Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2011 в 20:32, контрольная работа

Краткое описание

Целью работы является исследование вопросов организации государственного финансового контроля в Российской Федерации. В соответствии с поставленной целью при написании работы необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие и значение государственного финансового контроля,
- изучить формы и виды государственного финансового контроля; органы, осуществляющие финансовый контроль;
- изучить методы финансового контроля.

Оглавление

Введение...........................................................................................................................................3
1 Понятие и значение государственного финансового контроля.................................................4
2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль........................................................................................................................9
3 Методы финансового контроля....................................................................................................18
Заключение....................................................................................................................................21
Задача..............................................................................................................................................22
Список использованных источников....................................

Файлы: 1 файл

Контрольная. Финансовое право. Тема 3.docx

— 54.09 Кб (Скачать)

     - обеспечение соблюдения правил совершения операций с валютой и валютными ценностями;

     - пресечение и предупреждение правонарушений в финансовой сфере [7, с. 108].

     В сферу государственного контроля не входит проверка исполнения финансовых требований и правил экономического, а не юридического характера, которые  хотя и влияют на публичную финансовую деятельность, но не относятся к  финансово-правовому регулированию (управление портфелем ценных бумаг, планирование прибыли на коммерческом предприятии, соблюдение экспортных и  импортных квот и т. д.). Государственный  финансовый контроль за частным сектором экономики затрагивает только сферу  выполнения денежных обязательств перед  государством (уплату налогов и иных обязательных платежей), соблюдение законности и целевого использования при  расходовании выделенных им бюджетных  средств, соблюдение установленных  государством правил ведения бухгалтерского учета, расчетных, кассовых, валютных операций, а также выполнение законных требований органов государства относительно предоставления какой-либо финансовой документации.

     Эффективность финансового контроля со стороны  государства во многом зависит от качества организации учета в  стране - бухгалтерского, бюджетного, налогового, ведения валютных операций и т. д.

     Таким образом, основными направлениями  финансового контроля являются проверка соблюдения субъектами финансового  права законодательства и обеспечение  целесообразности финансовой деятельности государства. Однако сферой осуществления  финансового контроля следует считать  не только финансовую деятельность государства, но также и финансовую деятельность физических и юридических лиц, связанную  с публичными интересами.

     Укрепление  законности как основная цель государственного финансового контроля находится  в органической взаимосвязи с  финансовой дисциплиной: «Законность  предполагает дисциплину и сама в  определенной степени зависит от нее. Укрепление дисциплины положительно сказывается на укреплении законности, и, наоборот, постоянные нарушения дисциплины подрывают незыблемость основ законности» [8, с. 120-121].

     Финансовая  дисциплина - это реализация прав и подчинение обязанностям, содержащимся в правовых актах, а также в иных нормативных и индивидуальных предписаниях, в целях упорядочения процессов аккумулирования, распределения и использования фондов денежных средств государства, предприятий, учреждений, организаций и физических лиц.

     В современных условиях финансовая дисциплина приобретает особую актуальность, поскольку  выступает одним из основных условий  реализации финансовой деятельности государства, предприятий, учреждений, организаций, а также фактором оптимизации финансовой политики государства. Финансовая дисциплина обеспечивает выполнение доходных частей бюджетов, своевременное и полное финансирование государственных расходов, соблюдение и защиту законных прав субъектов финансового права, составление достоверных статистических данных, правильное ведение бухгалтерского учета и т. д.

     2 Формы и виды государственного финансового контроля. Органы, осуществляющие финансовый контроль

     Форма финансового контроля - это способ конкретного выражения и организации контрольных действии. Под формой финансового контроля можно понимать и отдельные аспекты проявления сущности контроля в зависимости от времени проведения контрольных мероприятий.

