Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:49, контрольная работа
Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.
Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.
Введение
1. Понятие государственных расходов и доходов
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет - основа государственной казны
1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов
2. Анализ бюджета государства
2.1 Анализ доходов и расходов
2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Очевидно, что столь серьезное повышение доходов граждан, позволит расширить платежеспособный спрос на товары, нарастить объемы производства и инвестиций в России, а значит, увеличить доходы и расходы предприятий и организаций, бюджетной системы и государственных внебюджетных фондов. Такие процессы самоусиления экономической активности позволят вывести из «зоны бедности» не только работников бюджетных организаций, но и всех желающих работать граждан; это касается и пенсионеров, равно как и других лиц, доходы которых зависят от роста поступлений ЕСН и прочих налогов от внутреннего производства.
Но
где же взять дополнительные ресурсы
на финансирование социальной сферы? Главным
ограничением экономического роста и
повышения благосостояния граждан в России
считается недостаточность бюджетных
ресурсов. Между тем до сих пор не используются
крупные резервы увеличения бюджетных
доходов, связанные с ликвидацией нарушений
законодательства и общественных интересов
недобросовестными налогоплательщиками,
хозяйствующими субъектами и самими органами
государственного управления. Для задействования
таких резервов, следует провести комплекс
мер, хорошо апробированных в зарубежной
практике госрегулирования экономики.
При этом стоит подчеркнуть, что увеличения
налогов на производственную деятельность,
не предполагается: прирост доходов достигается
посредством изъятия в доход государств
природной ренты, путем налогообложения
ранее сокрытых и незаконно вывезенных
из России прибылей, а также на основе
повышения собираемости налогов и эффективности
использования государственного имущества,
- данные источники могут увеличить доходную
часть бюджета в среднем на 550 млрд. руб.
конкретные слагаемые и источники названной
суммы таковы.
Увеличение на 260,3 млрд. руб. объема рентных доходов от эксплуатации ограниченных природных ресурсов, изымаемых в доход бюджета с помощью налогов, в том числе посредством: а) введения налога на дополнительный доход от добычи углеводородного сырья (145 млрд. руб.); б) получения дополнительных поступлений налога на добычу полезных ископаемых путем установления дифференцированных по регионам добычи справочных рыночных цен, используемых в целях налогообложения, а также применения дифференцированных ставок в зависимости от степени истощения запасов (30 млрд. руб.); в) увеличения не менее чем на 85,3 млрд. руб. вывозных (экспортных) пошлин, связанного с приведением ставок пошлин на вывоз энергоемких сырьевых товаров, прежде всего металлов и продукции химической промышленности, в соответствии со ставками пошлин на вывоз энергоносителей (они не должны быть меньше 25%).
До сих пор в РФ не облагаются НДС, как экспорт, так и импорт услуг. Это позволяет использовать последний для вывоза капитала и разоряет отечественные предприятия соответствующей сферы. Если же ввести уплату импортерами НДС при оплате приобретаемых у нерезидентов услуг, бюджет получит дополнительно не менее 2 млрд. долл. в год. А главное, будет пресечен еще один способ утечки капитала и уклонения от налогообложения.
Рост на 21 млрд. руб. доходов от налога на прибыль возможен в связи со снижением нелегального вывоза капитала и возвращением части нерепатриированной ранее валютной выручки. Репатриации хотя бы части капитала, вывезенного в 1992-2003 гг. (в том числе под видом неоплаченного экспорта товаров), позволила бы значительно увеличить поступления в бюджетную систему названного и других налогов. При соблюдении всех законодательных норм репатриация несанкционированно вывезенного капитала позволила бы увеличить в 2004 г. только поступления налога на прибыль в указанном размере. На 12,6 млрд. руб. должны увеличиться доходы от данного налога, связанные с улучшением его собираемости.
Повышение на 92,2 млрд. руб. поступлений НДС по товарам, производимым на территории РФ и на 6,2 млрд. руб. - по ввозимым на нашу территорию, путем улучшения собираемости налогов и пресечения «теневого» оборота товаров, незаконной предпринимательской деятельности и контрабанды.
Увеличение на 4,5 млрд. руб. поступлений от акцизов на этиловый спирт из всех видов сырья на спиртосодержащую продукцию, производимые на территории России, связанное с повышением ставки акциза, а также с сокращением доли нелегально выпускаемой продукции, с ужесточением контроля за деятельностью предприятий отраслей, использующих производственные мощности ниже экономически оправданного уровня. Рост на 3 млрд. руб. поступлений от акцизов на ввозимые товары этой группы. Установление строгого контроля над оборотом алкогольной продукции и переход на территориально - откупную систему взимания акцизов позволит получить дополнительно около 60 млрд. руб. Чтобы добиться удвоения поступлений акцизов на алкоголь в бюджет, важно заинтересовать региональные власти в их сборе. Для этого надо перейти к территориальной системе акцизного сбора (по месту потребления, а не производства). Чтобы избежать расширения подпольного производства, взимание акцизов с производителей нужно сохранить, разрешив засчитывать в их уплату суммы акцизов, уплаченных оптовыми торговцами в регионах потребления. Технически система зачета подобна системе взимания НДС и проста в реализации.
Рост
на 10 млрд. руб. регистрационных и
лицензионных взносов, сопряженный
с замещением «теневой» экономической
деятельности легальной. Повышением на
34,7 млрд. поступлений ввозных (импортных)
таможенных пошлин путем улучшения налогового
администрирования и замещения необлагаемого
ввоза облагаемым.
Увеличение на 90,3 млрд. неналоговых доходов, главным образом от использования имущества, находящегося в государственной собственности, или от деятельности государственных и муниципальных организаций. Из них 34 млрд. руб. должны составить неналоговые платежи за пользование невоспроизводимыми и уникальными природными ресурсами (включая радиочастоты, морские биоресурсы и т.п.), сопряженные с продажей прав на доступ к ним, в том числе на аукционной основе. На 36 млрд. необходимо увеличить поступающие в федеральный бюджет дивиденды по акциям, находящимся в собственности РФ, а также платежи государственных унитарных предприятий (например, СП «Вьетсовпетро»); на 18 млрд. - поступающую в федеральный бюджет центробанковскую прибыль.
Мобилизовав, таким образом, в бюджет более 500 млрд. руб. дополнительных доходов, можно было бы снижать объем привлекаемых займов и выкупать наиболее дорогостоящие в обслуживании облигации, сокращая текущие платежи. Эти дополнительные доходы, будучи использованными на погашение бюджетных долгов российским предприятиям и гражданам, на индексацию пенсий и зарплаты бюджетников, на усиление господдержки экспорта готовой продукции и иные аналогичные цели, позволили бы не только вернуть экономике средства, изъятые через налоги, но обеспечить акселерацию общественного спроса, т.е. задействовать характерные для индустриальных экономик механизмы поддержания устойчивого экономического роста, а следовательно увеличить благосостояние большинства российских граждан.
Таким
образом, альтернатива правительственной
бюджетной политике и необходима,
и имеется. Можно надеяться, что
она будет востребована новым
Правительством Российской Федерации.
Заключение
В
данной работе, мы пришли к выводу, что
государственные доходы представляют
собой ресурсы, материально обеспечивающие
участие государства в
Удельный вес налогов в доходной части бюджета РФ составляет более 4/5 всех доходов федерального бюджета. Ведущее место среди налоговых доходов федерального бюджета занимает НДС (около 40% всех налоговых поступлений). На втором месте по значимости в доходной части федерального бюджета стоят акцизы (более 25%); с учетом таможенных пошлин удельный вес косвенных налогов в налоговых доходах бюджета составляет более 80%.
Государственные
расходы представляют собой затраты,
возникающие в связи с
Правительство
РФ, утверждая бюджет 2004г., рассчитывало,
что он станет бюджетом продолжающегося
экономического роста, повышения конкурентоспособности
национальной экономики, уровня жизни
населения за счет снижения налоговой
нагрузки и решения других социальных
задач. Но как показал сравнительный анализ
относительных показателей бюджетов за
предыдущие три года, бюджет чреват острыми
социальными коллизиями, т.к. показатели
расходов в социальной сфере не соответствуют
не только международным стандартам, но
и нормативам, установленным федеральным
законодательством, в то же время государство
передает многие соцобязательства с федерального
на региональные уровни, не имеющие достаточных
средств для их реализации. Эти и другие
особенности бюджета явно противоречат
конституционному принципу «социальности»
Российского государства и означают наступление
правительства на социальные права граждан.
Вместе с тем, у российской экономики на
данный момент существует реальный потенциал
и источники бюджетного финансирования
социально-экономического развития России,
- прирост доходов может быть достигнут
посредством изъятия в доход государств
природной ренты, путем налогообложения
ранее сокрытых и незаконно вывезенных
из России прибылей, а также на основе
повышения собираемости налогов и эффективности
использования государственного имущества
и др.
Список
использованной литературы
1. "Бюджетный кодекс Российской Федерации" от 31.07.1998 № 145-ФЗ // "Собрание законодательства РФ", (далее СЗ РФ) 03.08.1998, № 31, ст. 3823
2. Федеральный
закон от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ
«Об общих принципах
3. Федеральный закон от 31 декабря 1995 г. № 228-ФЗ "О федеральном бюджете на 1996 год" (с изм. и доп. от 20 июня, 17 декабря 1996 г., 8 января, 26 февраля, 20 марта 1997 г.) // СЗ РФ от 1 января 1996 г. № 1, ст. 21
4. Федеральный закон от 26 марта 1998 г. № 42-ФЗ "О федеральном бюджете на 1998 год" (с изм. и доп. от 31 июля, 26 ноября, 29 декабря 1998 г., 27 декабря 2000 г., 30 декабря 2001 г.) // СЗ РФ от 30 марта 1998 г., № 13, ст. 1464
5. Федеральный закон от 30 декабря 2001 г. № 194-ФЗ "О федеральном бюджете на 2002 год"// СЗ РФ от 31 декабря 2001 г., № 53 (Часть I), ст. 5030
6. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации / Под ред А.Н. Козырина.- М . ЭКАР 2002
7. Толковый словарь современных бюджетных терминов. М.: Национальный фонд подготовки кадров: Изд-во Димитрейд График Груп, 1999. вып. 1
Книги, монографии
8. Деева А.И. Финансы. Учебное пособие. - М.: Экзамен. 2002
9. Поляков Г.Б. Бюджетная система России - М. ЮНИТИ-ДАНО. 2000
10. Финансы и кредит: Учебник /Под ред проф М.В. Романовского, проф. Г.Н, Белоглазовой. - М.: Юрайт-Издат, 2004
11. Баранов. Э. Динамика доходов и расходов федерального бюджета России за 2001-2003гг. // Экономист№11. с.33-37
12. Блинов М. Бюджетный кодекс РФ и практика // Хозяйство и право. 1999 №6 с. 87-90
13. Воронин Ю. Бюджет 2004: что за профицитом? // ''РФ сегодня'' 2003. №20 (окт) с.26-27
14. Горский И.В. Налоговый потенциал межбюджетных отношений //Финансы. 1999 №6 с. 27-30
15. Городецкий П. Концепция бюджетной сбалансированности //Экономист 2000 № 4 с. 14-27
16. Глазьев С., Жукова М. Бюджет 2003: очередной выбор социальной политики // Российский экономический журнал. 2002 № 9 с. 3-14
17. Глазьев С., Жукова М. Бюджет 2004: очередной выбор социальной политики // Российский экономический журнал. 2003 № 9 с. 3-15