Государственные органы в сфере контроля финансовых отношений

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2014 в 11:42, реферат

Краткое описание

По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве, растет контроль за их использованием.
Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. В общем виде финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

Оглавление

Введение
1.1 Сущность и функции финансового контроля
1.2 Классификация видов финансового контроля
1.3 Методы финансового контроля
Глава 2. Организация финансового контроля и органы его осуществления
2.1 Органы государственного финансового контроля
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

Органы в сфере контроля финансовых отношений.doc

— 120.50 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Институт экономики отраслей, бизнеса и администрирования

Кафедра «Экономики отраслей и рынков»

 

 

 

 

 

Реферат

по предмету: «Правовое обеспечение управленческой деятельности»

на тему: «Государственные органы в сфере контроля финансовых  отношений»

 

 

 

 

 

Выполнила:

студент группы 29МС-101

Гулина Е.М.

Проверила:

Смашникова Т.Б.

 

 

 

 

Челябинск

2013

Содержание

 

Введение

    1. Сущность и функции финансового контроля
    2. Классификация видов финансового контроля
    3. Методы финансового контроля

Глава 2. Организация финансового контроля и органы его осуществления

2.1 Органы государственного финансового контроля

Заключение

Список литературы

 

 

Введение

Финансы как историческая категория являются продуктом цивилизации. Они возникают на высшей ступени цивилизации с появлением торговли и развиваются как ее производная часть. Суть финансов составляют те экономические отношения, которые возникают в процессе движения денежных фондов. Это дает возможность определить их как совокупность экономических отношений, опосредствующих образование, распределение и использование фондов денежных средств в процессе расширенного воспроизводства.

В настоящее время финансы в обществе играют огромную роль, важность которой определяется двумя функциями, которые они выполняют:

распределительная функция связана с распределением и перераспределением совокупного общественного продукта и национального дохода,

контрольно-стимулирующая функция - с осуществлением коммерческого расчета и маркетинговых операций.

Вместе с тем статической категорией финансы назвать никак нельзя, это динамично развивающаяся экономическая категория, носящая исторический характер. По мере развития общественного производства и исторического прогресса изменяется финансовая политика государства и фирм, формы финансовых отношений, совершенствуется механизм использования финансов в общественном производстве, растет контроль за их использованием.

Одной из важнейших функций управления, в том числе и управления финансами, выступает контроль. В общем виде финансовый контроль призван обеспечить реализацию на практике контрольной функции финансов.

 

 

 

 

 

Государственные органы в сфере контроля финансовых  отношений

Цели, задачи, объект и субъект финансового контроля

Конечные цели всех видов финансового контроля (государственного и негосударственного) едины и заключаются в:

  • обеспечении соблюдения финансовой дисциплины,
  • повышении эффективности распределения и использования финансовых ресурсов.

В то же время задачи и соответственно функции государственного и негосударственного финансового контроля различны.

Если главной задачей государственного контроля является содействие успешной реализации финансовой политики государства посредством обеспечения соблюдения финансового законодательства, финансовой дисциплины, недопущения нецелевого использования бюджетных и внебюджетных средств, то основной задачей негосударственного контроля выступает повышение эффективности использования финансовых ресурсов экономических субъектов, обеспечения достоверности показателей финансовой отчетности.

Объектом финансового контроля выступают распределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме централизованных фондов денежных средств. Предметом финансового контроля выступают различные финансовые показатели [9,21]

  • доходы и расходы бюджетов разных уровней,
  • размеры налоговых платежей,
  • доходы хозяйствующих субъектов, их издержки обращения, себестоимость и прибыль, а также доходы и расходы домохозяйств и т. п.

Многие из контролируемых показателей являются расчетными, что обусловливает необходимость проверки достоверности и правильности их расчета в соответствии с действующими нормативными документами.

Сферой финансового контроля являются все операции не только денежного оборота, но и бартерные сделки, а также различные формы взаимозачетов.

Функции финансового контроля

Финансовый контроль выполняет конкретные функции:

познавательную - выявляет факторы, отрицательно влияющие на развитие производительных сил и производственных отношений, с целью их регулирования;

практическую - обеспечивает управление экономикой конкретными методами в части рационального расходования материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

1.2 Классификация видов финансового контроля

Существуют и используются различные формы контроля, которые принято классифицировать по определенным признакам:

Таблица 1 Классификация форм финансового контроля

Признак классификации

Форма финансового контроля

Регламент осуществления

1. Обязательный

2. Инициативный

3. Внешний

4. Внутренний

Время проведения

1. Предварительный

2. Текущий

3. Последующий

Субъекты контроля

1. Государственный (в том числе  президентский, органов законодательной  и представительной власти)

2. Органов местного самоуправления

3. Финансово-кредитных органов

4. Ведомственный

5. Внутрихозяйственный

6. Независимый (аудиторский)

Объекты контроля

1. Бюджетный

2. Внебюджетных фондов

3. Налоговый

4. Кредитный страховой

5. Инвестиционный

6. Таможенный

7. Валютный


Рассмотрим некоторых из перечисленных видов более подробно:

Обязательный контроль осуществляется государственными органами финансового контроля в соответствии с действующим законодательством в установленные сроки. К нему относятся, в частности, налоговые проверки, обязательный аудит годовой финансовой отчетности отдельных организаций, обществ и т. д.

Инициативный контроль определяется соответствующими органами хозяйствующих субъектов и выступает в качестве неотъемлемой составляющей управления его финансами.