     В финансово-правовой теории и практике осуществления финансового контроля традиционно выделяются следующие  его формы: предварительный, текущий  и последующий. Однако некоторые  ученые не выделяют текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной  формы, аргументируя свою позицию тем, что такие формы финансового  контроля, как предварительный и  последующий, осуществляются в ходе текущей деятельности контролируемых объектов и выражают содержание текущей  оперативной работы соответствующих  органов; текущий контроль - это повседневно проводимый предварительный или последующий финансовый контроль [2, с. 141].

     Данный  подход не вполне отражает многообразие форм финансового контроля и не соответствует  действующему законодательству. Суть вопроса об обособлении текущего финансового контроля заключается  в степени обобщения, в том  числе по объекту контроля. Например, в деятельности Счетной палаты РФ методы последующего контроля (проверки, ревизии) могут использоваться в  рамках текущего финансового контроля, если объектом контроля являются не какие-либо отдельные финансовые операции, а  исполнение федерального бюджета в  целом. Следует учитывать, что и  ст. 265 БК РФ называет текущий финансовый контроль в качестве самостоятельной  формы финансового контроля, осуществляемого  законодательными (представительными) органами государственной власти.

     Финансовый  контроль, осуществляемый государством, классифицируется по различным основаниям на несколько групп.

     По  времени проведения государственный финансовый контроль подразделяется на предварительный, текущий и последующий.

     Предварительный финансовый контроль проводится до совершения финансовых операций - в ходе обсуждения и утверждения проектов законов (решений) по финансовым вопросам; оценки финансовых разделов бизнес-планов предприятий; прогнозирования поступлений налоговых платежей в бюджеты и т. д. Важное значение предварительный контроль имеет при оценке экономических, правовых и политических последствий финансовых законопроектов; при введении в действие новых финансово-правовых норм, регулирующих финансовую деятельность хозяйствующих субъектов. Предварительная реализация государством своих контрольных функций имеет большое значение для предупреждения правонарушений и способствует укреплению финансовой дисциплины.

     Результаты  предварительного финансового контроля внешне могут быть оформлены в  виде экспертных заключений по проектам соответствующих бюджетов и внебюджетных фондов, смет государственных предприятий, по проектам нормативных правовых актов  всех уровней, затрагивающих бюджетные  расходы или иные вопросы публичной  финансовой деятельности. Так, ст. 195 БК РФ устанавливает предварительный  финансовый контроль, осуществляемый Счетной палатой РФ относительно бюджетных документов: проект федерального закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год направляется на заключение в Счетную палату РФ.

     Текущий финансовый контроль проводится во время осуществления каких-либо финансовых операций - уплаты налогов, финансирования государственных расходов, межбюджетного кредитования, исполнения бюджетов и т. д. Текущий финансовый контроль реализуется как в деятельности контролирующих органов специальной компетенции, так и в ходе рассмотрения отдельных вопросов финансовой деятельности на заседаниях комитетов, комиссий, рабочих групп, законодательных (представительных) органов государственной власти, в ходе парламентских слушаний и в связи с депутатскими запросами.

     Особенностью  текущего финансового контроля является его проведение в ходе реализации хозяйственных или финансовых операций, т. е. в процессе ежедневной работы финансовых органов. Поэтому иначе его называют оперативным финансовым контролем. Он основывается на бухгалтерском и налоговом учетах, первичных документах, инвентаризациях, порядке ведения кассовых операций, что позволяет и контролирующим органам, и подконтрольным субъектам быстро реагировать на изменения в финансовой деятельности, предупреждать нарушения законодательства и предотвращать потери и убытки [9, с. 154].

     Последующий финансовый контроль проводится после завершения финансовых операций путем анализа и ревизии бухгалтерской и финансовой документации, проведения внешнего аудита отчетов об исполнении бюджетов, государственных внебюджетных фондов, отраслевых программ или смет государственных унитарных предприятий.

     Главной целью последующего финансового  контроля является оценка результатов  финансовой деятельности и эффективности  проводимых операций. Основным критерием  последующего финансового контроля следует считать максимальную полноту  охвата проверками, ревизиями и другими  методами всей финансовой деятельности контролируемого субъекта.

     В ходе осуществления финансового  контроля по окончании отчетного  периода определяется состояние  финансовой дисциплины, выявляются правонарушения, и закладывается база для дальнейшего совершенствования государственной финансовой деятельности. Последующий контроль отличается углубленным анализом финансовой деятельности какого-либо субъекта за определенный период и позволяет определить степень эффективности проведенных ранее предварительного и текущего финансового контроля.

     Финансовый  контроль выступает разновидностью финансовой деятельности и одновременно разновидностью управленческой деятельности государства в финансовой сфере, поэтому в зависимости от субъектов, осуществляющих государственный финансовый контроль, выделяют: контроль законодательных (представительных) органов государственной власти; контроль Президента РФ; контроль органов исполнительной власти общей компетенции; контроль со стороны специально образованных органов исполнительной власти; внутренний (внутриведомственный и внутрихозяйственный) контроль; аудиторский контроль; общественный контроль [10, с. 98].

     Для реализации контрольных полномочий в финансовой сфере законодательные (представительные) органы власти наделены законодательством соответствующими правами, важнейшими из которых являются: получать от органов исполнительной власти сопроводительные материалы, необходимые  для утверждения бюджетов; получать от соответствующих органов оперативную  информацию об их исполнении и давать оценку деятельности этих органов; утверждать или отклонять отчет об исполнении бюджета; образовывать собственные  контрольные органы для проведения внешнего аудита бюджета.

     В целях осуществления Президентом РФ контрольных полномочий в структуре Администрации Президента РФ образовано самостоятельное подразделение - Контрольное управление [11], которое имеет широкие полномочия по осуществлению контрольных функций от имени и по поручению Президента РФ, в частности по финансовым вопросам.

     В соответствии со своими основными функциями  Контрольное управление Президента РФ решает следующие задачи: организует контроль и проверку деятельности федеральных  органов исполнительной власти и  органов исполнительной власти субъектов  РФ, организаций и их руководителей; при осуществлении контроля и  проверки исполнения федеральных законов  взаимодействует с органами государственной  власти; осуществляет контроль и проверку деятельности подразделений Администрации  Президента РФ; координирует при осуществлении  проверки деятельность органов контроля и надзора федеральных органов  исполнительной власти и их подразделений  в субъектах РФ.

     Реализация  возложенных задач обеспечивается предоставлением Контрольному управлению Президента РФ определенных прав, основными  из которых являются: создавать комиссии с привлечением представителей правоохранительных и контролирующих органов, а также специалистов органов исполнительной власти всех уровней; требовать самостоятельно или через привлеченных к проверке представителей соответствующих органов государственной власти от федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, а также от организаций документы, объяснения и другую информацию, необходимые для проведения проверок; вызывать должностных лиц для дачи объяснений по поводу нарушений и неисполнения федеральных законов, указов, распоряжений и поручений Президента РФ.

     На  основе проведенных проверок Контрольное  управление Президента РФ подготавливает информацию для Президента РФ о предупреждении нарушений и совершенствовании  деятельности органов исполнительной власти. Кроме этого Управление направляет руководителям органов исполнительной власти предписания об устранении выявленных нарушений, которые подлежат безотлагательному  рассмотрению. В необходимых случаях  Контрольное управление Президента РФ направляет в органы прокуратуры, органы внутренних дел, органы Федеральной  службы безопасности или иные компетентные органы материалы о выявленных нарушениях.

     В своей деятельности Контрольное  управление Президента РФ взаимодействует  со Счетной палатой РФ, аппаратами Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, иными органами государственной  власти Российской Федерации, осуществляет сотрудничество с контролирующими  органами зарубежных стран и международными организациями по вопросам контрольной  деятельности.

Информация о работе Организация государственного финансового контроля в Российской Федерации