Место аудита в системе государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное изучение правового института обязательного аудита в Российской Федерации, определение содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
3. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО  «Волжский государственный инженерно-педагогический университет»

 

Социально-экономический институт

 

Кафедра «Финансы и кредит» 

 

Контрольная работа

 по дисциплине « Основы аудита »

Вариант 10.

Тема: «Место аудита в системе государственного финансового контроля»

 

 

Выполнил:

Студент IVкурса

Гр. ФЗ 07-1

Никулина  Юлия

Проверил :

Мялкина Е.В.

 

г. Н.Новгород

2010г.


СОДЕРЖАНИЕ

 

 

ВВЕДЕНИЕ 3

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5

3. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 20

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Институт  независимого аудита в условиях рыночной экономики является одной из необходимых  составляющих финансового контроля за деятельностью экономических субъектов, осуществляемого в любом государстве. Его роль невелика в обществе, в котором преобладает государственная собственность, управляемая административно-командными методами, и осуществляется тотальный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью субъектов. В условиях происходящего переосмысления роли государства в экономике происходит и осознание изменившихся функций и форм осуществления финансового контроля. Поэтому в демократическом обществе с рыночными формами хозяйствования, когда в нормальном развитии рыночных отношений, обеспечении надежной защиты от финансовых рисков заинтересован не только каждый субъект экономической деятельности в отдельности, но и общество, государство в целом, роль аудита значительно возрастает.

С помощью  аудита формируются выводы о результатах  финансово-хозяйственной деятельности, отраженных в финансовой (бухгалтерской) отчетности, который позволяет подтвердить достоверность информации, содержащейся в финансовых отчетах экономических субъектов. Наличие же достоверной финансовой информации, подтвержденной независимым лицом, позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия принятия ряда экономических решений. Это как никогда актуально в условиях глобализации экономики, появления транснациональных корпораций. Сегодня крупный бизнес интернационален, а процесс изменений и его влияние распространяются с большой скоростью. Операции крупного бизнеса по своим масштабам глобальны, так же как спрос на финансовые ресурсы и их предложение. Поэтому именно независимый аудит способен удовлетворить интересы широкого круга заинтересованных лиц в обеспечении достоверности финансовой информации, содержащейся в финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций в условиях современной экономики.

Обязательный  аудит, являясь одним из основных средств, понуждающих экономические субъекты предоставить достоверную информацию об их реальном финансовом положении заинтересованным пользователям финансовой информации, на современном этапе приобретает особую значимость.

Объектом  исследования являются общественные отношения, складывающиеся в процессе финансово-правовой и гражданско-правовой регламентации  обязательного аудита в Российской Федерации.

Предметом исследования выступают нормы финансового, административного  и гражданского права, регулирующие общественные отношения, складывающиеся в процессе осуществления обязательного  аудита.

Целью исследования является комплексное изучение правового  института обязательного аудита в Российской Федерации, определение  содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление  и теоретическое осмысление проблем  финансово-правового и гражданско-правового  регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование  законодательства в данной сфере.

1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 7 августа  2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности» аудиторская деятельность, аудит - предпринимательская деятельность по независимой проверке бухгалтерского учета и финансовой (бухгалтерской) отчетности организаций и индивидуальных предпринимателей.

Законодатель прежде всего указывает на коммерческий характер аудиторской деятельности. Все признаки предпринимательской деятельности, определенные ст. 2 ГК РФ, а именно: самостоятельность, рисковый характер, систематичность действий с целью получения прибыли от оказания услуг соответствующими лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном Законом порядке, присущи аудиту (аудиторской деятельности). Так, самостоятельный характер аудиторской деятельности указывает на ее волевой источник: граждане и юридические лица самостоятельно, т.е. своей волей и в своем интересе, осуществляют данную деятельность. Аудиторы и аудируемые лица свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора, они по своему усмотрению определяют приемы, методы и конкретные процедуры проведения аудита, за исключением планирования и документирования аудита, аудиторского заключения, которые осуществляются в соответствии с федеральными правилами (стандартами) аудиторской деятельности. Самостоятельность аудиторской деятельности не исключает ее общего регулирования со стороны государства.

