Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 16:30, курсовая работа
В доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы РФ и неналоговые доходы. В процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ и другие безвозмездные перечисления.
ВВЕДЕНИЕ
В доходы федерального бюджета
зачисляются собственные
К налоговым доходам федерального бюджета относятся:
- федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ. Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет при условии возможного увеличения нормативов отчислений в бюджеты нижестоящего уровня на очередной финансовый год. Срок действия долговременных нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ;
- таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;
- государственная пошлина.
Неналоговые доходы федерального бюджета включают:
- доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ в полном объеме;
- часть прибыли унитарных предприятий, созданных в РФ и остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;
- прибыль Банка России, остающейся после уплаты налогов и других обязательных платежей - по нормативам, установленным федеральными законами;
- доходы от внешнеэкономической деятельности. Собственные доходы федерального бюджета могут передаваться
- бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам по нормативам, устанавливаемым федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год на срок не менее трех лет и Федеральным законом “О финансовых основах местного самоуправления в РФ". Срок действия нормативов может быть сокращен только в случае внесения изменений в налоговое законодательство РФ.
Установление новых видов
налогов, их отмена или изменение
возможны только путем внесения соответствующих
изменений в налоговое
Федеральные органы законодательной власти могут устанавливать новые виды неналоговых доходов, отменять или изменять действующие после представления федеральными органами исполнительной власти своего заключения и только путем внесения изменений в БК РФ. Федеральные законы о внесении изменений и дополнений в налоговое законодательство РФ, вступающие в силу с начала очередного финансового года, должны быть приняты до утверждения федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Внесение изменений и дополнений в законодательство РФ о федеральных налогах и сборах, предполагающих вступление их в силу в течение текущего финансового года, допускается только в случае внесения соответствующих изменений и дополнений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год.
Федеральные органы исполнительной власти предоставляют налоговые кредиты, отсрочки и рассрочки по уплате налогов и иных обязательных платежей в федеральный бюджет в соответствии с налоговым законодательством РФ в пределах лимитов предоставления налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов и иных обязательных платежей, определенных федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Доходы федеральных целевых бюджетных фондов обособленно учитываются в доходах федерального бюджета по ставкам, у остановленным налоговым законодательством РФ, и распределяются между федеральными целевыми бюджетными фондами и территориальными целевыми бюджетными фондами по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
ГЛАВА I ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ
1.1 Характеристика доходов государства
Под доходами государства понимается часть централизованных финансовых ресурсов государства, необходимых для выполнения его функций. Доходы как экономическая категория отражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фонда денежных средств.
Государство как экономический субъект в силу своих властных полномочий устанавливая налоги, формирует свои доходы за счет налоговых платежей, сборов, отчислений и расходует их для создания общественных благ, т.е. несет определенное бремя расходов для удовлетворения общественных нужд - содержания армии, служб общественного порядка, администрации, судов, оказания медицинских услуг и социальной помощи и т.д. В чем же заключается роль государственных доходов и расходов в государственном финансовом регулировании социальных процессов и модернизации экономики?
Государственные доходы представляют
собой ресурсы, материально обеспечивающие
участие государства в
- расходы хозяйствующих субъектов на производство продукции и оказание услуг, а также цены реализации;
- объем капитальных вложений в основные фонды и оборотные активы;
величина потребления вновь созданной стоимости и др.
Государство или органы местной
власти, увеличивая суммы налогов
от прибыли хозяйствующих
Непосредственное (прямое) регулирование рыночных процессов осуществляется с помощью взимания общегосударственных налогов, в процессе финансирования расходов из бюджета развития, посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и централизованные внебюджетные фонды, при изменении размеров нормативов государственных расходов, в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. К опосредованные (косвенным) формам регулирования, способствующим справедливому распределению в обществе и в то же время не оказывающим резкого воздействия на развитие рынка, относятся косвенное общегосударственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.
Государственные доходы, как
и расходы, любого государства, находят
свое нормативное закрепление в
государственном бюджете. Обратимся
к толковому словарю
Государственный бюджет - смета
доходов и расходов государства
на определенный период времени, чаще
всего на год, составленная с указанием
источников поступления государственных
доходов и направлений и
Бюджетная система России
включает три звена: федеральный
бюджет, территориальные бюджеты
субъектов РФ, местные бюджеты. В
1995 г. законом РФ "Об общих принципах
организации местного самоуправления
в РФ", было введено новое понятие
- муниципальное образование. Каждое
муниципальное образование
1.2 Федеральный бюджет - основа государственной казны
Федеральный бюджет - центральное, стратегическое звено бюджетной системы РФ. Определяющее значение для реализации задач бюджетной политики государства имеют его параметры - объем доходов и расходов, их структура, доля доходов государства, централизуемая в федеральном бюджете, его сбалансированность.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ (далее БК РФ), доходы бюджетов формируются за счет налоговых и неналоговых доходов, финансовой помощи, а также за счет безвозмездных перечислений. В доходы бюджета текущего года зачисляется остаток средств на конец предыдущего года. В составе доходов бюджетов обособленно учитываются доходы целевых бюджетных фондов.
Кратко рассмотрим принципы построения и структуру классификации доходов бюджетов РФ, которая является группировкой доходов бюджетов всех уровней бюджетной системы РФ и основывается на законодательных актах РФ определяющих источники формирования доходов бюджетов всех уровней. Группы доходов состоят из подгрупп, статей и подстатей доходов, объединяющих конкретные виды доходов по источникам и способам их получения. Виды доходов конкретизируются также по уровням бюджетов, в которые они зачисляются. Приведем пример бюджетной классификации доходов по группам: 1000000 - налоговые доходы; 2000000 - неналоговые доходы; 300000 - безвозмездные перечисления; 4000000 - доходы целевых бюджетных фондов; 5000000 - доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.
К налоговым доходам, в соответствии с БК РФ относятся предусмотренные налоговым законодательством РФ федеральные, региональные и местные налоги и сборы, а также пени и штрафы (статья 41). К налоговым доходам федерального бюджета, в соответствии со ст.50 БК РФ также относятся: таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи; государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.
Пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы утверждаются федеральным законом на срок не менее трех лет. В доходы федерального бюджета зачисляются собственные (закрепленные) налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней, а также собственные неналоговые доходы и средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов РФ. Полностью зачисляются в доходы федерального бюджета такие налоги, как таможенные пошлины, сборы и иные таможенные платежи, а также государственные пошлины. В соответствии с бюджетной политикой к регулирующим доходам бюджета относятся федеральные и региональные налоги, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год.
В соответствии с бюджетной классификацией в группу налоговых доходов (1000000) входят, в частности, следующие подгруппы: 1010000 - "Налоги на прибыль"; 1020000 -"Налоги на товары и услуги. Лицензионные и регистрационные сборы"; 1030000 - "Налоги на совокупный доход" и т.д.
Остальные налоги, в том числе подоходный налог с физических лиц, несут в налоговой системе РФ незначительную фискальную нагрузку.
Очевидно, что проблема налоговой составляющей в доходах бюджетов многогранна, и одна из важнейших ее сторон улучшение ситуации с собираемостью налогов, и в то же время снижение налоговой нагрузки в ВВП. От научного обоснования налоговой политики государства, структуры налогов, порядка их исчисления и взимания, организации контроля за полнотой и своевременной мобилизацией налоговых поступлений, по сути дела, зависит более 80% объема федерального бюджета - основной государственной казны. Поэтому российские и зарубежные ученые и практики уделяют особое внимание исследованиям налоговых концепций и их реализации.
Стоит отметить, что правительство
РФ в рамках проводимой налоговой
реформы, делает реальные шаги на пути
эффективности налоговой