Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5
1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5
1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9
1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10
1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12
1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15
2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20
2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20
2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26
2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29
2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32
2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35
Заключение……………………………………….………………………………39
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бюджет РК готовая курсовая .doc

— 191.50 Кб (Скачать)

   Бюджетная классификация – это систематизированная группировка доходов и расходов бюджета по однородным признакам, заложенная в основу всей бюджетной деятельности финансовых органов государства. До 1996 года бюджетная классификация содержала следующие структурные подразделения:

    • раздел;
    • параграф;
    • статью;
    • главу.

   Однако, применяемая долгое время классификация  перестала отвечать современным требованиям прогнозирования, учета и контроля бюджетных средств, а также осуществления бюджетного процесса.

   Также в расходах предусмотрена функциональная и экономическая классификация. Согласно этой классификации расходы подразделяются на шесть разделов:

    1. функциональная группа;
    2. функция;
    3. подфункция;
    4. учреждение;
    5. программа;
    6. подпрограмма.

   Функциональная  классификация представляет развернутую  характеристику видов деятельности, мероприятий и участников бюджетных отношений.

   Экономическая классификация расходов распределяет их по экономическим признакам по следующим разделам:

    1. категория;
    2. класс;
    3. подкласс;
    4. специфика.

   Бюджетная классификация позволяет всесторонне, четко и адресно систематизировать поступления и расходы для достижения высокой оперативности управления с применением средств автоматизации. 

2.5. Доходы государственного бюджета 

   Доходы  бюджета - это объективно обусловленная категория, которая имеет специфичное общественное значение, и является финансовой базой деятельности государства.

   Под государственными доходами понимается система экономических отношений, в процессе которых образуется совокупность средства, поступающих в собственность государства для создания материальной базы его функционирования.

   Формирование  государственных доходов осуществляется при активном участии государства: оно устанавливает долю чистого дохода, централизацию в бюджете, и оставляемую предприятиям, организациям, а также концентрирует часть личных доходов населения и другие средства бюджета. Классификация государственных доходов позволяет глубже понять экономическую природу государственных доходов, их состав и целевую направленность, принципы формирования, то есть всю систему государственных доходов.

   В зависимости от организационно-правового  оформления форм собственности государственные  доходы состоят из:

   1. доходов государственных предприятий  и организаций;

   2. налоговых поступлений частнопредпринимательского сектора;

   3. налоговых платежей населения;

   4. налоговых поступлений кооперативных и коллективных организаций и предприятий;

   5. налоговых поступлений общественных  организаций.

   В зависимости от сфер создания государственные  доходы классифицируются:

    • на доходы, формируемые в сфере материального производства;
    • доходы, образующиеся в непроизводственной сфере.

   По  финансовому содержанию государственные  доходы делятся на:

    • налоговые;
    • неналоговые (средства от разгосударствления и приватизации, доходы от денежно-вещевых лотерей).

   По  методам мобилизации государственные доходы классифицируются на:

    • централизованные;
    • децентрализованные.

   Бюджет  формируется на основе ежегодного послания президента Республики Казахстан к  народу Казахстана, учитывая параметры  принятого Правительством Республики Казахстан индикативного плана социально-экономического развития Республики Казахстан на соответствующий год.

   Доходы  республиканского бюджета включают налоговые и неналоговые поступления.

   Налоговые поступления включают:

   1. Налог на добавленную стоимость, акцизы, налог на сверхприбыль, импортные таможенные пошлины, роялти, доля Республики Казахстан по разделу продукций по заключенным контрактам в части поступающей в республиканский бюджет.

   2. Сборы за регистрацию эмиссии ценных бумаг, сбор за проезд автотранспортных средств по республиканским автомобильным дорогам, бонусы, поступления от осуществления таможенного контроля и таможенных процедур.

   3. Другие обязательные платежи  - плата за использование радиочастотного ресурса Республики Казахстан, плата за использование судоходных водных путей.

   Неналоговые поступления включают:

   1. Доходы от предпринимательской  деятельности и собственности, то есть доля фактической прибыли государственных предприятий, поступления от доходов Национального банка Республики Казахстан, вознаграждения, полученные по депозитам Правительства РК, арендная плата за пользование комплекса “Байконур”, поступления доходов от национальных лотерей, поступления от реализации конфискованного, бесхозяйственного имущества и т.д.

   2. Административные сборы и платежи.

   3. Поступления по штрафам и санкциям.

   4. Прочие неналоговые поступления  - прочие неналоговые поступления по перечню, определяемому Министерством Финансов по согласованию с Министерством государственных доходов РК.

   5. Доходы от операций с капиталом  - продажа основного капитала от приватизации государственных предприятий, товаров из государственных резервов.

2.6. Расходы государственного бюджета 

   Расходы государственного бюджета - это экономические отношения, возникающие в связи в распределением фонда денежных средств государства и его использованием по отраслевому, целевому и территориальному назначению.

   В расходах бюджета находят свое выражение  две стороны распределительного процесса: расщепление бюджетного фонда на составные части и формирование денежных фондов целевого назначения у предприятий, организаций и учреждений материального производства и непроизводственной сферы, получающих бюджетное ассигнование.

