Государственный финансовый контроль

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2011 в 23:26, курсовая работа

Краткое описание

Задачи данной работы — рассмотрение понятия государственный финансовый
контроль, его видов, основных методов, а также рассмотрение осуществления
контроля со стороны властных структур Российской Федерации. Целью работы
является выявление путей совершенствования российской системы
государственного финансового контроля.

Оглавление

Введение... 3
Глава 1. Предмет, метод, цели, задачи и принципы
государственного финансового контроля... 4
1.1 Сущность и виды финансового контроля. 4
1.2 Сущность, цели и задачи государственного финансового контроля. 6
1.3 Предмет и метод государственного финансового контроля. 9
1.4 Формы государственного финансового контроля. 13
1.5 Принципы государственного финансового контроля. 14
Глава 2. Система государственного финансового контроля в
Российской Федерации.... 16
2.1 Система государственного финансового контроля. 16
2.2 Органы государственного финансового контроля Российской Федерации. 18
2.3 Деятельность Счетной палаты Российской Федерации. 24
Глава 3. Пути повышения эффективности государственного
финансового контроля... 33
3.1 Оценка эффективности государственного финансового контроля. 33
3.2 Эффективность деятельности Счетной палаты Российской Федерации. 36
3.3 Совершенствование государственного финансового
контроля в Российской Федерации 41
Заключение... 48
Список использованной литературы..... 50

Файлы: 1 файл

Курсовая.doc

— 381.50 Кб (Скачать)

государственной власти и управления, наделенных Конституцией РФ и

законодательно-нормативными актами в области государственного контроля. С

другой стороны, ее составной частью могут стать  специальные органы

государственного  контроля как ныне действующие, например. Департамент

государственного  финансового контроля Минфина России и вновь созданный —

Комитет финансового мониторинга. Специальные органы государственного контроля

должны осуществлять свою деятельность в конкретных областях, являясь либо

самостоятельными  центральными органами исполнительной власти, либо крупными

специализированными подразделениями федеральных министерств. В рамках их

полномочий возможно создание своих территориальных  органов, делегирование им

своих прав и функций. [5, с. 62]

Каждый из этих подходов имеет свои сильные и  слабые стороны, однако при

обсуждении возможных  концепций организации государственной системы

финансового контроля основное внимание уделяется проблеме контроля за

бюджетным процессом, за целесообразностью и эффективностью расходования

государственных средств, а также владения, распоряжения и использования

объектов государственной собственности.

Счетная палата Российской Федерации — единственный государственный  орган

финансового контроля на федеральном уровне, статус, задачи и порядок

деятельности которого определены отдельным законом. Счетная  палата Российской

Федерации за весь период своей деятельности показала себя как весьма

продуктивный орган  финансового контроля. Ею было проведено  более 1500

контрольных мероприятий, в том числе более 300 в соответствии в соответствии с

поручениями палат  Федерального Собрания Российской Федерации, запросам и

обращениям членов Совета Федерации и депутатов  Государственной Думы. По

результатам этих контрольных мероприятий было направлено 83 обращения

Президенту РФ, 2654 представления и 107 предписаний  Правительству РФ и другим

государственным органам. [22, с. 1] Убедительные цифры и большая

работа, но общество столкнулось с тем, что, зачастую, наказание за грубейшие

нарушения, вскрытые Счетной палатой РФ, не наступало.

В результате проверок Счетной палатой выявляются множественные  нарушения в

бюджетной сфере. Однако, основным следствием этой деятельности является

только констатация  фактов выявленных нарушений. Происходящие в России

коренные рыночные преобразования выводят на первые позиции  судебно-правовые

взаимоотношения, отводя ведущую роль правосудию. Поэтому, весьма актуальной.

представляется  постановка проблемы участия Счетной  палаты Российской

Федерации (ее представителей) в гражданском и арбитражном  судопроизводстве в

интересах государства.

Сегодня для повышения  эффективности всей правоохранительной системы

государства, необходимы разработка и принятие комплекса  поправок к

действующим федеральным  законам. Российскими экономистами предлагаются

следующие меры:

·        уточнение ответственности государственных  должностных лиц за

нарушения требований закона при исполнении федерального бюджета и

внебюджетных фондов, а также при распоряжении государственной  собственностью;

·        конкретизация наступления ответственности  должностных лиц за

неисполнение предписаний  Счетной палаты и других контрольных органов;

·        введение подконтрольности Центрального Банка проверкам Счетной

палаты, в том  числе в формировании и исполнении собственной сметы расходов, в

поступлении доходов  и формировании прибыли;

·        принятие форм финансовой отчетности всех органов государственной

власти;

·        наделение Счетной палаты Российской Федерации правом выступать в

судах с исками в защиту интересов государства  в случае установления фактов

незаконных или  притворных сделок.

В последнее время  нередко высказывается идея сосредоточения функций финансового

контроля в стране исключительно в руках Счетной  палаты РФ. Вряд ли, однако, она

справится с задачей  всеобъемлющего контроля за всеми финансовыми  потоками.

