Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2012 в 08:25, курсовая работа

Краткое описание

Целью моей работы является анализ государственного бюджета как важнейшего элемента финансовой системы общества, основных черт бюджетной системы и бюджетного процесса, выявление наиболее значимых проблем в функционировании бюджетного механизма и рассмотрении возможных путей их решения на примере государственного бюджета РК. Повышение результативности бюджетного воздействия во многом зависит от степени постижения сути этой системы, знания факторов, определяющих ее развитие, теоретической обоснованности необходимых изменений.

Оглавление

Введение………………………………...…………………………………………3
1. Государственные финансы, государственные доходы и расходы……..……5
1.1. Государственные финансы, их функции, звенья и состав……..……5
1.2. Государственные доходы и их источники…………...………………9
1.3. Классификация государственных доходов и методы мобилизации ресурсов……………………………………..……………………………..10
1.4. Государственные расходы, их состав, классификация и методы....12
1.5. Направления и принципы государственных расходов…………….15
2. Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета…………………….………………………………..20
2.1. Сущность, функции и роль государственного бюджета…………..20
2.2. Принципы построения бюджета и бюджетный механизм……...…23
2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство…………..………….26
2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета…………………………………………..………………………..29
2.5. Доходы государственного бюджета…………...……………………32
2.6. Расходы государственного бюджета…………....…………………..35
Заключение……………………………………….………………………………39
Список используемой литературы…

Файлы: 1 файл

Бюджет РК готовая курсовая .doc

— 191.50 Кб (Скачать)

   Бюджет, имея составные части (доходы и расходы) требует постоянной сбалансированности, равновесия доходной и расходной частей. Если доходы превышают расходы – это профицит, когда излишек направляется на погашение государственного долга или зачисляется на специальные счета правительства и используется на прирост кассовой наличности. Превышение расходов над доходами вызывает дефицит государственного бюджета, когда необходимо, изыскивая источники покрытия сбалансировать бюджет. Допустимым уровнем дефицита государственного бюджета считается 2-3% от величины валового внутреннего продукта страны. Постоянный дефицит в значительных размерах характеризует кризис финансовой системы государства, кризис экономики. Причины дефицита могут быть различными как в сфере экономики, так и в сфере управления. Способами покрытия дефицита выступают:

    • государственные займы;
    • увеличение налогообложения;
    • эмиссия денег;
    • привлечение иностранных кредитов и помощи международных финансовых институтов в виде займов.

   Бюджетный механизм как элемент управления бюджетом влияет на рост экономики и социальной сферы, ускорения научно-технического прогресса, обновление и совершенствование материально-технической базы общественного производства.

   Бюджетный механизм является активным инструментом реализации бюджетной политики государства. Оценку бюджетному механизму можно дать по статьям бюджетных доходов и расходов, отражающим источники формирования и использования бюджетного фонда страны. Через бюджетные показатели можно следить за течением экономических и социальных процессов.

   По  мере развития общества, экономики  бюджетный механизм приобретает качественно новые черты: изменяются приоритеты бюджетной политики, где решение текущих задач, перейдет к разработке и реализации долгосрочных целевых программ, меняются методы косвенного влияния бюджета на экономику; преобразования методологии и методики бюджетного планирования.

   Бюджетный механизм воздействует на хозяйственную  конъюнктуру и уровень деловой активности предпринимателей. Через налоги, налоговые льготы, объем и направление бюджетного финансирования можно влиять на различные стороны хозяйствования, способствуя ускоренному обновлению производственных фондов, быстрейшему внедрению в производство научно - технических достижений, повышению рентабельности. Чем активнее в стране бюджетный механизм, тем больше возможности добиться сбалансированности доходов и расходов бюджета, снижать необоснованные расходы, увеличивать налоговые и другие поступления в доходную часть. Через бюджетный механизм регулируются отношения внутри государственного бюджета: республиканскими (федеральными) и местными бюджетами.

   В проведении бюджетной политики государства бюджетный механизм направлен на выполнение фискальной политики в отношении дефицита бюджета. Здесь можно выделить три концепции фискальной политики:

    • ежегодно балансируемый бюджет;
    • бюджет балансируемый на циклической основе;
    • концепция функциональных финансов.
 
 
 

2.3. Бюджетная система и бюджетное устройство 

   Бюджетная система - это, основанная на экономических отношениях и юридических нормах, совокупность всех видов бюджетов страны.

   Организация бюджетной системы определяется государственным устройством страны. В состав бюджетной системы каждой страны входят различные бюджеты по их устройству. Так, в состав бюджетной системы Республики Казахстан входят: республиканский бюджет; местные бюджеты: областные, городские, районные.

Схема

Бюджетная система Республики Казахстан

   Принципы  построения бюджетной системы, организационные  формы взаимосвязи ее звеньев - составляют бюджетное устройство.

   Бюджетная система Республики Казахстан в  соответствии с ее бюджетным законодательством базируется на принципах: единства, самостоятельности, сбалансированности.

    • Принцип единства обеспечивается единой правовой базой, использованием единой бюджетной классификации и документации, предоставлением необходимой статистической и бюджетной документации с одного уровня бюджета на другой для составления консолидированного бюджета. Единство бюджетной системы реализуется через единую социально-экономическую политику.
    • Самостоятельность бюджетов обеспечивают собственные и закрепленные законом источники доходов всех звеньев бюджетной системы и право использовать бюджетные средства по усмотрению соответствующего органа власти в пределах полномочий, определенных законами республики.
    • Принцип сбалансированности бюджетов всех уровней требует при рассмотрении и утверждении бюджетов соблюдать установленные предельные размеры дефицитов бюджетов. Законом при бюджетном устройстве предусматривается самостоятельность местных бюджетов, их ответственность в государственном бюджете.

   В Республике Казахстан бюджетный процесс регламентируется Законом «О бюджетной системе РК», Законом «О республиканском бюджете», и другими законами, регламентирующими деятельность органов власти и местного самоуправления.

   Составление и исполнение бюджетов является функциями  органов исполнительной власти, а рассмотрение и утверждение, контроль за исполнением осуществляют Парламент республики и маслихаты на местах.

   Вест  процесс составления бюджета, начиная  от проекта на предстоящий год, охватывает согласованную работу регионов с центральным руководством страны. Местные органы исполнительной власти, налоговые службы вносят предложения по соответствующим инстанциям о расходах и доходах. Для разработки проекта государственного бюджета и определения параметров местных бюджетов на будущий финансовый год используется проект консолидированного финансового баланса государства, который включает государственный бюджет (республиканский и местные бюджеты) и специальные (внебюджетные) фонды.

   Министерство  финансов Республики Казахстан не позднее 15 августа года, предшествующего планируемому, сообщает местным исполнительным органам, проектируемые размеры отчислений в доходы их бюджетов от общегосударственных налогов, суммы средств из республиканского бюджета на финансирование общегосударственных программ, суммы трансфертов и кредитов, предельные лимиты расходов на содержание аппарата управления местных органов.

   Местные исполнительные органы составляют свои бюджеты на основе сообщенных показателей  и своих прогнозных данных по основным параметрам бюджетов областей и городов республиканского значения.

   Распределение общегосударственных налогов и  доходов между бюджетами областей и городов областного значения и бюджетами районов производится областными, представительными органами в соответствии с их решениями об областном бюджете на финансовый год.

   В местных бюджетах образуется оборотный  резерв наличности за счет остатка  средств местных бюджетов на начало планируемого финансового года, который используется местными исполнительными органами для управления ликвидностью в течение финансового года.

   Исполнение  республиканского бюджета организует Правительство Республики Казахстан. Все государственные органы обязаны предоставлять Министерству финансов РК в установленные сроки информацию, необходимую для подготовки отчета об исполнении республиканского бюджета.

   Правительство Республики Казахстан имеет право  в процессе исполнения бюджета перераспределять ассигнования, связанные с мероприятиями по совершенствованию структуры и функции бюджетных организаций. Организации, содержащиеся за счет республиканского бюджета, могут с согласия Министерства финансов РК переводить средства из одной программы, подпрограммы и специфики в другую.

   На  местах местные исполнительные органы организуют исполнение бюджета соответствующих административно-территориальных единиц, обеспечивают поступление всех предусмотренных по бюджету доходов, эффективное и целевое расходование бюджетных расходов. Исполнение местных бюджетов осуществляется на основании поквартальной разбивки по росписи доходов и расходов областного бюджета, бюджетов городов областного значения и бюджетов районов, которая составляется в пределах сумм утвержденных бюджетом.

   Отчетность  об исполнении бюджета, то есть составление  местных, квартальных и годового отчетов по доходам и расходам республиканского бюджета, обеспечивает министерство финансов РК. 

2.4. Состав и структура доходов и расходов государственного бюджета 

   В любом государстве функционирование бюджета, связанное с формированием  и использованием централизованного  фонда денежных средств государства, происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов бюджета. Они выражают отдельные этапы стоимостного распределения. Обе категории объективны, как и сам бюджет, и имеют специфическое общественное назначение: доходы обеспечивают государство необходимыми денежными средствами, расходы распределяют централизованные ресурсы в соответствии с общегосударственными потребностями.

   Состав  и структура доходов и расходов зависят от направлений осуществления  бюджетной и налоговой политик государства, которые осуществляются в конкретных социально-экономических и исторических условиях.

   В Республике Казахстан структура  государственного бюджета с 1996 года строится на основе бюджетной классификации  и состоит из пяти частей. Как правило, источником доходов являются налоги или платежи, адекватные им.

   Первая  часть «Доходы и полученные официальные  трансферты» включают четыре категории  доходов:

  1. налоговые поступления;
  2. неналоговые поступления: от государственной собственности, имущества, предпринимательской деятельности государства, административные сборы и пошлины, штрафы и санкции;
  3. доходы от операции с капиталом: продажа основного капитала – от приватизации государственных предприятий, товаров из государственных резервов;
  4. полученные официальные трансферты (гранты) из внешних и внутренних источников.

   Вторая  часть «Расходы» включает следующие  функциональные группы:

  1. государственные услуги общего характера: законодательные, исполнительные органы, фундаментальные научные исследования, прочие услуги общего характера;
  2. оборона;
  3. общественный порядок и безопасность;
  4. образование;
  5. здравоохранение;
  6. социальное страхование и обеспечение;
  7. жилищно-коммунальное хозяйство;
  8. организация отдыха и деятельности в сфере культуры;
  9. топливно-энергетический комплекс;
  10. сельское, водное и лесное хозяйство, рыболовство, охота и охрана природы;
  11. горнодобывающая промышленность и полезные ископаемые;
  12. транспорт и связь;
  13. прочие услуги, связанные с экономической деятельностью;
  14. расходы, не отнесенные к основным группам по обслуживанию государственного долга, субвенции местным бюджетам резервный фонд правительства.

   Третья  часть « Кредитование минус погашение» включает платежи из бюджета по кредитованию и поступлению от погашения ранее выданных из бюджета кредитов и отражает чистое кредитование, относимое на дефицит бюджета

   Четвертая часть отражает дефицит бюджета  как разницу между суммами  расходов и доходов плюс кредитование минус погашение.

   Пятая часть «Финансирование дефицита бюджета» характеризует источники  покрытия дефицита: внутренние – за счет кредитов национального банка, выпуска государственных ценных бумаг; внешнее инвестирование – от международных финансовых организаций и иностранных государств.

   Во  многих государствах применяется практика разделения доходной части государственного бюджета на бюджет текущих расходов и бюджет развития. Следовательно, в бюджет развития включаются ассигнования на финансирование инвестиционной и инновационной деятельности и другие затраты, связанные с расширенным воспроизводством, а в текущем бюджете сконцентрированы все расходы, которые вытекают из действующих норм и сложившегося уровня социальной обеспеченности.

   Указанные перечень и группировка доходов  и расходов определяется бюджетной классификацией.

Информация о работе Государственный бюджет и его устройство. Доходы и расходы государственного бюджета