Государственные доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений.

Оглавление

1. Введение. О государственных доходах.

2. Различные группы государственных и местных налогов.


3. Различные группы государственных и местных налогов.

• Частно – правовые источники государственных доходов.

• Общественно – правовые источники государственных доходов.

• Чрезвычайные источники государственных доходов.

4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Введение. О государственных доходах. 

     Выполнение  задач и функций государства  требует обеспечения финансовыми  ресурсами. Поэтому в собственность  и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений. Распоряжаются ими соответствующие органы государственной власти.

      Государственные доходы – это часть национального  дохода страны, обращаемая в процессе его распределения через различные  виды денежных поступлений в собственность  и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально – экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.

      Источником  государственных доходов следует считать вообще народный доход в различных его проявлениях. Доходы от государственных имуществ: лесов, фабрик, заводов и других государственных предприятий и промыслов кажутся нам с первого взгляда совершенно отдельными, самостоятельными доходами, не имеющими ничего общего с народным доходом; но если принять во внимание, что всякая собственная деятельность правительства в хозяйстве и промышленности есть отнятие у частной деятельности части капитала и свободы деятельности, что, учреждая фабрики и заводы, занимаясь сельским хозяйством, государство конкурирует с частными лицами, то должно прийти к тому выводу, что доходы, получаемые государством от своих имуществ, промыслов и т.п., составляют замаскированную часть того же народного дохода. Таким образом, источник государственных доходов один, но самое проявление его многоразлично.

     Одно  из важных условий, которым должны удовлетворять хорошие источники государственных доходов, есть их постоянство, как и государство само есть учреждение постоянное, долговременное. К этому и должно клониться устройство системы доходов: они должны носить на себе характер постоянства, периодического возобновления, потому что государственные потребности не суть потребности единовременные, а потребности, возвращающиеся периодически. Если мы с этой точки зрения взглянем на состав государственных доходов, то наиболее прочными окажутся те из них, которые непосредственно получаются с подданных государств в виде разного рода налогов, так как общая масса народного дохода довольно постоянна в своей величине и в своем развитии, между тем как доходы от государственных имуществ и от казенных предприятий зависят от различных более или менее случайных обстоятельств. Кроме условий постоянства и правильности требуется еще, чтобы источник доходов не нарушал ничьих гражданских прав, был бы согласен с требованиями справедливости и во всяком случае чтобы доход получался легко, с возможно меньшими затруднениями для казны и плательщиков.

     Хотя  источник всех государственных доходов один – народный капитал, народный доход, но по различию самих основ, из которых он получается, так и по тем историческим и местным обстоятельствам, при действии которых он развивался в различных государствах, он представляет различные виды.

     Муниципальные доходы представляют собой часть национального дохода  и служат созданию финансовой основы местного самоуправления, используются для решения вопросов местного значения, исходя из интересов населения соответствующей территории. Распоряжаются ими органы местного самоуправления.

      Государственные доходы зачисляются в различные  государственные денежные фонды  – в бюджеты разных уровней, внебюджетные целевые государственные фонды. Муниципальные доходы поступают  соответственно в муниципальные  денежные фонды – местные бюджеты  и внебюджетные фонды. Часть доходов остается в распоряжении государственных или муниципальных предприятий.

      Законодательством и иными правовыми актами, основанными  на конституционных нормах, определяются виды государственных и местных  доходов, их система, правовой режим.

      С 31 июля 1998 г. введен в действие Налоговый  кодекс РФ (часть первая), который  закрепляет новый перечень платежей, включенных в налоговую систему. В 1998 г. принят Бюджетный кодекс РФ. В нем урегулированы вопросы привлечения государственными и муниципальными образованиями заемных средств, определены источники финансовых ресурсов, используемые для инвестиций,  в том числе предприятиями и т. д.

      Полномочия  субъектов Федерации и органов  местного самоуправления по формированию соответствующих финансовых ресурсов и их источников определены, помимо Бюджетного кодекса РФ, федеральными законами от 28 августа 1995 г. «об общих принципах организации местного самоуправления в РФ», от 25 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в РФ» и др. По вопросам разграничения полномочий финансово – бюджетных взаимоотношений между РФ и ее субъектами заключаются федеративные договоры. Кроме того, действуют законодательные акты о различных видах налогов, сборов, пошлин и иных поступлений, зачисляемых в состав государственных или местных доходов.

      Система государственных и местных доходов  в РФ базируется на принципе единства. Он выражается в том, что в законодательстве РФ определяются виды государственных  и местных доходов, принципы их распределения между Федерацией, ее субъектами и муниципальными образованиями. Поэтому при наличии соответствующих источников в стране повсеместно используются одни и те же виды денежных поступлений. Федеральным законодательством предусмотрено и распределение доходов по уровням – федеральному, субъектов Федерации и местному. Оно же определяет основы правового режима доходов субъектов Федерации и муниципальных образований. В связи с этим правовую основу образования государственных и местных доходов, помимо федерального законодательства, составляют правовые акты субъектом Федерации, а также органов местного самоуправления.

      Основополагающими для формирования состава государственных  и местных доходов являются нормы  Конституции РФ (ст. 8, 35), закрепляющие как основу экономической системы разнообразие форм собственности, обеспечение им со стороны государства равной защиты, гарантии собственности граждан, создаваемой в результате их участия в общественном производстве, ведении собственного хозяйства, получение иных доходов на условиях, не противоречащих законодательству. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Различные группы государственных и местных  налогов. 

      Составляя единую систему, государственные и  местные доходы классифицируются по группам. В основу классификации  могут быть положены различные признаки, отражающие наиболее существенные черты государственных и местных доходов.

      Классификация доходов государства по социально  – экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи с различными формами  собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии  с этим признаком в системе доходов государства и муниципальных образований выделяются поступления:

  • От государственного или муниципального хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных или муниципальных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства или муниципальных образований (например, лесов, недр и др., от приватизации государственной и муниципальной собственности). При этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий;
  • От предприятий и организаций негосударственных форм собственности (налоги, сборы, другие платежи);
  • От совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
  • От личных доходов граждан.

По территориальному уровню доходы подразделяются на:

  • Федеральные;
  • Субъектов Федерации;
  • Муниципальных образований.

    В зависимости от юридических особенностей и юридической формы денежных поступлений среди доходов государства и муниципальных образований можно выделить налоговые и неналоговые платежи и поступления.

    Налогам свойственны признаки обязательности и индивидуальной безвозмездности по юридической форме, регулярности поступления о определенного налогооблагаемого объекта. Однако более разнообразными по формам и методам взимания являются неналоговые платежи и поступления.

    По  методам аккумуляции среди доходов  государства выделяются обязательные и добровольные платежи и поступления. Основная часть доходов поступает в распоряжение государства и органов местного самоуправления в обязательном порядке: это налоги, сборы, пошлины и т. п., штрафы разного рода и финансовые санкции и т. д. На добровольной основе в государственные и местные доходы привлекаются средства организаций и граждан путем проведения лотерей, займов, выпуска акций, использования пожертвований и т. д.

    С точки зрения отношений собственности  можно говорить о доходах государства и муниципальных образований и финансовых ресурсах, которые используются ими временно и подлежат возврату. В первом случае это различные виды платежей, которые на основании законодательства обращаются в государственную или муниципальную собственность, становятся федеральной собственностью, собственностью субъектов Федерации или муниципальной собственностью с соответствующим правовым режимом. К ним относятся налоги, сборы, пошлины и другие обязательные платежи, поступления о использования государственного и местного имущества, природных ресурсов, от приватизации. Среди них могут и поступления добровольного характера, например от лотерей, пожертвования. К источникам внебюджетного фонда занятости и др., помимо установленных обязательных платежей, отнесены и добровольные взносы физических и юридических лиц.

    К финансовым ресурсам государства и  муниципальных образований, не являющимися  их доходами в прямом смысле, относятся  средства, полученные от распространения  облигаций государственных муниципальных  займов, банковские кредиты, используемые для пополнения бюджетов или внебюджетных государственных и местных фондов. При этом в качестве кредитных ресурсов широко используются временно свободные средства юридических и физических лиц, хранящиеся на счетах в банках, в том числе вклады граждан в Сберегательном банке РФ.

    Полученные  таким путем средства подлежат возврату и потому не являются доходами государства  и муниципальных образований. Им принадлежит важная роль в снятии напряженности финансового положения  в государстве или муниципальном образовании при недостаточности поступления их собственных доходов. Помимо этого, такие методы привлечения ресурсов в распоряжении государства способствуют более полному использованию денежной массы в стране и включению ее в обслуживание потребностей общества.

    С точки зрения порядка образования  и использования государственные  доходы можно подразделить на две  группы: централизованные и децентрализованные.

    Децентрализованные  государственные доходы – это  доходы государственных предприятий, организаций, которые остаются в их непосредственном распоряжении и используются ими самостоятельно на производственные и социальные нужды. Средства предприятий, относящиеся к государственной или муниципальной собственности, закреплены за такими предприятиями и принадлежат им на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, как и другое закрепленное за ними имущество (ст. 114, 115 ГК РФ). Предприятие после уплаты налогов самостоятельно распоряжается своей прибылью и другими находящимися в его распоряжении доходами.

      К централизованным относятся  доходы, сосредоточенные в государственных  и местных бюджетах и таких  же внебюджетных фондах. Именно  эти доходы законодатель относит  к федеральной государственной  казне, государственной казне  субъектов Федерации, муниципальной казне, отграничивает их от средств, закрепленных за государственными и муниципальными предприятиями. 

    Доходные  источники государственных и  местных бюджетов, как правило, не имеют специального целевого назначения. Это позволяет направлять их на наиболее важные, приоритетные в соответствующее время потребности общества для финансирования намеченных программ.

      В формировании доходов государства  и муниципальных образований  важная роль принадлежит неналоговым  доходам. Они отличаются от  налогов особенностями форм платежей  и методов привлечения в распоряжение государства и муниципальных образований, содержанием прав и обязанностей плательщиков, с одной стороны, и органов государственной власти и местного самоуправления – с другой.

    Неналоговые доходы государства – это поступающие в его распоряжение доходы от использования государственного и муниципального имущества и деятельности органов государственной власти и местного самоуправления, платежи эквивалентного и штрафного характера, а также средства, привлеченные на добровольных началах. В отличие от налогов неналоговые доходы могут быть не только обязательными, но и добровольными платежами. На добровольных началах проводятся государственные и муниципальные лотереи, служащие источником доходов государства и муниципальных образований, выпуск государственных и муниципальных ценных бумаг, привлечение средств в государственные и муниципальные внебюджетные фонды и учреждения в порядке благотворительной деятельности и др.

Информация о работе Государственные доходы