Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 11:42, реферат
По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве, растет контроль за их использованием.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. В общем виде финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Введение
1.1 Сущность и функции финансового контроля
1.2 Классификация видов финансового контроля
1.3 Методы финансового контроля
Глава 2. Организация финансового контроля и органы его осуществления
2.1 Органы государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы
Федеральное агентство по образованию Российской Федерации
ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»
Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования
по предмету: «Правовое обеспечение управленческой деятельности»
на тему: «Государственные органы в сфере контроля финансовых отношений»
Выполнила:
студент группы 29МС-101
Гулина Е.М.
Проверила:
Смашникова Т.Б.
Челябинск
2013
Содержание
Введение
Глава 2. Организация финансового контроля и органы его осуществления
2.1 Органы государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы
Введение
Финансы как историческая категория являются продуктом цивилизации. Они возникают на высшей ступени цивилизации с появлением торговли и развиваются как ее производная часть. Суть финансов составляют те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Это дает возможность определить их как совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства.
В настоящее время финансы в обществе играют огромную роль, важность которой определяется двумя функциями, которые они выполняют:
распределительная функция связана с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода,
контрольно-стимулирующая функция - с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций.
Вместе с тем статической категорией финансы назвать никак нельзя, это динамично развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве, растет контроль за их использованием.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. В общем виде финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.
Государственные органы в сфере контроля финансовых отношений
Цели, задачи, объект и субъект финансового контроля
Конечные цели всех видов финансового контроля (государственного и негосударственного) едины и заключаются в:
В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.
Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.
Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели [9,21]
Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.
Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.
Функции финансового контроля
Финансовый контроль выполняет конкретные функции:
познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования;
практическую - обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.
1.2 Классификация видов финансового контроля
Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам:
Таблица 1 Классификация форм финансового контроля
Признак классификации |
Форма финансового контроля |
Регламент осуществления |
1. Обязательный 2. Инициативный 3. Внешний 4. Внутренний |
Время проведения |
1. Предварительный 2. Текущий 3. Последующий |
Субъекты контроля |
1. Государственный (в том числе президентский, органов законодательной и представительной власти) 2. Органов местного самоуправлени 3. Финансово-кредитных органов 4. Ведомственный 5. Внутрихозяйственный 6. Независимый (аудиторский) |
Объекты контроля |
1. Бюджетный 2. Внебюджетных фондов 3. Налоговый 4. Кредитный страховой 5. Инвестиционный 6. Таможенный 7. Валютный |
Рассмотрим некоторых из перечисленных видов более подробно:
Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.
Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.
Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.
Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.
Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.
Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.
Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.
Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.
Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.
Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими' подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.
Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.
2.1 Органы государственного финансового контроля
Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.
Прежде всего, он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают:
Особое место со стороны представительных органов в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3]. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств.
Конституция РФ [1] определила порядок формирования Счетной палаты: в соответствии с Основным законом Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов, Совет Федерации – заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.
Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:
- организация и осуществление
контроля за своевременным
- оценка обоснованности
- финансовые экспертизы
- анализ выявленных отклонений
от установленных показателей
федерального бюджета и
- контроль за законностью и
своевременностью движения
- регулярное представление
По существу, Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.
Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.
Основными формами контроля Счетной палаты Российской Федерации являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.
Информация о работе Государственные органы в сфере контроля финансовых отношений