Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.
Теперь перейдем к характеристике неналоговых доходов. В соответствии с БК РФ неналоговым доходам относятся:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности;
- доходы от продажи или иного возмездного отчуждения имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
- доходы от платных услуг, оказываемых соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления; средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам РФ, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;
- доходы в виде финансовой помощи и бюджетных ссуд, полученных от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;
- иные неналоговые доходы.
Как отмечает Деева А. И, к доходам от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности, относятся следующие средства: арендная либо иная плата за сдачу во временное владение и пользование имуществом; проценты по остаткам бюджетных средств на счетах в кредитных организациях; плата за передачу государственного имущества под залог и в доверительное управление; возвращенные бюджетные кредиты и ссуды, в том числе средства полученные от продажи имущества переданного в качестве гарантий по кредитам и ссудам; плата за пользование бюджетными средствами, предоставленными на возвратной и платной основах; доходы в виде прибыли, приходящейся на доли в уставных (складочных) капиталах хозяйственных товариществ и обществ, принадлежащим государству или муниципальным образованьям; дивиденды по акциям, принадлежащим государству.
В состав неналоговых доходов
включены также доходы от продажи
земли и нематериальных активов,
поступления капитальных
К неналоговым доходам относится и часть прибыли Центрального банка РФ, так в соответствии со ст.21. Федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год": "После утверждения годовой финансовой отчетности Центрального банка РФ советом директоров Центральный банк РФ перечисляет в федеральный бюджет 80% фактически полученной по итогам года прибыли, остающейся после уплаты налогов и сборов в соответствии с Налоговым кодексом РФ. Оставшаяся прибыль Центрального банка РФ направляется советом директоров в резервы и фонды различного назначения".
К неналоговым доходам
относятся также доходы от внешнеэкономической
деятельности и доходы от реализации
государственных запасов и
Финансовая помощь от бюджета другого уровня бюджетной системы осуществляется в форме дотаций, субвенций, субсидий, трансфертов. Хотя финансовая помощь подлежит учету в доходах того бюджета, который является получателем таких средств, но в соответствии с ч.3. ст 47 БК РФ "Финансовая помощь не является собственным доходом соответствующего бюджета, бюджета государственного внебюджетного фонда."
К безвозмездным перечислениям
относятся доходы, получаемые безвозмездно
от физических и юридических лиц,
международных организаций, правительств
иностранных государств и зачисляемые
в соответствующий бюджет. Безвозмездные
перечисления, классифицируются по источнику
их получения: от нерезидентов; бюджетов
других уровней; государственных внебюджетных
доходов; государственных организаций;
наднациональных организаций; средств,
передаваемых в целевые бюджетные
фонды; прочих безвозмездных перечислений.
В доходы бюджетов могут также
входить безвозмездные
Доходы бюджетного учреждения, полученные от предпринимательской и иной деятельности, приносящей доход, в полном объеме учитываются в смете доходов и расходов бюджетного учреждения и отражаются в доходах соответствующего бюджета как доходы от использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности, либо как доходы от оказания платных услуг. (ч.2. ст.42 БК РФ)
Доходы целевых бюджетных
фондов образуются в соответствии с
законодательством РФ за счет доходов
целевого назначения или в порядке
целевых отчислений от конкретных видов
доходов по ставкам, установленным
налоговым законодательством
К доходам государства, относятся
и государственные займы. Государственные
займы отражают одну из форм кредитных
отношений между государством и
физическими и юридическими лицами,
в которых государство
Централизация финансовых средств в федеральном бюджете РФ создает финансовую базу функционирования государства, позволяет осуществлять государственную социально-экономическую политику, обеспечивать обороноспособность и безопасность страны. С помощью федерального бюджета реализуются государственные программы по развитию и нормальному функционированию отраслей экономики, по проведению конверсии военно-промышленного комплекса, охране окружающей среды, по укреплению научно-технического потенциала и развитию культуры страны, поддержке социальных программ.
Таким образом, обоснованное формирование доходов федерального бюджета, их полная и своевременная мобилизация, обеспечение надлежащего контроля являются гарантией финансирования расходов в предусмотренных законом о федеральном бюджете объемах.
Таким образом, государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. Государственные доходы - это исчисленные в денежной форме доходы государства за счет взимания налогов, пошлин, платежей, оплаты услуг государственного аппарата, внешнеторговых операций, иностранных кредитов, иностранной помощи.