Сегодня в России насчитывается более 150 тыс. главных  распорядителей,

распорядителей  и получателей средств только федерального бюджета. С учетом же

получателей средств  из бюджетов различных уровней, а  также хозяйствующих

субъектов, использующих госимущество, суммарное количество соответствующих

контрагентов достигает 3,5 млн.; экономическую деятельность с применением

налоговых преференций  ведут свыше 2,5 млн. значимых налогоплательщиков

юридических лиц. Разумеется, Палата не в состоянии  контролировать каждого

получателя бюджетных  средств и каждого конкретного  налогоплательщика. [20,

с. 12]

С учетом вышесказанного Счетную палату РФ некоторые экономисты предлагают

превратить в  компактный, мобильно реагирующий на изменения

социально-экономических  условий развития орган независимого контроля за

эффективностью  формирования государственных ресурсов, использования бюджетных

средств и распоряжения госсобственностью. Для этого Палата должна прежде всего

составлять и  выполнять комплексные программы  финансового контроля стратегически

важных государственных  мероприятий и направлений народнохозяйственного

развития. [19, с. 20]

Также предлагается включить в Федеральный закон  «О Счетной палате Российской

Федерации» норму  об обязательной координации с ней  деятельности контрольных

органов всех ветвей власти в сфере финансов и управления собственностью.

Принятие этих решений в первую очередь позволило  бы, думается, в значительной

мере ликвидировать  разобщенность, несогласованность  и дублирование в

деятельности Главного контрольного управления Президента России, Контрольного

управления Министерства финансов РФ и правоохранительных органов.

Согласование при  планировании проведения контрольных  мероприятий помогло бы

избежать неоправданного множества проверок одних и тех  же объектов различными

структурами, значительно  более эффективно использовать имеющиеся возможности

и ресурсы. И, что  еще более важно, — повысить эффективность  мер по устранению

выявленных нарушений, связанных с нецелевым использованием бюджетных средств

и незаконным распоряжением  объектами федеральной собственности, а также

обеспечить наказание  виновных и возмещение ущерба государству  в случае

выявления фактов и признаков хищения государственных  средств и имущества.

Действующее законодательство не обеспечивает адекватных действий Генеральной

прокуратуры России в случаях выявления при проведении проверки или ревизии

хищения государственных  денежных или материальных средств  и иных

злоупотреблений. В этой связи целесообразно урегулировать  в законодательном

порядке ряд вопросов взаимодействия Палаты и Генеральной  прокуратуры. В данном

контексте заслуживает  внимания опыт работы высшего органа финансового контроля

США: там с момента  выявления нарушений к проверкам  привлекаются сотрудники

прокуратуры. Соответственно можно было бы придать обращениям Палаты в

Генпрокуратуру  об участии представителей последней в контрольных мероприятиях

первой статус обязательных к исполнению поручений. Важно также предусмотреть

нормы, обязывающие  Генпрокуратуру возбуждать уголовные  дела по выявленным

Палатой и содержащим признаки преступления фактам нарушения финансового и

имущественного  права или нанесения ущерба государству. [6, с. 36]

В настоящее время  не обеспечена скоординированность  действий органов

финансового контроля. Принципиальные полномочия по проведению проверок за

рациональным и  целевым использованием государственных средств и материальных

ценностей ряда федеральных  государственных органов, осуществляющих финансовый

контроль (Счетная  Палата, контрольно-ревизионные органы Минфина, ревизионные

управления министерств  и ведомств федерального уровня), как правило,

пересекаются.

Между тем абсолютное большинство контрольных органов  имеют достаточно

специфические задачи и поэтому их сфера деятельности четко ограничена.

Подобную специфику  имеют налоговые, таможенные органы, органы валютного

контроля. Главное контрольное управление Президента Российской Федерации в

чистом виде можно  достаточно условно отнести к  органам финансового контроля,

поскольку в его  задачи входит контроль за исполнением  указов, распоряжений

Президента Российской Федерации, которые, как известно, касаются не только, и

даже не столько, финансовых вопросов. Предельно ясны и контрольные функции

Центрального банка  Российской Федерации и его территориальных  органов.

Основная проблема состоит главным образом в  распределении контрольных

полномочий в организации последующего контроля между Счетной Палатой,

контрольно-ревизионными органами Минфина, ревизионными аппаратами главных

распорядителей  бюджетных средств и в определенной степени — органами

федерального Казначейства, которые в настоящее время наделены и полномочиями

последующего контроля.

Представляется  целесообразным строго определить приоритетным и исключительным

направлением контрольной  деятельности органов Казначейства осуществление

текущего контроля за обоснованностью оплаты счетов главных распорядителей,

распорядителей  и получателей бюджетных средств. Последующий контроль, думается,

не должен входить  в функции казначейских органов. Контрольно-ревизионные органы

Минфина при этом должны получить полномочия проверять  территориальные органы

федерального Казначейства на предмет полноты и своевременности  исполнения

обязательств перед  конкретными бюджетополучателями. [18, с. 22]

Одновременно основной функцией этих органов должен стать  контроль за

законностью, эффективностью и целевым расходованием государственных средств

каждым получателем  выделенных ресурсов. При этом следовало  бы предоставить

Информация о работе Государственный финансовый контроль