Автор: Пользователь скрыл имя, 16 Января 2012 в 13:49, контрольная работа
Поэтому целью данного исследования является анализ государственных доходов и расходов на протяжении последних девяти лет и выявление потенциальных источников бюджетного финансирования социально-экономического развития России.
Объектом данного исследования является федеральный бюджет Российской Федерации, предметом иследования является бюджетная политика правительтсва в области финансирования социальной сферы.
Введение
1. Понятие государственных расходов и доходов
1.1. Характеристика доходов государства. Федеральный бюджет - основа государственной казны
1.2. Характеристика государственных расходов. Политика Правительства РФ в области расходов
2. Анализ бюджета государства
2.1 Анализ доходов и расходов
2.2. Потенциальные источники бюджетного финансирования социально-экономического развития России
Заключение
Список использованной литературы
Итак, часть доходов бюджета на сумму 83,4 млрд. руб. пойдет в Стабилизационный фонд. Общий прогноз цены на нефть - 22 доллара за баррель, в расчете бюджета была заложена цена - 20 дол. за баррель. Разница между 20 и 22 поступит в этот фонд. Кроме того, в него предполагается зачислить частично остатки средств федерального бюджета, в том числе средства финансового резерва, на конец 2003г.
В рамках бюджета 2004 года, как уже отмечалось выше, существенное внимание уделяется мерам по развитию инфраструктуры - приоритет дорожному строительству. Если в 2001г. суммарные доходы, направленные на дорожное строительство, включая доходы Федерального дорожного фонда, составляли 197 млрд. руб., в 2003г. - уже - 245 млрд. руб., то в 2004г. общий объем доходов, которые намечено направить на строительство дорог, составит 283 млрд. руб. При этом доходные источники, которые в 2004г. субъекты Федерации мобилизуют самостоятельно, составят 204 млрд. руб.
В 2004г. бюджеты субъектов РФ увеличатся на 451 млрд. руб., что означает прирост в среднем на 27%. При этом из 451 млрд. руб. прироста доходов 108 млрд. руб. будут направлены: 90 млрд. руб. - на прирост заработной платы и 18 млрд. руб. - на индексацию всех необходимых расходов, связанных с медикаментами, продовольствием, коммунальными услугами и прочим.
Важным фактором наращивания экономического потенциала являются инвестиции в научно-технический потенциал. Расходы на фундаментальную науку, содействие научно-техническому прогрессу возрастут по сравнению с 2003г. на 15%. При этом доля расходов на фундаментальную науку в общих доходах этого раздела возрастет и превысит 50%. Расходы на космическую программу возрастут на следующий год на 60% и достигнут 12 млрд. руб. Будет продолжено осуществление поддержки авиационного комплекса.
Предусмотрены расходы на прямую поддержку тех или иных отраслей. Так, на лизинг сельхозтехники в 2004г. - 2 млрд. руб. на страхование урожая расходы в 2004г. будут подняты с 1 миллиарда до 1,9 млрд. руб.
Судебная система нарастит свои расходы на 30 %, оклады судей возрастут на 40%. Увеличиваются в реальном выражении расходы на правоохранительную деятельность, предупреждение и ликвидацию последствий чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, на охрану окружающей среды. Среди важнейших приоритетов, которые назвал Президент, - обеспечение национальной обороны и безопасности. Здесь также обеспечивается прирост расходов на 19%, что выше уровня инфляции. Стоит отметить, что третий год подряд, включая и 2004г., объем оборонного заказа наращивается на 1 млрд. долл. Это позволит обеспечить соответствующие закупки техники, ремонт подводных лодок, самолетов и т.д. Как считают в Минфине, этих средств вполне достаточно для того, чтобы обеспечить надежность всех механизмов, применяемых в Вооруженных Силах. Сегодня также ставится задача увеличения прозрачности расходов силовых структур.
Продолжается сокращение государственного долга. В 2004г. он снизится до 3% ВВП, что, конечно, существенно снижает риски неплатежей, дефолтов и недоверие к российскому бизнесу. Как результат - одно из ведущих международных рейтинговых агентств Moody's поставило Россию в десятку самых привлекательных инвестиционных стран мира - на восьмое место.
В 2004г. ожидается около 2400 млрд. руб. инвестиций за счет всех источников: предприятий, кредитов, государственного бюджета. При этом важная задача - сохранить прирост этих инвестиций в тех темпах, которые обеспечивались в 2003г.
В соответствии с бюджетом должны вырасти на 20% расходы федерального бюджета на образование и здравоохранение. Общий уровень зарплаты в бюджетном секторе в 2004г. составит 65% от уровня средней зарплаты в промышленности (в 2000г. - 50%, в 2003г. - 69%). Заложен рост расходов на социальную политику, на целый ряд социальных программ. В частности, на социальную помощь - на 20,9%, социальное обеспечение службы занятости - на 15%.
