Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2011 в 23:43, реферат

Краткое описание

Расходы Государственного бюджета - это расходы государства на общегосударственном уровне, которые необходимы для выполнения государством его функций. Эти расходы определяют экономические отношения, на основе которых осуществляется использование центральных средств по направлениям законом.

Файлы: 1 файл

ИЗ финансы!!!!.doc

— 260.50 Кб (Скачать)
 

 

      - по роялти при плане 16,6 млрд. тенге фактически поступило  17,0 млрд. тенге, или 102,3%. Перевыполнение связано с расширением производства и исполнения Программы добычи недропользователями;

     - по плате за эмиссию в окружающую  среду при плане 55,9 млрд. тенге  в бюджет поступило 65,3 млрд.тенге, или 116,9%, обусловленные крупными поступлениями за сверхлимитные выбросы в окружающую среду от природопользователей, осуществляющих свою деятельность в порядке специального природопользования, а также введением утвержденных постановлением Правительства Республики Казахстан от 28.12.07г. № 1314 базовых и предельных ставок платы по эмиссии в окружающую среду.

     Недоисполнение  плана наблюдается по бонусу на сумму 4,9 млрд. тенге, так как бонусы являются разовыми фиксированными платежами недропользователей, их поступление зависит от заключенных контрактов на недропользование, а также от коммерческих обнаружений полезных ископаемых на контрактных территориях.

     По  налогам на международную торговлю и внешние операции исполнен на 126,9%, при плане 242,0 млрд. тенге в бюджет поступило 307,1 млрд. тенге. Исполнение прогноза, как и существенный рост собранных платежей, обеспечен в основном за счет введения ЭТП на сырую нефть. Так, за 5 с небольшим месяцев (с момента введения ставки с 17.05.2008г.) дополнительные поступления в бюджет от экспорта нефти составили порядка 189,8 млрд.тенге, что составляет 25,8% от всех поступлений платежей, взимаемых таможенными органами.

     По  неналоговым поступлениям при плане  на 10 месяцев 2008 года 47,9 млрд. тенге фактически поступило 67,6 млрд.тенге, исполнение плана составило 141,3% (таблица 3).  

 

      Таблица 3 - Исполнение доходов государственного бюджета по неналоговым поступлениям на 01.11.2008 года в сравнении с аналогичным  периодом прошлого года, тыс. тенге

     Наименование платежа      Факт  РБ на 1.11.2007 г.      План  РБ на 01.11.2008 г.      Факт  РБ на 01.11.2008 г.      Отклонение       темп  роста,

     в %

     Поступления трансфертов       391 572 278            543 153 970            541 035 127            -2 118 843            0      
     Неналоговые поступления      132 460 739            38 627 266            57 133 661            18 506 395            43,1      
     Поступления от продажи  основного капитала      7 222 407            7 788 016            6 222 845            -1 565 171            86,2      
     Государственная пошлина      8 766 936            8 712 381            7 599 260            -1 113 121            86,7      
     Прочие налоги      898 868      9 828      33 717      23 889      0,0
     Примечание: Источник – Справка по государственному, республиканскому и местным бюджетам за 2003-2011 годы Министерства финансов РК
 

     Основное  перевыполнение плановых показателей  объясняется за счет поступлений  дивидендов по итогам деятельности 2006 года и досрочным поступлениями по итогам 2007 года в сумме 1,7 млрд. тенге, в связи с поступлениями в сумме 4,6 млрд. тенге, по которым план в отчетном периоде не устанавливался.

     По  поступлениям от продажи основного  капитала недоисполнение составляет сумму 20,0 млрд.тенге. Неисполнение плана связано со снижением поступлений от продажи земельных участков, что связано с финансовой несостоятельностью покупателей в связи с затруднением в получении кредитов от банков второго уровня и с уменьшением количества продаж квартир, в связи с затягиванием оформления ипотечных займов в банках второго уровня республики.

     Всего с начала года по состоянию на 01.11.2008 года в Национальный фонд Республики Казахстан поступило 1 426,5 млрд. тенге, в том числе прямых налогов  от предприятий нефтяного сектора  перечислено в сумме 1 398,1 млрд. тенге.

     Гарантированный трансферт из Национального фонда  Республики Казахстан по состоянию  на 01.11.2008 года перечислен в республиканский  бюджет в сумме 463,5 млрд. тенге для  реализации бюджетных программ развития.

     Возникновение нового рыночного типа финансовых взаимосвязей государства и предприятий не избавило казахстанскую экономику от неэффективности к стабилизации государственного бюджета. Объективно присущие положительные свойства и преимущества рыночной экономики не реализуются в конкретных казахстанских условиях.

     Ситуация  неплатежеспособности в сфере финансовых взаимоотношений предприятий и  государства проявляются в системно воспроизводящихся явлениях: хронической  неплатежеспособностью предприятий  по платежам в бюджет и государственные внебюджетные фонды; снижении реального бюджетного потенциала и вынужденности проведения политики непрерывного секвестирования бюджетных расходов, упадок и оттеснение на второстепенные роли инвестиционной функции государственных финансов; низкой собираемости налогов и массовом сокращении доходов от налогообложения.

     2.2 Анализ расходов  государственного  бюджета РК

 

     В расходах государственного бюджета  Республики Казахстан (таблица 4) преобладает  финансирование социальной инфраструктуры - образования, здравоохранения, социальной защиты населения (45,4%), из экономических отраслей - транспорта и связи.

     Функциональная  группа - расходы на оборону - означает финансирование затрат на гражданскую  оборону (при чрезвычайных событиях) и военкоматов.

     Достаточно велик удельный вес расходов на официальные трансферты — изъятие средств из местных бюджетов для передачи вышестоящему бюджету (в данном случае республиканскому). Бюджетные изъятия совершаются в областях, которые в связи с более высоким экономическим уровнем развития или по природным условиям имеют налоговую базу выше средней по стране и, соответственно, более высокий уровень налоговых поступлений. Как субвенции, так и изъятия используются для выравнивания уровня социально-экономического развития административно-территориальных единиц. 

     Таблица 4 - Структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2007 г. (тенге)

     Категории поступлений и функциональные группы расходов      Сумма, млрд. тенге       Удельный  вес, %
     Расходы      299,3      100,0
     Государственные услуги общего характера       10,4      3,5
     Оборона       4,2      1,4
     Общественный  порядок и безопасности      11,3       3,7
     Образование       71,1      23,5
     Здравоохранение       46,7       15,5
     Социальное  обеспечение и социальная помощь       20,0      6,6
     Жилищно-коммунальное хозяйств      22,0      7,3
     Культура, спорт, информационное пространство      12,8       4,2
     Сельское, водное, лесное, рыбное хозяйство и охрана окружающей среды        2,6      0,9
     Промышленность, строительство и недропользование       0,6       0,2
     Транспорт и связь       20,9       6,9
     Прочие       22,1      7,3
     Обслуживание долга      0,4       0,1
     Официальные трансферты       54,2      17,9
     Кредитование        3,1      1,0
     Дефицит (профицит) бюджета       +11,2       
     Финансирование дефицита (использование профицита)      3,6       
     Примечание: Источник – Отчёт Счетного комитета об исполнении республиканского бюджета за 2007 год (заключение к отчету Правительства), Астана, 2008
 

     Что касается доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан от общей доли расходов по отдельным  функциональным группам, то по направлениям финансирования социально-бытовой инфраструктуры она занимает преобладающее место (рисунок 2):

     - жилищно-коммунальное хозяйство  -100%;

     - здравоохранение - 86,1%;

     - образование - 84,0%;

     - культура, спорт, информационное  пространство - 73,2%;

     - транспорт и связь - 62,8%.

     Довольно  значительны объемы расходов по другим группам:

     - финансирование экономики в целом  - 46,4%;

     - управление (государственные услуги  общего характера) - 29,9%;

     - общественный порядок и безопасность - 23,4%.  

     

     Рисунок 2 - Доли расходов государственного бюджета Республики Казахстан по отдельным функциональным группам 

     Состав  и структура поступлений и  расходования средств государственного бюджета Республики Казахстан зависят  от факторов, определяющих степень  социально-экономического развития административно-территориальной единицы: наличия производственных объектов, природных ресурсов, объектов социальной и бытовой инфраструктуры, статуса единицы, плотности населения, природно-климатических условий и т.д.

     Аналогична  ситуация внутри местного уровня - в бюджетах городов, районов. Так, в бюджете Карагандинской области 50% поступлений приходится на областной бюджет и 46% - на бюджеты городов и районов; при этом доля налоговых поступлений, соответственно, 40% и 60%, неналоговых - 27% и 73%, то есть в пользу низовых бюджетов, а субвенций - 57% и 43%. Расходы областного бюджета и бюджетов городов и районов распределены поровну (рисунок 3), но во втором случае преобладают расходы на образование (39,2%), здравоохранение (10,8%), на управление (9,5%), в областном бюджете - расходы на социальное обеспечение и социальную помощь (11,7%).

     Областными  представительными органами утверждаются стабильные нормативы распределения  доходов между областным бюджетом и бюджетами районов, городов, а  также долговременные размеры субвенций, передаваемых из областных бюджетов в бюджеты районов и городов и бюджетных изъятий, передаваемых из бюджетов районов и городов в областные бюджеты.

     Формирование  бюджетов осуществляется на основе местных  бюджетных программ, которые разрабатываются местными представительными органами. Финансовое обоснование и реализация бюджетных программ возложены на администраторов бюджетных программ - государственные исполнительные органы и подведомственные им государственные учреждения. 

     

     Рисунок 3 Структура расходов областного бюджета и бюджетов городов и районов Республики Казахстан 2007 г. 

     Государственные исполнительные органы имеют право  заимствовать средства у юридических  и физических лиц, а также у  Правительства Республики Казахстан (путем кредитования из республиканского бюджета) для финансирования региональных инвестиционных программ, согласованных с Правительством РК. Заимствование осуществляется в форме займа или выпуска ценных бумаг местных исполнительных органов; их порядок определяется Правительством.

     Включаемые  в бюджетные программы сметы  расходов государственных учреждений исполняются руководителями этих учреждений в соответствии с финансовыми  разрешениями государственных исполнительных органов.

     В бюджетных системах многих стран  принято разделение доходов бюджетов разных уровней на закрепленные и регулирующие. Закрепленные, или собственные доходы, -средства, постоянно или длительно (несколько лет) поступающие в бюджет административно-территориальной единицы на законодательной основе полностью или в фиксированной доле. Регулирующими являются денежные средства, передаваемые из вышестоящего бюджета в виде процентных отчислений от их доходов, нижестоящему бюджету с целью сбалансирования доходов и расходов нижестоящего бюджета. Перечень регулирующих доходов может меняться при разработке вышестоящего бюджета на новый бюджетный год или на основе постановления, распоряжения уполномоченного на такие действия органа. К закрепленным доходам местных бюджетов относятся так называемые «местные налоги», центральных бюджетов - «общегосударственные налоги».

     «Бюджетное  регулирование» проводится путем передачи части поступлений от общегосударственных  налогов и доходов на территориальный  уровень при недостатке собственных  доходных источников для полного  выполнения территориальными органами возложенных на них функций. В Казахстане, с отменой разделения налогов на общегосударственные и местные, не используются термины «закрепленные» и «регулирующие» доходы или налоги, хотя фактически закрепление доходов сохранилось, как и процесс бюджетного регулирования в форме субвенций, бюджетных изъятий, средств, передаваемых по взаимным расчетам и других трансфертов.

Информация о работе Доходы и расходы государственного бюджета Украины за 2008-2009 года