контроль имеет стоимостное выражение, поэтому  он осуществляется во всех сферах общественного  воспроизводства и сопровождает все этапы финансовой деятельности государства, муниципальных образований, предприятий, учреждений, организаций.

     Государственный финансовый контроль включает в себя контроль за исполнением федерального бюджета и бюджетов внебюджетных фондов, организацией денежного обращения, использованием кредитных ресурсов, состоянием государственного внутреннего и внешнего долга, государственных резервов, предоставлением финансовых и налоговых льгот и преимуществ.

     Укрепление  законности как основная цель государственного финансового контроля находится  в органической взаимосвязи с  финансовой дисциплиной.

     В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие  его формы: предварительный, текущий  и последующий.

     Финансовый  контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти; контроль Президента РФ; контроль органов исполнительной власти общей компетенции; контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти; внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль; аудиторский контроль; общественный контроль.

     Практическая  реализация финансового контроля осуществляется с использованием определенных методов, основные из них: наблюдение, обследование, анализ, проверка, ревизия и финансово-экономическая экспертиза. 
 
 
 

 

     

     Задача

     Гражданин К. приобрел в банке облигации  краткосрочного муниципального займа  города N. Когда наступил срок выплаты  по данным ценным бумагам, банк объявил, что в настоящее время испытывает некоторые финансовые трудности, и  предложил гражданину К. подождать  еще полгода, обещав полностью расплатиться по облигациям в указанный срок.

     Гражданин К. обратился в Департамент муниципальных  финансов администрации города N с  требованием немедленно выплатить  ему обещанные деньги по облигациям муниципального займа. Каким должен быть ответ Департамента муниципальных  финансов администрации города N? Если Департамент откажет удовлетворить требования гражданина К., имеет ли он право обратиться в суд и кто должен выступать ответчиком по делу? 

     Департамент муниципальных финансов администрации  города N обязан выплатить деньги по облигациям муниципального займа в срок, указанный на облигации, а в случае отказа будет выступать в суде ответчиком по делу, т.к. является эмитентом облигаций – органом, который по законодательству муниципального образования исполняет функции составления и/или исполнения местного бюджета.

     Согласно ФЗ РФ «О рынке ценных бумаг» от 22 апреля 1996 года [20] под облигацией понимается эмиссионная ценная бумага, закрепляющая право ее держателей на получение от эмитента облигации в предусмотренный ею срок ее номинальной стоимости и зафиксированного в ней процента от этой стоимости или иного имущественного эквивалента.

     Исполнение  обязательств муниципальных образований  по муниципальным ценным бумагам (облигациям) осуществляется в соответствии с  условиями их выпуска за счет средств  муниципальной казны в соответствии с Федеральным законом «Об  особенностях эмиссии и обращения  государственных и муниципальных  ценных бумаг» от 29 июля 1998 [21] и законом (иным нормативным правовым актом) о бюджете на предстоящий финансовый год. Исполнение может производиться путем предоставления денежных средств, установленных процентов от номинальной стоимости ценной бумаги. Погашение муниципальных ценных бумаг может быть досрочным, а может производиться в сроки, установленные условиями эмиссии.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации