Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5
1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5
1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9
1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10
1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12
1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15
2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20
2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20
2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26
2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29
2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32
2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35
Заключение……………………………………….………………………………39
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бюджет РК готовая курсовая .doc

— 191.50 Кб (Скачать)

   Содержание 

Введение………………………………...…………………………………………3

1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5

    1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5

    1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9

    1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10

    1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12

    1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15

2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20

    2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20

    2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23

    2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26

    2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29

    2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32

    2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35

Заключение……………………………………….………………………………39

Список используемой литературы…………………..………………………….41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение 
 

      Ведущую, определяющую роль в формировании и  развитии экономической структуры  любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках  избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм – финансовая система общества, главным звеном которого является государственный бюджет. Основу системы государственного регулирования социально – экономических процессов составляют отношения по поводу перераспределения доходов.

      Экономические и политические реформы, проводимые в Казахстане с начала девяностых годов, не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходов ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность действовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

      Бюджет  – важная предпосылка и средство осуществления воспроизводственного процесса. С его помощью создаются условия для реализации социальных программ, обеспечения сохранности окружающей среды, стимулирования научно – технического прогресса, поддержания обороноспособности, выполнения иных государственных функций. Соответственно, нормальное функционирование хозяйственного механизма невозможно без совершенствования бюджетных отношений, без последовательного проведения научно разработанной бюджетной политики, без наличия эффективной системы управления бюджетным процессом. Переход к экономики, управляемой рынком, корпорациями и государством, требует глубокой реконструкции государственного бюджета, финансов предприятий и отраслей, скачкообразного развития нового блока финансовых отношений регионального и местного уровня, внебюджетных фондов.

      Государство формирует бюджет для того, чтобы иметь возможность предоставлять особые блага, общественные товары, призванные удовлетворять совместные потребности (продукция оборонного характера, блага науки, культуры, образования, управления).

      Очевидно, что успех экономического реформирования в нашей стране в большей степени зависит от того, в каких направлениях пойдет преобразование финансовой системы общества, насколько бюджетная политика государства будет отвечать требованием времени.

      Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы 

1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав 

      Государство, выполняя свои функции, тесно соприкасается  с категорией «финансы», которые  служат экономическим инструментом в управлении экономикой. Различают понятия «финансы» и «государственные финансы».

      Государственные финансы охватывают многообразные  производственные и социальные отношения  в государственном секторе.

      Экономическая сущность государственных финансов состоит в том, что они выражают денежные отношения, связанные с распределением и перераспределением стоимости общественного продукта и части национального богатства. Перераспределенная стоимость используется для формирования финансовых ресурсов государства, его предприятий и использования полученных средств на выполнение функции государства и государственных мероприятий. В государственных финансах наиболее широко проявляются функции государства: перераспределение ресурсов, стабилизация экономики, перераспределение доходов и богатства.

      Характерным для государственных финансов является рост объемов государственных расходов опережающими темпами по сравнению с ростом ВНП на основе закона возрастающей государственной активности (Закон Вагнера).

      Государственные финансы выполняют две функции: распределительная и контрольная. С помощью распределительной функции распределяются и перераспределяются валовой общественный продукт и его важнейшая часть – национальный доход, а также часть национального богатства. Благодаря распределительной функции удовлетворяются определенные общественные потребности, которые отражают экономические интересы государства, трудовых коллективов, отдельных граждан путем формирования денежных доходов и расходования средств всех участников общественного воспроизводства.

      Контрольная функция проявляется в финансовом контроле движения денежной формы стоимости общественного продукта. Контрольная функция действует не изолированно, а в органической связи с другими функциями.

      В государственных финансах государство  в лице его органов власти и управления выступает субъектом денежных отношений, которые вступают в денежные отношения с предприятиями, организациями, учреждениями, гражданами. Государство при любой рыночной ситуации согласно закону Вагнера осуществляет регулирование экономических процессов и это объективно, так как усложнение экономической жизни общества, развитие техники и новой технологии в производстве, развитие социальных основ, сохранение государственности постоянно должны быть обеспечены финансовыми ресурсами.

      В составе государственных финансов представлены следующие звенья:

      государственный бюджет;

      денежные  фонды специального назначения (внебюджетные фонды);

      государственный кредит;

      финансы государственных предприятий и  организаций.

      Каждый  из указанных звеньев проявляются  в своей сущности, выполняют функции и имеют целевые ориентиры. В государстве нельзя игнорировать какое-либо звено государственных финансов, так как это приведет к снижению возможности государства в финансовом обеспечении различных затрат в социально-экономическом развитии общества.

      Государственные финансы удовлетворяют общественные потребности централизованным и  децентрализованным путем. Финансы  государственных предприятий относятся  к сфере децентрализованных денежных фондов. Их роль очень велика, если в  стране функционируют устойчивые в производственном отношении государственные предприятия в основных отраслях экономики.

      Важную  роль в централизованных денежных фондах играет бюджет. И в составе государственных  финансов центральное место занимают все виды бюджетов. В бюджетах сосредотачивается в основном часть централизованных фондов денежных средств общественного назначения. Роль государственного бюджета в общественном воспроизводстве определяется в первую очередь тем, что с помощью государственного бюджета распределяется и перераспределяется около 30 % национального дохода и от 10-15 % – валового общественного продукта. Бюджет подразделяется на республиканский и местный. Именно через республиканский бюджет финансируются общегосударственные мероприятия:

      государственные целевые программы;

      оборона, охрана границ;

      обеспечение правопорядка;

      государственное управление;

      развитие  социальной сферы;

      выполнение  международных обязательств.

      С помощью республиканского бюджета  решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации.

      Местные бюджеты регулируют экономические  процессы размещения производительных сил, развитие территориальной инфраструктуры и социальной сферы.

      Государственный кредит – это сфера денежных отношений, возникающих между государством как заемщиком средств и юридическими и физическими лицами как кредиторами в связи с созданием, распределением, перераспределением и использованием государственного фонда денежных средств. Используя эту экономическую форму, государство мобилизует на возвратных началах временные свободные денежные средства населения, предприятий и финансово-кредитных учреждений для удовлетворения общественных потребностей. Их мобилизация осуществляется посредством выпуска и размещения государством различных ценных бумаг. Государственный кредит, как важная часть финансов, развивается и управляется государством. Границы его зависят от целей государства, его потребности в централизованных денежных ресурсах. Облигации это – инструмент государственного кредита.

      Функционирование  государственного сектора основывается на наличии государственной собственности. Государственная собственность подразделяется на имущество юридических лиц и государственную казну.

      Имущество государственных юридических лиц  является законодательно обособленным и составляет основу для функционирования финансов государственных предприятий и организаций.

      Финансы предприятий обслуживают непосредственно  материальное производство, где создается  общественный продукт и национальный доход. В сфере материального  производства формируются доходы предприятий и организаций. На базе, которых образуются как децентрализованные, так и централизованные фонды денежных средств государства, предназначенные для удовлетворения общественных потребностей.

      Государственная казна подразделяется на республиканскую и местную.

      Республиканская казна включает:

      средства  республиканского бюджета;

      золотовалютные  ресурсы государства;

      имущество исключительного права собственности  государства (здания, недра, природные  ресурсы, богатства животного мира);

      необособленное имущество, относящееся к республиканской собственности.

      Местная казна включает:

      средства  местного бюджета;

      необособленное  имущество, относящееся к коммунальной собственности.

      Государственные финансы в совокупности всех звеньев  способствуют выполнению экономических функций правительства на всех этапах социально – экономического развития общества. 

1.2. Государственные доходы и их источники 

      Государственные доходы являются одной из важнейших  финансовых категорий. Доходы формируются  в результате распределительных и перераспределительных процессов, осуществляемых с помощью финансового механизма на основе государственной финансовой политики.

      Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе, которых образуется совокупность средств, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования. В результате распределения национального дохода образуются первичные доходы государства, отдельных предприятий, хозяйственных организаций и населения.

Информация о работе Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета