Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.

Файлы: 1 файл

ИЗ финансы!!!!.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Доходы  и расходы государственного бюджета Украины  за 2008-2009 года

     Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.

     Направления использования бюджетных  расходов обусловлены  целой совокупностью  факторов, основными  из которых являются:

  1.  Необходимость  содержания государственных учреждений;
  1.  Уровень  развития регионов государства;
  1.  Связь расходов из общего государственного бюджета с расходами местных бюджетов;
  1.  Формы предоставления бюджетных средств;
  1.  Другие  факторы, которые могут иметь  важное значение в зависимости  от конкретной экономической и политической ситуации в государстве.

     Расходы Государственного бюджета регламентируются соответствующими законодательными и  нормативными актами - Бюджетным кодексом, Законом о Государственном бюджете  на текущий год, Бюджетной классификацией, другими юридическими актами органов власти.

     Начиная с 2000 года в Государственном Бюджете, в его расходной части предусматриваются  два фонда - общий и специальный.

     В Законе Украины “О бюджетной системе  Украины" предусмотрены такие  виды расходов как текущие расходы и расходы развития.

     Текущие расходы - это затраты бюджетов на финансирование сети предприятий, учреждений, организаций и органов, которые действует на начало бюджетного года, а также на финансирование мероприятий по социальной защите населения и иных мероприятий, которые не относятся к расходам развития. В составе текущих расходов в отдельности выделяются расходы бюджета, обусловленные расширением сети перечисленных выше объектов с указанием всех факторов, которые повлияли на объем расходов.

     Расходы развития - это затраты бюджетов на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности, в частности: финансирование капитальных вложений производственного и непроизводственного назначения; финансирование структурной перестройки народного хозяйства; субвенции и прочие расходы, связанные с расширенным воспроизводством.

     К расходам, которые  финансируются из Государственного бюджета  относятся расходы  на: государственное управление; судебную власть; международную деятельность; фундаментальные и прикладные исследования и развитию научно-технического прогресса государственного значения, международные научные и информационные связи государственного значения; национальную оборону; правоохранительную деятельность и обеспечение безопасности государства; образования; специализированные школы; культуру и искусство; охрану здоровья; социальную защиту и социальное обеспечение; государственные специальные программы; физическую культуру и спорт; государственные программы поддержки регионального развития и приоритетных отраслей экономики; государственные программы развития транспорта, дорожного хозяйства, связи, телекоммуникаций и информатики, государственные программы относительно охраны окружающей природной среды и ядерной безопасности создание и пополнение запасов и резервов; обслуживание государственного долга; проведение выборов и референдумов; другие по программы, которые имеют исключительно государственное значение.

     Финансирование  отдельных программ экономического и социального направлений месту  реализации этих программ осуществляется через механизм межбюджетных трансфертов.

     Межбюджетные  трансферты - это отношения между государством, Автономной республикой Крым и местным самоуправлением для обеспечения соответствующих бюджетов финансовыми ресурсами, необходимыми для исполнения функций, предусмотренных Конституцией Украины и законами Украины.

     Законом Украины "О Государственном Бюджете  Украины на 2010 год" утвержден следующий  перечень защищенных статей расходов общего фонда на отчетный год по экономической структуре расходов: оплата труда работников бюджетных учреждений; начисления на заработную плату; приобретение медикаментов и перевязочных материалов; обеспечение продуктами питания; оплата коммунальных услуг и энергоносителей; обслуживание государственного долга; текущие трансферты населению; текущие трансферты местным бюджетам.

     Государственный бюджет Украины должен содержать  объяснение всех расходов, за исключением  расходов, связанных с государственной  тайной (секретных расходов). Секретные  расходы, предусмотренные на деятельность органов государственной власти, в интересах национальной безопасности включаются в Государственный бюджет Украины без детализации. Контроль за проведением секретных расходов осуществляется Счетной палатой и Министерством финансов Украины в порядке, определенном Верховной Радой Украины.

     Анализ  расходов государственного бюджета Украины

     Расходы Государственного бюджета Украины  за 2009 год были выполнены в объеме 242437,2 млн. грн, что на 947,1 млн. грн. Это на 0,4 процента больше аналогичного показателя 2008 года. Уровень выполнения годового плана в 2009 году составил 88,4 процента плана, утвержденного Верховной Радой Украины на 2009 год, против 95,4 процента в 2008 году.

     В полном упадке оказалась государственная  инвестиционная политика. В 2009 году такое понятие, как развитие, было фактически забыто. Финансирование капитальных расходов было осуществлено в объеме в 2,5 раза меньше чем в 2008 году. По общему фонду произошло падение капитальных расходов почти в 12,3 раза. В структуре расходной части государственного бюджета доля капитальных расходов уменьшилась на     6,3 % до 4,3 %. Удельный вес капитальных расходов государственного бюджета в ВВП в 2009 году равнялась 1,1 %  против 2,7 % в 2008 году.

     По  общему фонду государственного бюджета  в 2009 году было открыто ассигнований на проведение расходов в объеме 188699,4 млн. грн, что соответствует 97,1 процента плана отчетного пери ода.

     Недофинансирование  связано, в частности, с экономией:

  1. Расходов  на обслуживание государственного долга (государственные заимствования осуществлена позже графика);
  1. Расходов  на субвенции социального характера  в связи с их финансированием  в соответствии с фактически зарегистрированных обязательств;
  1. Расходов, предусмотренных статьей 57 Закона Украины "Об образовании" в связи с завершением расчетов по выплате задолженности;
  1. Отсутствием решений о распределении средств  резервного фонда и т.д.