   Категория расходов бюджета проявляется через конкретные виды расходов, каждый из которых может быть охарактеризован с качественной и количественной стороны. Качественная характеристика позволяет установить экономическую природу и общественное назначение каждого вида бюджетных расходов, количественная - их величину.

   Осуществление социальных преобразований в масштабе государства обуславливает многообразие конкретных видов бюджетных расходов, что связано с действием определенных факторов: природой и функциями государства, уровнем социально-экономического развития страны и т. д.

   На  каждом этапе развития государства  появляются расходы, которые соответствуют потребностям экономики и развития общества. Государственные расходы неординарны по экономическому содержанию и значению. Важнейшим критерием разграничения государственных расходов является их отношение к процессу материального производства и создание национального дохода. В соответствии с этим государственные расходы по экономическому содержанию подразделяются на три основные группы:

   1. расходы, непосредственно связанные  с материальным производством и относящиеся к производственной сфере;

   2. расходы в не производственной  сфере деятельности;

   3. расходы на создание государственных  резервов.

   По  целевому признаку государственные  расходы включают расходы на экономику, социально-культурные мероприятия, науку, оборону и управление. Помимо данных направлений в расходную часть включаются резервы денежных средств, предназначенных для финансирования неотложных нужд, которые не предусмотрены заранее.

   По  территориальному признаку государственные расходы делятся по экономическим регионам. Такая классификация позволяет активно воздействовать на размещение производительных сил и совершенствование пропорций в народном хозяйстве.

   Государственные расходы по отраслевому признаку в сфере материального производства делятся на:

    • затраты в промышленность, строительство, сельское хозяйство, транспорт и связь, торговлю, снабжение и заготовки;

   в непроизводственной сфере подразделяются на:

    • затраты на науку, образование, здравоохранение, организацию досуга и отдыха, деятельность в сфере культуры, социальное страхование и социальное обеспечение, на оборону, управление.

   Существуют  два метода финансирования государственных  расходов, определяемые особенностями хозяйствования:

    • финансирование хозрасчетных предприятий и организаций;
    • сметно-бюджетное финансирование

   В первом случае расходы производятся за счет собственных ресурсов, кредитов банка и в недостающей части – за счет бюджетных ассигнований. Согласно сметы финансируются затраты на социально-культурные мероприятия, на содержание органов государственной власти, управления и оборону.

   Применяются следующие формы бюджетного финансирования:

    • дотации;
    • субвенции;
    • субсидии.

   При дотациях денежные средства выделяются в безвозвратном порядке из бюджета для покрытия убытков предприятий и учреждений, а также для сбалансирования нижестоящих бюджетов. В рыночных условиях применение дотаций резко снижается.

   Субвенция - форма целевой государственной финансовой помощи на программу и мероприятия по обеспечению социальной поддержки населения и другие цели, в случае нарушения целевого использования средства подлежат возврату.

   Субсидии - трансфертные платежи из бюджетов, выделяемых в пределах утвержденных сумм для финансирования целевых расходов.

   Из  республиканского бюджета обеспечивается финансирование республиканских программ и подпрограмм, которые включают:

   1. Общегосударственные расходы на  социальную защиту населения, расходы на содержание государственных, межгосударственных и представительных органов и другие расходы по государственным услугам общего характера и обеспечению финансовыми ресурсами программ и подпрограмм:

    • в области здравоохранения и образования;
    • в области фундаментальных и прикладных научных исследований;
    • в области обороны, общественного порядка и безопасности, судебной и уголовно-исправительной системы;
    • по мероприятиям, выполняемым центральными исполнительными органами по организации туризма, спорта и сфере культуры;
    • по услугам государственных радио и телевидения, и других средств массовой информации;
    • по программе государственных инвестиций, а также субвенции в местные бюджеты;
    • по пенсионным выплатам из государственного центра по выплате пенсий и государственным социальным пособиям по инвалидности, по случаю потери кормильца и по возрасту и т.д..

   2. Бюджетные средства, выделяемые  из бюджета на возрастной основе для выполнения краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных государственных программ.

   3. Погашение основной суммы государственного долга. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

      Анализ  экономики Казахстана за последние несколько лет позволяет подтвердить действенность и в казахстанских условиях важнейших составляющих успешной бюджетной политики, определенных на основе международного опыта. Это – базирующая на реалистическом уровне государственных обязательств политики жесткого ограничения государственных расходов, обеспечивающая низкий уровень (или полное отсутствие) бюджетного дефицита, способствующая поддержанию на кредитном рынке низких процентных ставок, увеличению финансирования частного сектора. Такая политика содействует достижению устойчивых темпов экономического роста, снижению безработицы, а, следовательно, и повышения уровня народного благосостояния. Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, главным средством аккумулирования финансовых средств, дает политической власти реальную возможность осуществления властных полномочий, дает государству реальную экономическую и политическую власть. С одной стороны, бюджет, являясь всего лишь комплексом документов, разрабатываемых одной ветвью власти и утверждаемых другой, выполняет довольно утилитарную функцию – фиксирует избранный государством стиль осуществления управления страной. Бюджет по отношению к осуществляемой властью экономической политике является производным продуктом, он полностью зависит от избранного варианта развития общества и самостоятельной роли не играет.

Информация о работе Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета