Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.

Файлы: 1 файл

ИЗ финансы!!!!.doc

— 260.50 Кб (Скачать)

     Например, исполнение расходной части бюджета  в 2009 году характеризовалось системным  "ручным управлением" средствами, хроническим недофинансированием всех программ, нецелевым и неэффективным использованием средств, а часто просто и их хищением. Контрольно-ревизионным управлением и Счетной палатой Украины в 2009 году в ходе проверок выявлен ряд нарушений и злоупотреблений. А также из-за непрозрачности системы государственных закупок в 2009 году потеряно около 40 млрд. гривен. К тому же, органами ГлавКРУ в 2009 году проведена проверка около 10 тыс. бюджетных учреждений и выявлены нарушения, которые привели к потерям финансовых и материальных ресурсов на общую сумму более 3, млрд. гривен.

     Опыт  развитых стран подсказывает, что  надо сделать прозрачным, подконтрольным общественности весь процесс составления  плана расходования бюджетных средств  и само расходование.

     Следует добавить, что осуществление государственных закупок (заказов) должно происходить прозрачно, на конкурсной основе. А повышение оплаты труда государственных служащих проводить только в размерах, необходимых для обеспечения конкурентоспособности государственной службы на рынке труда, при прочих равных условиях должно происходить, в том числе за счет сокращения общей численности занятых в государственном секторе.

     Огромная  проблема украинского бюджета - его  обремененность социальными выплатами. В начале 1990-х резкое падение доходов и уровня жизни большей части населения спровоцировало расширение гарантий социальной защиты. Именно поэтому доля социальных расходов в совокупных расходах государства и в ВВП неуклонно росла. Это продолжалось и в период экономического оживления. Так, доля социальных расходов в совокупных расходах государства выросла с 17% в 1999 году до 27% в 2008-м. Но следует учитывать, что ни уровень реальных заработных плат, ни уровень пенсий до сих пор не соответствует уровню таковых в странах-соседях, а платежеспособность населения и уровень жизни в 1990году не были высокими.

     За  последнее 10 лет в  Украине произошло  значительное увеличение расходов правительства (бюджета государства, ПФ и фондов общего социального страхования). Если в 1999 году их объем составлял 35,9% ВВП, то в 2008 году - 46,1%, то есть расходы государства выросли на 10,2% ВВП, причем 6,5% ВВП приходится на расходы ПФ, увеличившиеся с 9,3% ВВП в 1999 году до 15,8% ВВП в 2008 году.

     С 2005г. от 25% до 45% расходов ПФ финансируется не за счет страховых взносов работодателей и наемных работников, а за счет средств государственного бюджета.

     В текущем году почти каждая пятая  гривна расходов государственного бюджета  Украины направлялась на обеспечение  пенсионных выплат - эти расходы  за 6 мес. 2009 года составили почти 6% ВВП.

     В бюджете, кроме социальных, значительно  увеличились расходы на государственное  управление - с 1,1% ВВП в 1999 году до 2,6% ВВП в 2008 году, а также расходы на общественный порядок, безопасность и судебную власть - с 1,4% до 2,9% ВВП.

     Рост  расходов на содержание аппарата принуждения  государства был связан как с  опережающей динамикой заработной платы государственных служащих, так и со значительным увеличением  их количества. Если общее число  занятых в экономике страны в 2008 году по сравнению с 1999 годом уменьшилось на 3,9%, то количество государственных служащих и должностных лиц местного самоуправления выросло на 55,3%.

     Вследствие  долгосрочного наращивания социальных расходов их доля в сводном бюджете  в 2005-2008гг. увеличилась до 22-28% по сравнению с 12-15% в 1999-2001гг, а в 2010 увеличилась на 8% по сравнению с 2009.

     Заключение

     Расходы бюджета - особенная экономическая  категория, которая отображает отношения  с целью учета затрат государства  на осуществление своих полномочий. Расходы бюджета регламентируются соответствующими законодательными и нормативными актами органов государственной власти.

     Главной "особенностью" расходов Государственного бюджета Украины является, по нашему мнению, их непрозрачность и однозначность. Следует подвергать большей огласке не только статьи расходов, но и суммы, которые выделяются на это, пусть даже самые малые. Таким образом, государство сможет обезопасить себя от "разворовывания" бюджетных средств, коим сейчас принято называть "нецелевое использование". Необходимо также ужесточить контроль над использованием этих средств, чтобы ситуация с нарушением норм законодательства самим Кабинетом Министров не была уместной.

     С другой стороны, необходимо решить ситуацию с государственным долгом, иначе большая часть расходов будет идти не на социальные выплаты, а на борьбу с ним.

     Насчет  социальных выплат, статистические данные показывают, что расходы на социальную защиту, так же как и на образование  за последнее имеют положительный  прирост, но к сожалению, на данный момент это не афишируется и незримо.

     Спорт, расходы на который меньше 1 %, охрана окружающей среды, наука, культура, здравоохранения до сих пор нуждаются в значительных ресурсах государства.

     Доходы  и расходы государственного бюджета Казахстана за 2007-2008 года

     Анализ  государственных  доходов РК

     Доходы  бюджета выражают экономические  отношения, возникающие у государства  с предприятиями, организациями, гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны. Формой проявления этих экономических отношений служат различные виды платежей предприятий, организаций и населения в государственный бюджет, а их материально-вещественным воплощением – денежные средства, мобилизуемые в бюджетный фонд. Бюджетные доходы, с одной стороны, являются результатом распределения стоимости общественного продукта между различными участниками воспроизводственного процесса, а с другой – выступают объектом дальнейшего распределения сконцентрированной в руках государственной стоимости, ибо последняя используется для формирования бюджетных фондов территориального, отраслевого и целевого назначения.