Предварительный контроль осуществляется на стадии рассмотрения и принятия бюджетов (федерального, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления), финансовых планов хозяйствующих субъектов, смет доходов и расходов бюджетных организаций, учреждений. Он предусматривает оценку обоснованности показателей различных финансовых планов, в том числе бюджетов всех уровней. Данная форма контроля позволяет предупредить возможное нарушение действующего законодательства, нормативных актов, выявить дополнительные резервы и источники возможных доходов, предотвратить нерациональное использование финансовых ресурсов и т. п.

Текущий контроль осуществляется в ходе исполнения бюджетов всех уровней, финансовых планов, отдельных программ. Данная форма контроля предусматривает не только соблюдение финансовой дисциплины в ходе осуществления финансово-хозяйственных операций, но и предполагает анализ финансовой деятельности хозяйствующих субъектов.

Последующий контроль осуществляется в ходе рассмотрения и утверждения отчетов об исполнении бюджетов, подведения итогов финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующих субъектов по завершении отчетного периода и финансового года в целом. Он предназначен для оценки результатов исполнения бюджетов, выполнения финансовых планов и выработки тактики и стратегии на очередной и последующие финансовые годы.

Государственный контроль проводится органами государственной власти (Администрацией Президента, законодательными и исполнительными органами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации). Цель данного контроля состоит в соблюдении интересов государства и общества в целом при реализации финансовой политики государства.

Контроль органов местного самоуправления осуществляется соответствующими органами финансового контроля и направлен прежде всего на контроль и анализ хода исполнения местных бюджетов.

Контроль финансов кредитных органов состоит в проверке правильности и достоверности данных финансовой отчетности предприятий и организаций.

Ведомственный контроль осуществляется специальными подразделениями министерств и ведомств подотчетных им предприятий, организаций, учреждений. Цели и задачи такого контроля непосредственно устанавливаются самими министерствами и ведомствами.

Внутрихозяйственный контроль проводится финансовыми и экономическими' подразделениями предприятий и организаций. Цели и задачи осуществления данного контроля формулируются органами управления хозяйствующих субъектов.

Независимый (аудиторский) контроль проводится аудиторскими фирмами, аудиторами в соответствии с действующим законодательством и нормативными актами, регламентирующими осуществление аудиторских проверок.

2.1 Органы государственного финансового контроля

Государственный финансовый контроль предусматривает правовое регулирование финансовых отношений в Российской Федерации.

Прежде всего, он охватывает контроль бюджетных правоотношений. Органами государственного финансового контроля выступают:

  • специальные подразделения Администрации Президента, Совета Федерации, Правительства РФ,
  • соответствующие структуры представительных и исполнительных органов субъектов Федерации.

Особое место со стороны представительных органов в системе государственного финансового контроля принадлежит Счетной палате РФ, созданной и действующей в соответствии с Законом РФ от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» [3]. Она подотчетна лишь Федеральному Собранию РФ. Деятельность Счетной палаты связана с контролем федеральной собственности и контролем за расходованием федеральных средств.

Конституция РФ [1] определила порядок формирования Счетной палаты: в соответствии с Основным законом Государственная Дума назначает на должность и освобождает от должности Председателя Счетной палаты и половину состава аудиторов, Совет Федерации – заместителя Председателя Счетной палаты и также половину состава ее аудиторов.

Закон определил для Счетной палаты Российской Федерации сферу ее деятельности, к которой были отнесены:

- организация и осуществление  контроля за своевременным исполнением доходных и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов по объемам, структуре и целевому назначению; определение эффективности и целесообразности расходов государственных средств и использования федеральной собственности;

- оценка обоснованности доходных  и расходных статей федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- финансовые экспертизы проектов  федеральных законов, а также  нормативных правовых актов федеральных органов государственной власти, предусматривающих расходы, покрываемые за счет средств федерального бюджета, или влияющих на формирование и исполнение федерального бюджета и бюджетов федеральных внебюджетных фондов;

- анализ выявленных отклонений  от установленных показателей  федерального бюджета и бюджетов  федеральных внебюджетных фондов  и подготовка предложений, направленных на их устранение, а также на совершенствование бюджетного процесса в целом;

- контроль за законностью и  своевременностью движения средств  федерального бюджета и средств  федеральных внебюджетных фондов  в Центральном банке Российской Федерации, уполномоченных банках и иных финансово-кредитных учреждениях Российской Федерации;

- регулярное представление Совету  Федерации и Государственной  Думе информации о ходе исполнения федерального бюджета и результатах проводимых контрольных мероприятий.

По существу, Закон направил деятельность Счетной палаты на реализацию права государства законными путями обеспечивать свои финансовые интересы и финансовые интересы граждан России, на приумножение и эффективное использование государственных финансовых средств, средств федеральных внебюджетных фондов, имущества находящегося в федеральной собственности, закрепленного за государственными предприятиями и учреждениями.

Контролю подлежат все хозяйствующие субъекты независимо от форм собственности, ведомственной принадлежности; органы местного самоуправления, общественные организации в части, связанной с получением и использованием средств федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, либо связанные с использованием или управлением федеральной собственностью, а также с предоставлением им федеральными органами налоговых, таможенных и иных льгот. Кроме того, в сферу полномочий Счетной палаты входит контроль за деятельностью Банка России, Правительства РФ, связанной с обслуживанием и выполнением обязательств по государственному долгу, контроль за эффективностью использования иностранных кредитов и займов, а также представления Россией займов, финансовой помощи иностранным государствам и международным организациям.

Основными формами контроля Счетной палаты Российской Федерации являются тематические проверки и ревизии. При выявлении нарушений руководителям проверяемых организаций направляются представления для принятия мер по их устранению, а в случаях выявления хищения государственных средств дела передаются в правоохранительные органы.

Информация о работе Государственные органы в сфере контроля финансовых отношений