     Кассовые  расходы по общему фонду государственного бюджета в 2009 году проведены в  сумме 187748,0 млн. грн., или 96,6 процента годового плана.

     Ресурсы государственного бюджета направлялись, в первую очередь, на финансирование основных защищенных статей бюджета (статья 27 Закона Украины "О Государственном  бюджете Украины на 2009 год"), в  частности заработной платы с  начислениями, денежного обеспечения военнослужащих, пенсий, стипендий, приобретение медикаментов и перевязочных материалов и т.д.

     Кассовые  расходы социального направления  по общему фонду государственного бюджета  за 2009 год составили на 4,8 процента больше, чем годовой показатель 2008 года. Однако в реальном измерении расходы на оплату труда работников бюджетных учреждений в 2009 году против 2008 года уменьшились на 6,4 процента.

     В 2009 году на общегосударственные функции  использованы средства меньшие на 12,1 процента по сравнению с 2008 годом. В общем объеме расходной части их доля в 2009 году снизилась на 0,93 до 6,52 процента.

     Объем расходов государственного бюджета  на оборону за 2009 год по сравнению  с 2008 годом уменьшился на 17,6 процента, или на 2069,7 млн. гривен. Удельный вес расходов на оборону в структуре расходной части государственного бюджета снизилась на 0,9 до 4,0 процента.

     По  сравнению с предыдущим годом  расходы государственного бюджета  на обеспечение общественного порядка, безопасность и судебную власть уменьшились на 2,9 процента. В структуре расходов государственного бюджета их доля в течение 2009 года снизилась на 0,3 п.п. до 10 процентов.

     Объем расходов на экономическую деятельность уменьшился в 2009 году по сравнению с 2008 годом на 14,1 процента. В структуре расходной части государственного бюджета на 2,3 до 13,7 процента.

     По  сравнению с 2008 годом объем расходов на охрану окружающей среды уменьшился на 18,2 процента, или на 405,9 млн. гривен. В структуре расходов государственного бюджета их доля составляла 0,75 процента в 2009 году по сравнению с 0,92 процента в 2008 году.

     Расходы государственного бюджета на развитие жилищно-коммунального хозяйства  в 2009 году по сравнению с предыдущим годом уменьшились на 39,0 процента, или на 173,3 млн. гривен. Их доля в структуре расходов государственного бюджета в соответствии снизилась на 0,07 в. п.до 0,11 процента.

     Расходы на здравоохранение в целом за 2009 год выросли на 2,3 процента по сравнению с прошлым годом. В общем объеме расходной части их доля в 2009 году выросла на 0,06 в. п. до 3,11 процента.

     Расходы государственного бюджета на духовное и физическое развитие за 2009 год  выросли на 1,3 процента по сравнению с 2008 годом. Удельный вес этих расходов в общем объеме расходной части государственного бюджета возросла на 0,12 в. п. по сравнению с 2008 годом до 1,33 процента в 2009 году.

     Расходы на образование за 2009 год выросли  на 11 процентов по сравнению с 2008 годом. Их удельный вес в в общей структуре расходов государственного бюджета увеличилась на 0,9 п.п. до 9,9 процента в 2009 году.

     Расходы государственного бюджета на социальную защиту и социальное обеспечение  за 2009 год по сравнению с прошлым  годом возросли на 1,4 процента. Удельный вес этих расходов в структуре расходной части государственного бюджета их доля соответственно равнялась 21,25 процента в 2009 году против 21,04 процента в 2008 году.

     Таким образом, расходы Сводного бюджета  Украины в 2009 году составили 307399,4 млн. грн, что на 1804,4 млн. грн, или на 0,6 процента меньше аналогичного показателя 2008 года. Удельный вес расходов сводного бюджета в ВВП в 2009 году составила 33,6 % против 32,6% в 2008 году.

     В структуре расходов государственного бюджета по экономической классификации  среди основных расходов текущего характера  следует выделить значительный рост по сравнению с 2008 годом:

  1. Расходов  на выплату процентов (дохода по обязательствам) (в 2,2 раза до 9,9 млрд. грн.)
  1. Расходов  на медикаменты и  перевязочные материалы (на 32,9 % до 2,5 млрд. грн.)
  1. Расходов  на выплату пенсий и пособий (на 18,3 % до 49,6 млрд. грн.)
  1. Расходов  на оплату коммунальных услуг и энергоносителей (на 17,9% до 3,1 млрд. грн.)
  1. Расходов  на продукты питания (на 9,5 % до 1,8 млрд. гривен).

     Закон Украины "О Государственном бюджете  на 2010 год" предусматривает, как видно  из таблицы, увеличение расходов на 33%, которые в большей мере превышают доходную часть, по сравнению с предыдущим периодом. Ожидается, что дефицит достигнет 57,7 млрд. грн, что примерно в полтора раза превышает установленный годом ранее.

     Проблемы  и перспективы  государственного бюджета по расходной части

     Первое  с чем сталкивается государство - это нецелевое использование  средств. Проблема нецелевого использования  бюджетных средств.

     Очевидно, без борьбы с нецелевым использованием средств государственного бюджета  говорить ни о какой оптимизации расходов не имеет смысла. Нецелевое использование бюджетных средств в Украине стало массовым явлением.

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года