     По  состоянию на 1 ноября 2008 года доходы государственного бюджета (с учетом трансфертов) исполнены на 101,1% при  плане 2 816,4 млрд. тенге фактическое поступление составило 2 846,8 млрд. тенге (приложение).

     План  государственного бюджета на 1 ноября 2008 года по налоговым поступлениям исполнен 101,5 % или перевыполнен на 33,6 млрд.тенге. Неналоговые поступления  перевыполнены на 19,8 млрд. тенге, или  на 41,3% (рисунок 1). Поступления от продажи основного капитала не исполнены на 20,0 млрд. тенге.  

 

     

     Рисунок 1 - Отношение денежных доходов и  расходов государственного бюджета  Республики Казахстан за январь-сентябрь 2008 г. 

     За  отчетный период 2008 года неисполнение плана по налоговым поступлениям сложилось:

     - по корпоративному подоходному  налогу при плане 719,1 млрд.тенге  в бюджет поступило 708,9 млрд.тенге,  или 98,6%. Недоисполнение на 10,2 млрд.тенге,  связано со сдачей дополнительных  расчетов авансовых платежей к уменьшению, в результате чего образовалось переплата в лицевых счетах, и в этой связи налогоплательщиками оплата налогов не производилась;

     - по социальному налогу при  плане 209,3 млрд. тенге, в бюджет  поступило 203,8 млрд.тенге, или  97,4%. Основной причиной неисполнения плана является снижение ставки на 30% с 1 января 2008 года.

     - по налогу на добавленную стоимость  (НДС) неисполнение плана составило  40,6 млрд. тенге, в том числе:  НДС на ТВП неисполнен на 96,0% или недоисполнение на 6,2 млрд.тенге, НДС на импортируемые товары исполнен на 92,3% или недоисполнение - 34,4 млрд.тенге.

     Вместе  с тем по следующим видам налогов  наблюдается перевыполнение плана, так по индивидуальному подоходному  налогу – 7,9 млрд. тенге, налогу на имущество  – 4,4 млрд. тенге, налогу на транспортные средства – 1,8 млрд. тенге, поступлениям за пользование природных и других ресурсов – 13,2 млрд. тенге, налогу на международную торговлю и внешние операции - 65,0 млрд.тенге.

     По  налогам с заработной платы исполнение плана обусловлено ростом налогооблагаемой базы: рост фонд заработной платы за январь-сентябрь т.г. по сравнению с соответствующим периодом 2007 года составил 21,0%, среднемесячной заработной платы - 17,9%.

     Так, план по индивидуальному подоходному  налогу исполнен на 103,7%, при плане 212,6 млрд. тенге в бюджет поступило 220,5 млрд.тенге (таблица 1). 

     Таблица 1 - Исполнение доходов государственного бюджета по налоговым поступлениям на 01.11.2008 года, тыс. тенге

     Наименование платежа      Факт  РБ на 1.11.2007 г.      План  РБ на 01.11.2008 г.      Факт  РБ на 01.11.2008 г.      Отклонение       темп  роста,

     в %

     1      2      3      4      5      6
     Налоговые поступления      1 261 650 577      1 638 245 156      1 653 975 577      15 730 421      131,1
     Корпоративный подоходный налог       532 460 662      719 147 827      708 904 832      -10 242 995      133,1
     Налог на добавленную стоимость      525 231 385      600 304 573      559 698 119      -40 606 454      106,6
     1) НДС на товары внутреннего  производства      148 661 033      155 382 634      149 166 612      -6 216 022      100,3
     2) НДС на импортируемые товары, всего      376 570 352      444 921 939      410 531 507      -34 390 432      109,0
     Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
 

     По  налогу на имущество план исполнен на 108,4%, или при плане 52,6 млрд. тенге  в бюджет поступило 57,0 млрд.тенге, за счет увеличения налогооблагаемой базы. 
 

     По  налогу на добавленную стоимость  при плане 600,3 млрд.тенге в бюджет поступило 559,7 млрд.тенге, или  93,2%, в том числе:

     - по налогу на добавленную стоимость  на товары внутреннего производства  при плане 155,4 млрд. тенге в бюджет поступило 149,2 млрд.тенге, исполнен на 96,0%. По состоянию на 1 ноября 2008 года возмещение из бюджета составило 177,3 млрд.тенге.

     - по налогу на добавленную стоимость  на импортируемые товары при  плане 444,9 млрд.тенге в бюджет  поступило 410,5 млрд.тенге, или исполнен на 92,3%. Невыполнение плана связано с проблемами с кредитованием и замедлением темпов роста в строительной и других отраслях экономики.

     Всего по акцизам при плане 51,1 млрд. тенге  в бюджет поступило 47,5 млрд.тенге, или 92,9%, неисполнение составило 3,6 млрд.тенге. План не исполнен по акцизам на импортируемые товары за счет снижения объемов покупательской способности подакцизных автомобилей, что в первую очередь отразился на спаде спроса на роскошные автомобили с большими объемами двигателя импорта;

     По  поступлениям за использование природных  и других ресурсов при плане 108,8 млрд. тенге в бюджет поступило 122,0 млрд. тенге, план исполнен на 112,2% (таблица 2), в том числе: 

     Таблица 2 - Исполнение доходов бюджета за использование природных и других ресурсов на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным периодом прошлого года, тыс. тенге

     Наименование платежа      Факт  РБ на 1.11.2007 г.      План  РБ на 01.11.2008 г.      Факт  РБ на 01.11.2008 г.      Отклонение       темп  роста,

     в %

     Поступления за использование природных и других ресурсов      53 900 515            47 566 906            51 110 363            3 543 457            94,8      
     Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года