Свобода и  самостоятельность деятельности аудиторской  организации, индивидуального аудитора предполагают и несение риска  последствий соответствующих действий. Предпринимательский риск - нормальное рыночное явление, связанное с возможностью наступления неблагоприятных имущественных последствий предпринимательской деятельности. Аудиторский риск - это субъективно определяемая аудитором вероятность признать по итогам аудиторской проверки, что финансовая (бухгалтерская) отчетность может содержать невыявленные существенные искажения после подтверждения ее достоверности, или признать, что она содержит существенные искажения, когда на самом деле таких искажений в бухгалтерской отчетности нет.1

Систематичность действий по оказанию аудиторских и  сопутствующих им услуг позволяет  отграничить разовые действия субъектов (аудиторов), обладающих соответствующей  правоспособностью, от постоянного  процесса. При этом цель - получение прибыли при осуществлении аудиторской деятельности - достигается за счет оказания услуг в сфере аудита.

Наряду с  признаками, присущими предпринимательской  деятельности, аудит обладает рядом  качеств, которые выделяют его в  особый вид предпринимательства.

Во-первых, законодатель объявляет цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации. При этом под достоверностью понимается степень точности данных финансовой (бухгалтерской) отчетности, которая позволяет пользователю этой отчетности на основании ее данных делать правильные выводы о результатах хозяйственной деятельности, финансовом и имущественном положении аудируемых лиц и принимать базирующиеся на этих выводах обоснованные решения. Пользователями финансовой (бухгалтерской) отчетности могут быть любые заинтересованные лица: юридические и физические лица, органы государственной власти и управления, органы местного самоуправления и органы суда.

Указанная цель сообщает аудиторской деятельности общественно значимый характер. Особенно ярко это выражено при обязательном аудите.

Вместе с  тем, будучи экономической деятельностью, аудит по своей природе предполагает осуществление аудиторских услуг  на возмездных началах. Аудиторская  организация, индивидуальный аудитор  получают вознаграждение за оказанные  аудиторские и сопутствующие  им услуги.

Таким образом, аудиторская деятельность является деятельностью предпринимательской  даже в том случае, когда юридическое  лицо осуществляет обязательный аудит.

Во-вторых, аудиторская  деятельность относится к исключительной деятельности, которая может осуществляться только специальным субъектом, зарегистрированным в качестве аудиторской организации  или индивидуального аудитора в  порядке, определяемом законом. Данный субъект создается специально и  исключительно для осуществления  аудиторской деятельности, не может  заниматься никакой иной предпринимательской  деятельностью. Иными словами, не допускается  объединение аудиторской с иными  видами предпринимательской деятельности. Исключительность аудиторской деятельности необходима с целью выделения  из общих хозяйствующих субъектов  специальной группы, осуществляющих аудит на профессиональной основе и  профессиональном уровне, при этом отвечающих принципу независимости, а  также обеспечения государственного контроля за этой группой субъектов.

Профессионализм в аудиторской деятельности достигается  и поддерживается подготовкой и  аттестацией специалистов, ежегодным  повышением их квалификации, невозможностью совмещения аудиторской с другими  видами предпринимательской деятельности, а значит, сосредоточенностью лишь на своей профессии.

В-третьих, аудиторы как субъекты профессиональной деятельности, выполняющие социально значимую функцию, наделены особыми правами  и преимуществами. Подготовленное ими заключение по результатам аудиторской проверки является официальным документом, предназначенным для пользователей финансовой (бухгалтерской) отчетности аудируемых лиц. Аудиторы обладают правом (которое также является и их обязанностью) хранить профессиональную тайну (не разглашать сведения об операциях аудируемых лиц, а также обеспечивать сохранность сведений и документов, получаемых от проверяемых лиц и составляемых ими при осуществлении аудиторской деятельности). Законом предусмотрена возможность создания аккредитованных профессиональных аудиторских объединений, которые наделяются определенными полномочиями по отношению к своим членам.

Помимо названных  признаков Закон об аудите выделяет также независимый характер этой деятельности, выражающийся главным  образом в отсутствии ведомственных, внутрифирменных отношений между  аудитором и проверяемым лицом, а также финансовой, имущественной, родственной или какой-либо иной заинтересованности.

Независимость поддерживается, в частности, и распространением режима предпринимательства на аудит: участники предпринимательской  деятельности - юридически равноправные субъекты, движимые своей волей и действующие в своем интересе; они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора; ограничение их прав допускается на основании закона и лишь в той мере, в какой это необходимо для обеспечения публичного интереса.

Гарантией независимости  и качества аудита служит также проведение открытых конкурсов на заключение договоров  оказания аудиторских услуг в  случаях, когда в уставном (складочном) капитале аудируемого лица доля государственной собственности или собственности субъекта Российской Федерации составляет не менее 25%.

Объектом  аудиторской деятельности являются бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность организаций  и индивидуальных предпринимателей.

Бухгалтерский учет представляет собой упорядоченную  систему сбора, регистрации и  обобщения информации в денежном выражении об имуществе, обязательствах организаций и их движении путем  сплошного, непрерывного и документального  учета всех хозяйственных операций. Соответственно объектами бухгалтерского учета являются имущество организаций, их обязательства и хозяйственные  операции, осуществляемые организациями  в процессе их деятельности.

Все организации  обязаны составлять на основе данных синтетического и аналитического учета  бухгалтерскую отчетность.

Бухгалтерская отчетность организаций, за исключением  отчетности бюджетных организаций, а также общественных организаций (объединений) и их структурных подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих, кроме  выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), состоит из:

  • бухгалтерского баланса;
  • отчета о прибылях и убытках;
  • приложений к ним, предусмотренных нормативными актами;
  • аудиторского заключения, подтверждающего достоверность бухгалтерской отчетности организации, если она в соответствии с федеральными законами подлежит обязательному аудиту;
  • пояснительной записки.

Состав бухгалтерской  отчетности бюджетных организаций  определяется Минфином России.

Для общественных организаций (объединений) и их структурных  подразделений, не осуществляющих предпринимательской  деятельности и не имеющих, кроме  выбывшего имущества, оборотов по реализации товаров (работ, услуг), устанавливается  упрощенный состав годовой бухгалтерской  отчетности в соответствии со ст. 15 Федерального закона от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете»2 (далее - Закон о бухгалтерском учете).

Таким образом, аудит в соответствии с Законом  об аудите обладает следующими признаками:

  1. является видом предпринимательства, аудиторские услуги оплачиваются заказчиками;
  2. цель - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности проверяемых лиц и о соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации;
  3. исключительная деятельность, осуществляется специальными субъектами;
  4. профессиональная деятельность;
  5. аудиторские проверки носят независимый характер;
  6. объект - бухгалтерский учет и финансовая (бухгалтерская) отчетность.

Общая характеристика аудиторской деятельности дана в  приложении.

Понятие «аудит»  относится к числу категорий, которые применяются в целом  ряде правовых актов различной отраслевой принадлежности. Употребление этого  термина в нормативных источниках не всегда соответствует легальному определению понятия «аудит». Это  может затруднять правоприменение соответствующих положений законодательных актов. Например, в соответствии с Федеральным законом от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации»3 Агентство по страхованию вкладов, выполняющее функции по обязательному страхованию вкладов, обязано подтверждать достоверность годового бухгалтерского баланса, отчета о движении денежных средств фонда обязательного страхования вкладов, отчета о прибылях (об убытках), полученных от размещения и (или) инвестирования временно свободных денежных средств, для чего оно обязано привлекать независимую аудиторскую организацию. При этом ему надлежит иметь в своей структуре службу внутреннего аудита, подотчетную совету директоров, в компетенцию которого входит принятие решения о проведении внеочередных аудиторской и ревизионной проверок Агентства (ст. 25).

Информация о работе Место аудита в системе государственного финансового контроля