Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5
1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5
1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9
1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10
1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12
1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15
2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20
2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20
2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26
2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29
2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32
2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35
Заключение……………………………………….………………………………39
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бюджет РК готовая курсовая .doc

— 191.50 Кб (Скачать)

      Экономическая природа государственных доходов обусловлена уровнем развития товарно-денежных отношений, способом производства, природой и функциями государства. Роль государства в формировании государственных доходов: устанавливает долю чистого дохода, централизируемую в бюджете и оставляемую предприятиям, организациям, а также мобилизует часть личных доходов населения и другие средства в обществе. Значительным источником государственных доходов являются доходы от государственной собственности, к которым относятся:

      чистый  доход государственных предприятий  и организаций в виде прибыли, НДС, акцизов, таможенных доходов;

      доходы  от государственного имущества;

      доходы  от платных услуг, оказываемых государственными учреждениями и организациями;

      специальные средства бюджетных учреждений, включающие арендную плату за помещения, доходы подсобных предприятий.

      Часть государственных доходов образуется за счет части доходов предпринимательского сектора, кооперативных организаций  и населения, мобилизуемых государством для удовлетворения общественных потребностей.

      Первичные доходы государства, а также негосударственных  предприятий и населения, вновь  перераспределяясь, образуют множество  целевых денежных фондов, а именно:

      государственный бюджет;

      государственный пенсионный фонд;

      фонд социального страхования;

      фонд  охраны природы;

      фонд  защиты животного мира;

      фонд  развития экономики;

      резервный фонд и др.

      Эти фонды могут быть преобразованы, ликвидированы, укрупнены в зависимости  о целей экономической и финансовой политики государства. 

1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов 

      Государственные доходы классифицируются в зависимости  от организационно-правового оформления форм собственности:

      доходы  государственных предприятий и  организаций;

      налоговые поступления от частнопредпринимательского сектора;

      налоговые платежи населения;

      налоговые поступления от кооперативных, коллективных и общественных организаций.

      В зависимости от сфер создания государственные  доходы классифицируются:

      на  доходы, формируемые в сфере материального производства, которые выступают основным источником экономического роста, обязаны первичному распределению;

      доходы, образующиеся в непроизводственной сфере, которые выступают объектом перераспределительных отношений.

      По  уровню централизации государственные доходы подразделяются на доходы:

      используемые  по месту их образования на государственных  предприятиях и организациях;

      концентрируемые в государственном бюджете и  других целевых централизованных фондах денежных средств государства.

      Такая система централизованного и децентрализованного использования государственных доходов призвана взаимоувязать интересы государственных предприятий и организаций с интересами общества в целом.

      По  методам мобилизации государственные  доходы, концентрируемые в государственном бюджете делятся на:

      налоговые платежи;

      неналоговые платежи.

      В настоящее время во всех странах  преобладает налоговый метод  мобилизации государственных доходов.

      Отдельные составляющие стоимости валового общественного  продукта и национального дохода формируют систему государственных доходов и финансовых ресурсов, как правительства, так и хозяйственных единиц, принадлежащих государству, которую можно назвать « чистым доходом». Составляющими чистого дохода выступают: прибыль, сумма НДС, акцизы, доходы от внешнеэкономической деятельности, отчисления на социальные нужды.

      Прибыль – важнейшая экономическая категория, составная часть финансов, источник финансовых ресурсов, образуемых при  распределении. Прибыль – стоимостная  категория, одна из форм прибавочного продукта. Прибыль – результат производства. Прибыль – это отношения производства, реализации и распределения вновь созданной стоимости, когда образуются уже конкретные денежные фонды. Она образуется как разница между выручкой от реализации продукции предприятий за вычетом косвенных налогов и полной себестоимостью продукции. Общеизвестно, что на величину прибыли влияют цены. А также уровень себестоимости на предприятии. Каждое предприятие, осуществляющее хозяйственную деятельность, основанную на коммерческом расчете, стремится к прибыли. Это основной показатель, фактор стимулирования предприятия и его работников, источник перераспределения доходов. Прибыль увязывается с рентабельностью предприятия, поэтому необоснованное повышение цены продукции снижает рентабельность у предприятий – потребителей и в целом общества, способствует необоснованному перераспределению доходов. 

1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы 

      Государственные расходы обеспечивают финансирование государственной деятельности, функций государства. Они призваны удовлетворить наиболее важные потребности в развитии экономики и социальной сферы, определяющий материальный и культурный уровень жизни народа.

      Функционирование  государственных расходов – это  непрерывный процесс перераспределения денежных фондов и создание новых фондов с целевым назначением.

      Государственные расходы выражают экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением и потреблением части валового общественного продукта в целях развития и совершенствования общественного производства, удовлетворения разнообразных потребностей общества.

      В состав государственных расходов входят расходы государственного бюджета, государственных внебюджетных фондов, расходы государственных предприятий  и организаций, учреждений производственной и непроизводственной сферы.

      В состав расходов государственного бюджета  входят:

      государственные услуги общего характера;

      оборона, общественный порядок и безопасность;

      здравоохранение;

      социальное  страхование;

      обеспечение жилищно-коммунального хозяйства;

      топливно-энергетический комплекс;

      сельское, водное и лесное хозяйства;

      рыболовство, охота и охрана природы;

      транспорт и связь.

      В состав расходов предприятий государственного сектора входят:

      расходы, связанные с производственной, хозяйственно-эксплуатационной деятельностью;

      расходы на расширенное воспроизводство;

      платежи в бюджет и специальные (внебюджетные) фонды;

      платежи в поощрительные стимулирующие  фонды.

      Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению, этим обуславливаются различия в источниках, формах и методах финансирования государственных потребностей.

      Важным  критерием разграничения государственных  расходов является их отношение к  процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

      расходы, непосредственно связанные с  материальным производством и относящиеся  к производственной сфере;

      расходы в непроизводственной сфере деятельности;

      расходы на создание государственных резервов.

      По  предметному (целевому) признаку государственные  расходы делятся:

      расходы на экономику;

      расходы на социально-культурные мероприятия;

      расходы на науку, оборону, управление.

      По  территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производственных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

      По  отраслевому признаку государственные  расходы в сфере материального производства подразделяются: на затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки. В непроизводственной сфере - государственные расходы подразделяются на затраты: на образование, науку, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, социальное страхование и социальное обеспечение, оборону и управление.

      Государственные расходы должны обеспечить наиболее полное удовлетворение государственных  потребностей при максимально эффективном  использовании средств.

      Государственные расходы, связанны с выполнением  государственной программы, и чем  выше доля государственного сектора  экономики, тем больше потребность  в финансовых ресурсах. Общим для  стран с рыночной экономикой остается показатель, когда доля государственного сектора в экономике составляет 30-40 %. Это означает, что государственные финансы играют большую роль в росте производства.

      Источниками государственных расходов выступают:

      чистый  доход общества, централизуемый в  бюджете;

      чистый  доход государственных предприятий;

      амортизационные отчисления;

      средства  населения через налоги в бюджет;

      поступления от займов (внутренних и внешних);

      долгосрочные  кредиты банков.

      Государственные расходы осуществляются следующими методами финансирования:

      финансирование государственных хозрасчетных предприятий, организаций;

      сметно-бюджетное  финансирование (учреждений);

      эмиссионное финансирование за счет выпуска наличных денег в отличие от первых двух является нежелательным и государство  не может просто использовать данный метод. 

1.5. Направления и принципы государственных расходов 

      Государственные расходы, организуются на основе принципов: плановости, целевого характера финансирования, безвозвратности, финансирования в  меру потребности и выполнения планов, соблюдения режима экономии, оптимальности при сочетании бюджетных и других видов источников.

      Основным  принципом организации государственных  расходов является плановость.

      Планирование  государственных расходов – составная  часть народнохозяйственного планирования. Государство участвует в распределении и перераспределении валового общественного продукта и национального дохода между производственной и непроизводственной сферами, отраслями, экономическими регионами в целях сбалансированного социального уровня жизни общества.

      Важный  принцип организации государственных  расходов - целевой характер финансирования государственных средств. Государственные  расходы необходимо использовать строго на мероприятия и цели, предусмотренные  в государственном плане экономического и социального развития, в финансовых планах и сметах министерств, ведомств, предприятий и организаций. Этим обеспечивается достижение пропорций в развитии отдельных отраслей народного хозяйства и регионов, выделение средств в первую очередь на развитие наиболее перспективных и прогрессивных отраслей, определяющих научно – технический прогресс.

      К принципам организации государственных  расходов также относится безвозвратность  расходования выделенных средств. Расходы  на развитие народного хозяйства, социально  – культурные мероприятия, управление не требует обязательного возмещения выделенных средств. Выделение денежных средств способствует развитию экономики и культуры, повышению производительности труда и росту национального дохода.

Информация о работе Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета