Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:25, курсовая работа
Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.
Введение………………………………...…………………………………………3
1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5
1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5
1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9
1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10
1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12
1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15
2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20
2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20
2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26
2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29
2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32
2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35
Заключение……………………………………….………………………………39
Список используемой литературы…
Экономическая природа государственных доходов обусловлена уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Роль государства в формировании государственных доходов: устанавливает долю чистого дохода, централизируемую в бюджете и оставляемую предприятиям, организациям, а также мобилизует часть личных доходов населения и другие средства в обществе. Значительным источником государственных доходов являются доходы от государственной собственности, к которым относятся:
чистый
доход государственных
доходы от государственного имущества;
доходы от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями;
специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий.
Часть
государственных доходов
Первичные доходы государства, а также негосударственных предприятий и населения, вновь перераспределяясь, образуют множество целевых денежных фондов, а именно:
государственный бюджет;
государственный пенсионный фонд;
фонд социального страхования;
фонд охраны природы;
фонд защиты животного мира;
фонд развития экономики;
резервный фонд и др.
Эти
фонды могут быть преобразованы,
ликвидированы, укрупнены в зависимости
о целей экономической и
1.3.
Классификация государственных доходов
и методы мобилизации ресурсов
Государственные
доходы классифицируются в зависимости
от организационно-правового
доходы государственных предприятий и организаций;
налоговые поступления от частнопредпринимательского сектора;
налоговые платежи населения;
налоговые поступления от кооперативных, коллективных и общественных организаций.
В зависимости от сфер создания государственные доходы классифицируются:
на
доходы, формируемые в сфере
доходы,
образующиеся в непроизводственной
сфере, которые выступают объектом
перераспределительных
По уровню централизации государственные доходы подразделяются на доходы:
используемые по месту их образования на государственных предприятиях и организациях;
концентрируемые в государственном бюджете и других целевых централизованных фондах денежных средств государства.
Такая система централизованного и децентрализованного использования государственных доходов призвана взаимоувязать интересы государственных предприятий и организаций с интересами общества в целом.
По
методам мобилизации
налоговые платежи;
неналоговые платежи.
В
настоящее время во всех странах
преобладает налоговый метод
мобилизации государственных
Отдельные составляющие стоимости валового общественного продукта и национального дохода формируют систему государственных доходов и финансовых ресурсов, как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству, которую можно назвать « чистым доходом». Составляющими чистого дохода выступают: прибыль, сумма НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, отчисления на социальные нужды.
Прибыль
– важнейшая экономическая
1.4.
Государственные расходы, их состав, классификация
и методы
Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.
Функционирование государственных расходов – это непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением.
Государственные расходы выражают экономические отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.
В
состав государственных расходов входят
расходы государственного бюджета,
государственных внебюджетных фондов,
расходы государственных
В состав расходов государственного бюджета входят:
государственные услуги общего характера;
оборона, общественный порядок и безопасность;
здравоохранение;
социальное страхование;
обеспечение жилищно-коммунального хозяйства;
топливно-энергетический комплекс;
сельское, водное и лесное хозяйства;
рыболовство, охота и охрана природы;
транспорт и связь.
В состав расходов предприятий государственного сектора входят:
расходы, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;
расходы на расширенное воспроизводство;
платежи в бюджет и специальные (внебюджетные) фонды;
платежи в поощрительные стимулирующие фонды.
Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей.
Важным
критерием разграничения
расходы, непосредственно связанные с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;
расходы в непроизводственной сфере деятельности;
расходы на создание государственных резервов.
По предметному (целевому) признаку государственные расходы делятся:
расходы на экономику;
расходы на социально-культурные мероприятия;
расходы на науку, оборону, управление.
По территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.
По отраслевому признаку государственные расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.
Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных потребностей при максимально эффективном использовании средств.
Государственные расходы, связанны с выполнением государственной программы, и чем выше доля государственного сектора экономики, тем больше потребность в финансовых ресурсах. Общим для стран с рыночной экономикой остается показатель, когда доля государственного сектора в экономике составляет 30-40 %. Это означает, что государственные финансы играют большую роль в росте производства.
Источниками государственных расходов выступают:
чистый доход общества, централизуемый в бюджете;
чистый доход государственных предприятий;
амортизационные отчисления;
средства населения через налоги в бюджет;
поступления от займов (внутренних и внешних);
долгосрочные кредиты банков.
Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:
финансирование государственных хозрасчетных предприятий, организаций;
сметно-бюджетное финансирование (учреждений);
эмиссионное
финансирование за счет выпуска наличных
денег в отличие от первых двух
является нежелательным и государство
не может просто использовать данный
метод.
1.5.
Направления и принципы государственных
расходов
Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.
Основным
принципом организации
Планирование
государственных расходов – составная
часть народнохозяйственного
Важный
принцип организации
К
принципам организации