Место аудита в системе государственного финансового контроля

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Марта 2012 в 08:41, контрольная работа

Краткое описание

Целью исследования является комплексное изучение правового института обязательного аудита в Российской Федерации, определение содержания понятий «аудиторская деятельность», «обязательный аудит», выявление и теоретическое осмысление проблем финансово-правового и гражданско-правового регулирования обязательного аудита, а также формулирование предложений, направленных на совершенствование законодательства в данной сфере.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3
1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ АУДИТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 5
3. МЕСТО АУДИТА В СИСТЕМЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ 20
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 23
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

АУДИТ.docx

— 56.11 Кб (Скачать)

Для осуществления  функций банковского регулирования  и банковского надзора Банк России проводит проверки кредитных организаций (их филиалов), направляет им обязательные для исполнения предписания об устранении выявленных в их деятельности нарушений  и применяет предусмотренные  Законом о Банке России санкции  по отношению к нарушителям.

Счетная палата, федеральные службы, находящиеся  в ведении Минфина России, Банк России защищают прежде всего интересы Российской Федерации, ее субъектов, органов местного самоуправления.

Аудит как  форма независимого контроля может  охватывать все экономические субъекты, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, а также  ведомственной принадлежности.

Цели аудита и других видов финансового контроля схожи. Так, целью налоговой проверки хозяйствующих субъектов является соблюдение налогового законодательства: правильное исчисление, полнота и  своевременность внесения налогов  и других обязательных платежей в  соответствующие бюджеты и государственные  внебюджетные фонды. Основная цель банковского регулирования и надзора, осуществляемого Банком России, - развитие и укрепление банковской системы Российской Федерации, защита интересов вкладчиков и кредиторов. Цель аудита - выражение мнения о достоверности финансовой (бухгалтерской) отчетности организации и соответствии порядка ведения бухгалтерского учета законодательству Российской Федерации.

Аудиторская проверка по общему правилу проводится на основе гражданско-правового договора, заключаемого между аудитором и  клиентом (аудируемым лицом) и регулируется гражданским законодательством, если иное не предусмотрено законодательством об аудите, носит возмездный характер. Другие формы финансового контроля осуществляются уполномоченными на то органами на основании принадлежащих им властных полномочий и не носят коммерческого характера.

Деятельность  субъектов по проведению аудиторских  проверок является предпринимательской  и осуществляется в частном интересе. При этом пользователи аудиторского заключения - широкий круг лиц: это не только граждане и юридические лица, но и должностные лица государственных органов. Деятельность органов государственного контроля не является предпринимательской, она осуществляется в публичном интересе.

Как было сказано  выше, одним из принципов аудита является его независимость, которая  выражается в отсутствии у аудитора при формировании его мнения какой-либо заинтересованности в делах проверяемого лица, а также в отсутствии зависимости от третьих лиц. Действующее законодательство устанавливает ряд мер, обеспечивающих независимость аудиторской проверки. Так, аудиторская организация самостоятельна в выборе методов и процедур при проведении проверки.

Известно, что  основным методом финансового контроля является ревизия, позволяющая глубоко  и полно обследовать финансово-хозяйственную  деятельность организаций, и в зависимости  от полноты охвата подконтрольного  объекта бывает сплошной, охватывающей деятельность предприятия за определенный период, выборочной, когда проверяются  отдельные стороны финансово-хозяйственной  деятельности, документальной, в ходе которой проверяются денежные документы, и фактической, заключающейся в  сверке документов с наличием денег, материальных ценностей. Аудиторская проверка имеет много общего с ревизией; при проведении аудита применяются специальные приемы документального и фактического ревизионного контроля, методики ревизии отдельных объектов учета, и наоборот - при проведении ревизионной проверки составления финансовых (бухгалтерских) отчетов с определенными оговорками могут быть использованы нормы и стандарты аудита. В отличие от аудита ревизия проводится с целью выявления недостатков, их устранения, наказания виновных, направлена на сохранность активов, пресечение и профилактику злоупотреблений. Практическими же задачами аудита являются оказание помощи в улучшении финансового положения клиентов, привлечение пассивов (инвесторов, кредиторов), консультирование клиентов.

Таким образом, можно говорить, что аудит как  форма финансового контроля относится  к независимой проверке финансовой отчетности организации, осуществляемой специальным субъектом (аудитором), в соответствии с законодательством  об аудите на коммерческой основе. При  аудиторской проверке применяются  специфические формы и методы планирования, проведения, документального  оформления, общие требования к которым  установлены правилами (стандартами) аудиторской деятельности.

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Изменения в  социально-экономической сфере, произошедшие в России в последние десятилетия, явились необходимой предпосылкой становления и развития аудита - неотъемлемого элемента рыночной экономики.

В условиях рынка предприятия, кредитные учреждения, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию  имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений  должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.

Наличие достоверной  информации позволяет повысить эффективность  функционирования рынка капитала и  дает возможность оценивать и  прогнозировать последствия различных  экономических решений.

Независимое подтверждение информации о результатах  деятельности предприятий и соблюдении ими законодательства необходимо государству  для принятия решений в области  экономики и налогообложения, судьям, прокурорам и следователям для подтверждения  достоверности интересующей их финансовой отчетности.

Правильные  данные нужны не только непосредственным инвесторам или акционерам, но и  кредиторам для оценки надежности погашения  займов и выплаты процентов. Поставщиков интересует информация о способности предприятия вовремя погасить кредиторскую задолженность; работников предприятия - стабильность и рентабельность его деятельности для оценки своих перспектив занятости, получения финансовых и других льгот и выплат. Правительство заинтересовано в информации, необходимой для разработки экономической политики, включая налоговые меры.

В Российской Федерации существуют две формы  аудита: обязательный и инициативный. Аудит может проводиться в отношении любых юридических лиц независимо от их организационно-правовых форм и видов деятельности, а также любых физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица и зарегистрированных в качестве индивидуальных предпринимателей.

Аудит - это не просто механизм контроля. Аудиторские проверки в равной степени можно считать средством достижения коммерческого успеха, поскольку «добавочная стоимость» консультаций, осуществляемых специалистами по видению бизнеса, и их советов в конечном счете способствуют экономическому успеху клиента.

На макроэкономическом уровне аудит является элементом  рыночной инфраструктуры, необходимость  функционирования которого определяется следующими обстоятельствами:

а) бухгалтерская  отчетность используется для принятия решений ее заинтересованными пользователями, в том числе руководством, участниками  и собственниками имущества экономического субъекта, реальными и потенциальными инвесторами, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью  в целом;

б) бухгалтерская  отчетность может быть подвержена искажениям в силу ряда факторов, в частности  применения оценочных значений и  возможности неоднозначной интерпретации  фактов хозяйственной жизни; помимо этого, достоверность бухгалтерской  отчетности не обеспечивается автоматически  ввиду возможной пристрастности ее составителей;

в) степень  достоверности бухгалтерской отчетности, как правило, не может быть самостоятельно оценена большинством заинтересованных пользователей из-за затрудненности доступа к учетной и прочей информации.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

Законодательство

  1. Федеральный закон от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ «Об аудиторской деятельности»
  2. Федеральноый закон от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» // СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369
  3. Федеральный закон от 23 декабря 2003 г. № 177-ФЗ «О страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации» // СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029.

Учебная литература

  1. Аудит в России. Антология российского аудита: учебник / А. В. Крикунов, В. А. Леднев. – М.: Маркет ДС Корпорейшн, 2007
  2. Аудит: Учебник / под ред. проф. В. И. Подольского. – М.: ЭКОНОМИСТЪ, 2006
  3. Аудит: Учебник для вузов / В. И. Подольский, А. А. Савин, Л. В. Сотникова и др., под ред. проф. В. И. Подольского. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ, 2007
  4. Аудит: учебное пособие / Ю.А. Данилевский, С.М. Шапигузов, Н.А. Ремизов, Е.В. Старовойтова. - М.: ИД «ФБК-ПРЕСС», 2002

1 Правило (стандарт) аудиторской деятельности № 8. «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом» // СЗ РФ. 2002. № 39. Ст. 3797; 2004. № 42. Ст. 4132; РБГ. 2004. 19 октября.

2 СЗ РФ. 1996. № 48. Ст. 5369 (с послед. изм.).

3 СЗ РФ. 2003. № 52 (ч. 1). Ст. 5029.

4 СЗ РФ. 2002. № 28. Ст. 2780 (с послед. изм.).

5 СЗ РФ. 1998. № 7. Ст. 785.

6 Подольский В.И. Комментарий к Федеральному закону «Об аудиторской деятельности» (постатейный). - М., 2002. - С. 24.

7 Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1998. № 31. Ст. 3813.

8 Федеральный закон от 11 января 1995 г. № 4-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995. № 3. С. 167.

9 СЗ РФ. 2004. № 11. Ст. 945.

10 СЗ РФ. 2004. № 21. Ст. 2023.

11 Положение о Федеральной налоговой службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // СЗ РФ. 2004. № 40. Ст. 3961.

12 Положение о Федеральной службе страхового надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 30 июня 2004 г. № 330 // СЗ РФ. 2004. № 28. Ст. 2904.

13 Положение о Федеральной службе финансово-бюджетного надзора, утв. Постановлением Правительства РФ от 15 июня 2004 г. № 278 // СЗ РФ. 2004. № 25. Ст. 2561.

14 Положение о Федеральной службе по финансовому мониторингу, утв. Постановлением Правительства РФ от 23 июня 2004 г. № 307 // СЗ РФ. 2004. № 26. Ст. 2676.

15 Положение о Федеральном казначействе, утв. Постановлением Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // СЗ РФ. 2004. № 49. Ст. 4908.

16 Положение о Федеральной таможенной службе, утв. Постановлением Правительства РФ от 21 августа 2004 г. № 429 // СЗ РФ. 2004. № 35. Ст. 3637.


Информация о работе Место аудита в системе государственного финансового контроля