Как
считает наше правительство бюджет
2004г. является бюджетом продолжающегося
экономического роста, повышения
Многочисленные публикации ученых и экспертов в СМИ свидетельствуют о том, что относительные показатели расходов федерального и консолидированного бюджетов на финансирование, например, социальной сферы не соответствуют не только международным стандартам, но и нормативам, установленным федеральным законодательством. Так расходы на образование предусмотрены в размере 117,79 млрд. руб., или на 20,6% больше, чем в 2003г., т.е. в сравнении с прошедшим годов заложен абсолютный рост в 20,2 млрд. руб. Но рост росту рознь. Это станет ясно, если учесть, что в 2002 г. по сравнению с 2001г. рост расходов федерального бюджета на образование составил 160%, в 2003-м - 122 процента, а рост, предусмотренный на 2004г., составит лишь 120,6 %. Причем рост этот связан, во-первых, с повышением стипендий студентам в два раза, во-вторых, с увеличением на одну треть с 1 октября 2003 года должностных окладов работников бюджетной сферы, а также с утроением надбавок за ученые степени докторам и кандидатам наук, введенным в апреле 2003. на эти цели и пойдет практически весь прирост расходов на образование. В то же время при этом намечена передача сети дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также большей части учреждений начального и среднего профессионального образования в собственность субъектов РФ на федеральном уровне останутся главным образом подготовка специалистов с высшим профессиональным образованием, переподготовка и повышение квалификации кадров.
В целом это означает, что остальные (основные) расходы в этой сфере в лучшем случае сохранятся на уровне 2003года. В то же время исходя из прогнозируемой Минэкономразвития России среднегодовой величины прожиточного минимума трудоспособного населения в 2730 руб., легко подсчитать, что на среднюю зарплату учителя в 2004г. можно приобрести всего 1,0-1,3 наборов такого минимума. Между тем даже для простого воспроизводства населения требуется средняя зарплата, на которую можно приобретать хотя бы 2,5-3,0 набора прожиточного минимума. Планируемая зарплата работников образования позволит им только выживать.
Расходы на здравоохранение определены в объеме 38,1 млрд. руб., что на 11,3% больше чем в 2003г. совокупные расходы федерального и региональных бюджетов на здравоохранение - 2,7 -2,8% ВВП, т.е. 70 долл. в душевом выражении, тогда как аналогичные показатели в странах Западной Европы - 8-9%, или 2 -2,5 тыс. долл. Поэтому главная проблема развития сферы здравоохранения - хроническое недофинансирование (объем которого, согласно оценкам специалистов, составляет около половины потребности). По этой причине государственные обязательства по оказанию бесплатных услуг в значительной мере не покрывают объективные потребности населения. В соответствии с расчетами экспертов минимальный для нашей страны уровень расходов консолидированного бюджета на здравоохранение - не ниже 5% ВВП. Затраты на оплату труда работников здравоохранения определены на 2004г. в сумме 17,49 млрд. руб. (39,1% общих расходов на здравоохранение) и возрастут по сравнению с 2003 г. на 25,%. При этом средний размер ставки зарплаты по отрасли повысится в течение года на 36,2% и составит 1339,5 руб. В значительной степени такое повышение будет сопряжено с существенным (почти на 55 тыс. единиц, т.е. на 10,5%) уменьшением числа ставок работников списочного состава здравоохранения. Факты таковы, что, несмотря на планируемое повышение размера зарплаты в здравоохранении, здесь (как и в образовании) средняя месячная зарплата позволит приобретать всего 1,1-1,2 набора прожиточного минимума, а значит, требуется ее более существенное увеличение. Недопустимо низкая оплата труда работников отрасли - один из факторов высоких затрат населения на платные медицинские услуги, в том числе «затененные».
Доходы
населения. Бюджет 2004г. определяет прирост
реальных денежных доходов населения
на 7-8% (по сравнению с 2003г.), что позволит,
наконец-то, несколько превзойти уровень
1997г. и достичь 70-75% уровня 1991. причем рост
зарплаты составит 8,0-9,5%. На повышение
тарифных ставок ЕТС работников государственных
учреждений в проекте бюджета -2004 предусмотрено
свыше 42 млрд. руб., а бюджетами субъектов
РФ потребуется изыскать на эти цели дополнительно
(к уровню 2003г.) 90,2 млрд. Между тем в Фонде
софинансирования социальных расходов,
через который в предыдущие годы выделялась
финансовая помощь регионам на повышение
зарплаты бюджетникам, соответствующие
средства на 2004г. не предусмотрены. Стоит
отметить, что хотя в 2000-2003гг. наблюдался
примерно десятипроцентный ежегодный
рост денежных доходов населения, включая
зарплату, однако данная тенденция во
многом объясняется опережающими темпами
увеличение доходов состоятельных граждан,
доля которых не превышает 20%. На другом
полюсе - значительная по численности
бедная часть населения с доходами ниже
прожиточного минимума, а также нуждающаяся
его часть с доходами, лишь незначительно
превышающим этот минимум. Так, с апреля
2002г. по апрель 2003г. в группе состоятельных
граждан средняя месячная прибавка составила
3300 руб., а в группе бедных - всего 116 руб.
в месяц. Поэтому для составляющего большинства
населения бедных и нуждающихся граждан,
доходы которых в 1,5-2 раза меньше средних
по стране, в 2004 году будут ниже уровня
прожиточного минимума, либо превысит
его незначительно.
Принципиально важный вопрос социальной политики и бюджетного регулирования оптимизация доли в ВВП зарплаты, законодательно резервируемой на все виды обязательного социального страхования. В России сумма текущей (чистой) и законодательно резервируемой (страховой) частей заработной платы в ВВП почти вдвое ниже, нежели в развитых странах, и составляет 28,0%: доля текущей чистой (без налогов) зарплаты - около 20,8%, а на все виды социального страхования приходится 7,2% ВВП (следует иметь в виду, что сам размер ВВП России в расчете на одного работника составляет только 1-20% уровня развитых стран. Серьезное, не устраняемое в бюджете 2004 препятствие на пути развития социального страхования в России - запредельная доходная дифференциация населения, выражающаяся в кратно превышающем уровни развитых стран значениях фондового коэффициента (характеризующего соотношение среднего дохода крайних децильных групп граждан), показателя распределения общего объема денежных доходов по группам. В связи с чем принципиально важным представляется повышение не просто размеров зарплаты, а ее реальной покупательской способности. По мнению многих ученых, при разработке государственной бюджетной политики в качестве обязательной установки следует конструировать поэтапное (в течение трех - пяти лет) восстановление покупательной способности зарплаты до предреформенного уровня. Для этого потребуется обеспечить ее увеличение минимум в 2,5 раза
Проектировки федерального бюджета и бюджета Пенсионного фонда РФ на 2004г. предусматривают индексацию, во-первых базовой части пенсии по старости в целом за год на 10%. Во-вторых, - страховой части трудовой пенсии в течение года на 15,5% (с 1 апреля - на 9%, а с 1 августа - на 6,5%). Средний размер трудовой пенсии в 2004г. составит 1884 руб. в месяц (что потребует расходов в сумме 380,37 млрд. руб.), т.е. величину, несколько меньшую прожиточного минимума пенсионера (по прогнозу Минэкономразвития России - 1900руб. Планируемый объем текущих поступлений страховых взносов в сумме 380,37 млрд. руб., как считают специалисты, не покрывает расходов, предусмотренных на выплату страховой части трудовой пенсии и на их индексацию - общая сумма затрат оценивается в 540,2 млрд. руб.
В 2004г. сохранится и негативная тенденция уменьшения объема выплат из Фонда социального страхования РФ на санаторно-курортное лечение работников и членов их семей. Бюджетом 2004 года в составе расходов по разделу «Социальная политика» ассигнования на мероприятия по оздоровлению детей запланированы на уровне 2003 г. - в размере 1,21 млрд. руб. причем данная сумма рассчитана без учета как прогнозируемых параметров инфляции, так и значительного снижения ассигнований на детское оздоровление, обеспечиваемых из бюджета Фонда социального страхования РФ (которые определены в размере 3,3 млрд. руб. против 11,5 млрд. в 2003г.), а поэтому существенно ниже сложившегося уровня расходов на эти цели.
Расходы на культуру, искусство, кинематографию согласно бюджету должны увеличиться на 13,1 %, т.е. практически на величину … планируемого роста цен. Абсолютно меньше выделяется средств на развитие транспорта, связи, информатики: 5,58 млрд. руб. - 92% к уровню 2003года. Таков же масштаб сокращений, связанных с поддержкой средств массовой информации.
Изучив
бюджет 2004г. не беспричинной бьют тревогу
в регионах. Ведь из-за потери регионами
ряда доходов, а также в связи
с коммунальной реформой, требующей
поддержки имущих слоев населения,
должна, казалось бы, возрасти помощь федерального
бюджета бюджетам региональным. И в бюджете-2004
предусмотрен рост этих расходов по сравнению
с 2003г. Но составляет он всего4 %. Что намного
ниже уровня инфляции. В абсолютном выражении
этот составит 311,046 млрд. руб. против 297,72
млрд. руб. в 2003г. В результате межбюджетные
отношения центра с регионами станут еще
более сложными и напряженными.
Таким
образом, федеральный бюджет-2004г
демонстрирует серьезные
2.2.
Потенциальные источники
бюджетного финансирования
социально-экономического
развития России
Как
считает депутат