Государственные доходы и расходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:49, контрольная работа

Краткое описание

Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.
Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

Оглавление

Введение

1. Понятие государственных расходов и доходов

1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет - основа государственной казны

1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов

2. Анализ бюджета государства

2.1 Анализ доходов и расходов

2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России

Заключение

Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Финансы и кредит - 11 Гос-ные доходы и расходы.doc

— 213.00 Кб (Скачать)

Министерство  образования и  науки Российской Федерации 

Федеральное государственное  бюджетное образовательное  учреждение 

Высшего профессионального  образования 

«Алтайский  государственный  технический университет   

им. И.И Ползунова» (АлтГТУ) 
 
 
 
 
 

Контрольная работа 

по дисциплине: Финансы и кредит 

тема: «Государственные доходы и расходы» 
 
 
 
 
 
 
 
 

       Выполнила:                                                             ст.гр.Ал(з) – М – 71

                                                                                           

       Проверила:                                                              
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Содержание 

Введение  

1. Понятие  государственных расходов и доходов  

1.1. Характеристика  доходов государства. Федеральный  бюджет - основа государственной казны  

1.2. Характеристика  государственных расходов. Политика  Правительства РФ в области  расходов  

2. Анализ  бюджета государства  

2.1 Анализ  доходов и расходов  

2.2. Потенциальные  источники бюджетного финансирования  социально-экономического развития России  

Заключение  

Список использованной литературы  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 

     Проблема  государственной казны, ее доходов  и расходов, во все времена была актуальна, и находилась под пристальным  вниманием как государственной  власти, ученых и финансистов, так и общественности. Ведь от суммарных доходов государства, от бюджетной политики правительства напрямую зависит обороноспособность, развитие экономики, социальная сфера, благосостояние его граждан, престиж страны на мировой арене, в целом - существование всего государства. Отсутствие средств в государственной казне, не способность государства выполнять свои обязательства, как перед своими гражданами, так и перед мировым сообществом может привести к краху финансовой системы. И мы были свидетелями кризиса 1998года, коснувшегося каждого россиянина, когда Россия стояла на грани дефолта, ставшего следствием не только падения мировых цен на нефть, но и недальновидной финансовой и бюджетной политики правительства и руководителей Банка России, формировавших государственный бюджет в основном за счет западных кредиторов и доходов от сырьевых ресурсов. И лишь приход к руководству федеральным правительством и Банком России людей, умеющим управлять экономикой и взявшим на вооружение здравые идеи, позволило спасти наше народное хозяйство от коллапса и «дотянуть» до повышения мировых цен на нефть. Но назначенное вторым российским президентом правительство использует «нефтяную передышку» исключительно для погашения внешнего долга, не запуская имеющиеся потенциальные механизмы экономического подъема, и недостаточно финансируя социальные программы.

     Поэтому в последние годы проблема наполнения федерального бюджета, являющегося  главной казной государства, а также  бюджетная политика распределения  расходов, находится в центре внимания оппозиционных правительству партий, депутатов Государственной Думы, Совета Федерации, независимых экспертов, журналистов, финансистов, ученых, общественности. Результатом этого внимания является не только критика правительственного бюджетного курса, но и разработка программы мер активной промышленной политики, включая ее бюджетно-налоговые аспекты, разработка обоснованных альтернативных правительству бюджетов на предстоящие финансовые годы. Но правительство мало прислушивается к голосу общественности. Это демонстрирует очередной принятый бюджет, в котором сохранены прежние концептуальные установки макроэкономической и бюджетно-налоговой политики, касающиеся источников бюджетных доходов и приоритетов расходов, включая императив первоочередного обслуживания и погашения внешнего долга, при отказе государства от выполнения своих бюджетных обязательств перед гражданами.

     Как видим проблема государственных  доходов и расходов, актуальна, и  вполне очевиден выбор обозначенной темы исследования. Как представляется автору, в последние годы расходы государства на социальную сферу имеют негативную тенденцию снижения, при этом правительство мотивирует это недостаточностью бюджетных ресурсов. Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.

     Объектом  данного исследования является федеральный  бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.

     Для достижения целей исследования, в  данной работе необходимо решить следующие  задачи: предстоит дать понятие доходов  и расходов государства, изучить их структуру и классификацию; выявить роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов; охарактеризовать федеральный бюджет, как основу государственной казны; проанализировать политику Правительства РФ в области расходов за последние годы, начиная с 2000 года; необходимо проанализировать расходы в социальной сфере бюджета текущего года, и выявить потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России. Круг исследуемых вопросов ограничен в связи с большой актуальностью и приоритетностью решения социальных задач.