Под доходами бюджета понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций.
Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляет более 4/5 всех доходов федерального бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений). На втором месте по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%.
Государственные расходы
представляют собой затраты, возникающие
в связи с выполнением
Основными направлениями
расходования федерального бюджета
в РФ являются расходы в сфере
материального производства (в них
наиболее значимыми для развития
экономики являются расходы на финансирование
капитальных вложений, а также
выплата различных видов
ГЛАВА II ДОХОДЫ ПРЕКТА ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
2.1 Основные выводы подраздела
Статьей 192 Бюджетного кодекса
Российской Федерации установлено,
что в составе материалов, представленных
с проектом федерального закона, должны
содержаться расчеты по статьям
классификации доходов
В составе материалов, представленных
с законопроектом, содержатся расчеты
поступлений в федеральный
Несмотря на важность расчетов для оценки обоснованности проектируемых доходов федерального бюджета, внесенные расчеты доходов федерального бюджета непрозрачны, содержат только ограниченное количество принятых при расчетах показателей, многие из которых сами являются расчетными.
Некоторые показатели, примененные
в расчетах, на каждый год прогнозируемого
периода проектируются в одних
и тех же размерах. В ряде случаев
показатели, используемые в расчетах,
сгруппированы таким образом, что
невозможно сравнить их с показателями,
используемыми Федеральной
Это затрудняет анализ расчетов, оценку их обоснованности и корректности.
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2008 - 2011 годах (без учета налога на прибыль организаций с доходов, полученных виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам) приведена в таблице №2.1.1
Таблица 2.1.1
Динамика доходов от уплаты налога на прибыль организаций в 2008 - 2011 годах
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
676,28 |
743,36 |
828,95 |
923,32 |
1.1 |
к предыдущему году, млрд. рублей |
43,31 |
67,08 |
85,59 |
94,37 |
1.2 |
к предыдущему году,% |
106,8 |
109,9 |
111,5 |
111,4 |
1.3 |
темпы роста к 2008 году |
100,0 |
109,9 |
122,6 |
136,5 |
2. |
Закон № 198-ФЗ (с изм) (2008-2010 гг.), млрд. рублей |
633,63 |
675,87 |
748,11 |
|
2.1 |
к предыдущему году, млрд. рублей |
6,93 |
42,24 |
72,24 |
|
2.2 |
к предыдущему году,% |
101,1 |
106,7 |
110,7 |
|
3. |
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) - 2008 год |
||||
3.1 |
млрд. рублей |
42,65 |
109,73 |
195,32 |
289,69 |
3.2 |
% |
106,7 |
117,3 |
130,8 |
145,7 |
4. |
Законопроект к Закону № 198-ФЗ (с изм) |
||||
4.1 |
млрд. рублей |
42,65 |
67,49 |
80,84 |
|
4.2 |
% |
106,7 |
110,0 |
110,8 |
При проектировании доходов
от уплаты налога на прибыль организаций
учтены изменения налогового законодательства
в части увеличения размера взносов
по договорам добровольного
В материалах, представленных
с законопроектом, не приводится оценка
последствий изменений
В объеме поступлений налога на прибыль организаций в 2009, 2010 и 2011 годах учтены дополнительные поступления по годовому перерасчету, недоимке и платежам, начисленным по результатам контрольной работы налоговых органов, размер которых (25,7 млрд. рублей) постоянен на протяжении указанного периода, что требует уточнения.
В материалах к проекту бюджета не содержится расчета налога на прибыль организаций с доходов, полученных в виде процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам, поступления по которому предусмотрены в проекте доходов федерального бюджета в 2009 году в сумме 13,3 млрд. рублей, в 2010 и 2011 годах - в сумме 14,1 млрд. рублей и 16,8 млрд. рублей соответственно.
Динамика доходов от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 - 2011 годах приведена в таблице №2.1.2
Таблице 2.1.2
Динамика доходов от уплаты единого социального налога, зачисляемого в федеральный бюджет, в 2008 - 2011 годах
Показатели |
2008 год |
2009 год |
2010 год |
2011 год | |
1. |
Законопроект (2009-2011 гг.), млрд. рублей |
497,53 |
610,85 |
716,86 |
831,87 |
1.1 |
к предыдущему году, млрд. рублей |
92,55 |
113,32 |
106,01 |
115,01 |
1.2 |
к предыдущему году,% |
122,9 |
122,8 |
117,4 |
116,0 |