     Для решения поставленных задач в  данной работе применялись методы анализа  и сравнения относительных показателей  расходов и доходов федерального бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Понятие государственных  расходов и доходов 

1.1. Характеристика доходов  государства. Федеральный  бюджет - основа государственной  казны 

     Под доходами государства понимается часть  централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.

     Государство как экономический субъект в  силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд - содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. В чем же заключается роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики?

     Государственные доходы представляют собой ресурсы, материально обеспечивающие участие государства в общественном воспроизводстве. Они являются частью стоимости общественного продукта и безвозмездно изымаются у юридических и физических лиц в распоряжение государства. В этом случае происходит огосударствление доли финансовых ресурсов с целью изменения части доходов в бюджетный фонд и централизованные внебюджетные фонды государство участвует в регулировании деятельности субъектов воспроизводства. Прямое воздействие с его стороны оказывает влияние на некоторые экономические показатели. Например, установление прямых и косвенных налогов или предоставлением льгот по налогам и сборам могут быть изменены:

- расходы  хозяйствующих субъектов на производство  продукции и оказание услуг,  а также цены реализации;

- объем  капитальных вложений в основные  фонды и оборотные активы;

- величина  потребления вновь созданной  стоимости и др.

     Государство или органы местной власти, увеличивая суммы налогов от прибыли хозяйствующих  субъектов, ограничивают их производственные возможности, при снижении уровня налоговых изъятий последние повышаются. Подобным образом сдерживается или увеличивается личное и производственное потребление. Путем налогообложения государство может целенаправленно регулировать спрос на определенные виды продукции и услуг, поддерживать отечественных товаропроизводителей, стимулировать внедрение новых технологий.

     Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов  осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в  процессе финансирования расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованные (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относятся косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

     Государственные доходы, как и расходы, любого государства, находят свое нормативное закрепление  в государственном бюджете. Бюджет - «общее название термина, обозначающего  расчетную и ограничительную смету доходов и расходов и их роспись за определенный период времени, утверждаемую соответствующим решением и подлежащую исполнению индивидуальным или коллективным субъектом». Следовательно, акцент делает на бюджет как документ соответствующего содержания. Бюджет государственный - «система определенных денежно-распределительных отношений, регламентируемых государственными органами власти, по поводу перераспределения части национального богатства для образования и расходования основного централизованного фонда денежных средств государства».

     Государственный бюджет - смета доходов и расходов государства на определенный период времени, чаще всего на год, составленная с указанием источников поступления  государственных доходов и направлений и каналов расходования средств. Государственный бюджет составляется правительством, утверждается и принимается высшими законодательными органами. В процессе исполнения бюджета может иметь место его частичный пересмотр.

     Бюджетная система России включает три звена: федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов РФ, местные бюджеты. В 1995 г. законом РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», было введено новое понятие - муниципальное образование. Каждое муниципальное образование имеет собственный бюджет и право на получение в процессе бюджетного регулирования средств из федерального, территориального бюджета субъекта РФ. Необходимо отметить, что понятия «местные бюджеты», «бюджеты муниципальных образований» на практике рассматриваются как синонимы.

     Федеральный бюджет - центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной  политики государства имеют его  параметры - объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.

     В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ), доходы бюджетов формируются  за счет налоговых и неналоговых  доходов, финансовой помощи, а также  за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.

     Кратко  рассмотрим принципы построения и структуру  классификации доходов бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример бюджетной классификации[ БЮДЖЕТНАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ - систематизированная группировка доходов и расходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ по однородным признакам. Оформляется специальным юридическим актом. Согласно БК РФ используются единые экономическая (по экономическим и социальным программам (на образование, оборону, науку и тп)), функциональная (предметная), ведомственная и смешанная бюджетная классификация. // Коромская Н.И. О бюджетной классификации доходов и расходов в Российской Федерации // Налоговый вестник 1999 №10 с. 94-96] доходов по группам: 1000000 - налоговые доходы; 2000000 - неналоговые доходы;300000 - безвозмездные перечисления; 4000000 - доходы целевых бюджетных фондов; 5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Информация о работе Государственные доходы и расходы