Государственные доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений.

Оглавление

1. Введение. О государственных доходах.

2. Различные группы государственных и местных налогов.


3. Различные группы государственных и местных налогов.

• Частно – правовые источники государственных доходов.

• Общественно – правовые источники государственных доходов.

• Чрезвычайные источники государственных доходов.

4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

    Неналоговым платежам обязательного характера, в отличие от налогов, свойственна определенная возмездность, поскольку их взимание обусловлено предоставлением плательщику права на осуществление какой – либо деятельности (лицензионные, регистрационные сборы), получение юридически значимых услуг (государственная пошлина), на пользование имуществом (арендная плата) и т. п. Поэтому плательщики вправе потребовать от государственных или муниципальных органов совершения действий, предоставления услуг и т. п., связанных с данным платежом. Причем эти платежи могут иметь целевое назначение, расходоваться на тот объект, за пользование которым они были уплачены (платежи за пользование природными ресурсами).

    К неналоговым доходам также относятся  платежи штрафного характера, которые  формируются за счет:

  • Поступлений за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий;
  • Санкций за нарушение порядка применения цен;
  • Административных штрафов и иных санкций, включая штрафы за нарушения ПДД;
  • Сумм, взыскиваемых с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей.

    В составе  неналоговых доходов можно выделит  следующие группы:

     1. Доходы от имущества, находящегося  в государственной или муниципальной  собственности, или от определенных  видов деятельности. К ним относятся:

  • Доходы от использования имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности;
  • Дивиденды по акциям, принадлежащим государству и муниципальным образованиям;
  • Доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной и муниципальной собственности (арендная плата за пользование лесным фондом, за земли с/х и нес/х назначения, за сдачу в аренду прочего имущества);
  • Проценты, полученные от размещения в банках временно свободных средств бюджета или внебюджетных фондов, от предоставления бюджетных ссуд внутри страны и по государственным кредитам, предоставляемым иностранным государствам;
  • Доходы от оказания услуг или компенсации затрат государства;
  • Перечисление прибыли ЦБ РФ;
  • Платежи от государственных и муниципальных организаций и др.

     2. Доходы от продажи имущества,  находящегося в государственной  и муниципальной собственности,  формируемые за счет:

  • Поступлений от приватизации организаций, находящихся в государственной и муниципальной собственности;
  • Поступлений от продажи государством и муниципальными образованиями принадлежащих им акций; доходов от продажи квартир, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования;
  • Доходов от реализации конфискованного и бесхозного имущества, имущества, переходящего в государственную или муниципальную собственность в порядке наследования или дарения, и кладов.

     3. Административные платежи и  сборы. К их числу относятся:

  • Таможенные сборы, прочие неналоговые таможенные платежи;
  • Прочие платежи, взимаемые государственными и муниципальными организациями за выполнение определенных функций.

     4. Доходы от внешнеэкономической  деятельности. Их основу составляют  поступления от централизованного  экспорта и прочие поступления  о внешнеэкономической деятельности.

      Неналоговые доходы подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и муниципальные (местные).

      Среди неналоговых доходов имеются  платежи (сборы, пошлины, платежи за пользование природными ресурсами  и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему или внебюджетный государственный фонд, контролируемость уплаты налоговыми или в  соответствующих случаях таможенными органами). Однако они существенно отличаются от налогов по своему возмездному характеру. Признак же обязательности имеет в этих платежах особое проявление: обязанность уплатить их возникает только в связи с обращением к государственным или муниципальным органам за определенной услугой (регистрации места жительства, разрешением на перевоз товаров через таможенную границу, предоставлением права на определенную деятельность и т. п .).

      Учитывая  наличие названных общих признаков  данных платежей с налогами, законодатель объединил их в единую систему  платежей, названную налоговой системой. Это положение регулируется НК РФ.

      Особое  место среди налоговых платежей обязательного характера занимают страховые взносы в государственные  социальные внебюджетные фонды –  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования. Тарифы страховых взносов, подлежащих уплате организациями и гражданами, в том числе индивидуальными предпринимателями, ежегодно устанавливаются законами РФ. Средства, поступившие в результате уплаты этих взносов, имеют целевое назначение по страхованию закрепленного в К РФ права каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей, на бесплатную медицинскую помощь и в иных случаях, установленных законом (ст. 39, 41 К РФ) и используются соответственно задачам названных фондов. Действующим законодательством в налоговую систему они не включены. Однако в ст. 13 НК РФ в перечне федеральных налогов и сборов указаны взносы в государственные социальные внебюджетные фонды без определения их как страховых, что не соответствует упомянутым нормам К РФ.

      Все большее значение приобретает  привлечение  в распоряжение государства и  муниципальных образований средств  на договорных, добровольных и возвратных началах. Среди них важная роль принадлежит институтам государственного и муниципального кредита, в том числе государственным и муниципальным займам, институтам страхования.

  Первобытные деления доходов, не имеют теперь почти вовсе значения; таково, напр., деление доходов на натуральные, получаемые натурою, в виде жизненных припасов и т.п., и денежные. Деление государственных доходов на обыкновенные, временные и чрезвычайные, употребляемое и ныне, также не имеет большего значения. В прежние времена действительно приходилось прибегать к различным чрезвычайным сборам в случае усиленных государственных потребностей. В настоящее время подобные чрезвычайные потребности удовлетворяются по большей части путем государственного кредита. У одного из новейших писателей (Бергус) приводится довольно странное деление государственных доходов на внутренние и внешние.

     Внутренние  доходы – это те, которые получаются государством от собственных подданных, а внешние получаются в виде контрибуции с неприятеля и другими подобными способами, но их нельзя, собственно, и назвать регулярными доходами, потому что под обыкновенными доходами следует разуметь правильные, более или менее периодические поступления, между тем как контрибуция и т.п. составляют просто случайное получение.

     Деление доходов на позволительные и непозволительные, равным образом не может иметь значения в наше время. Что непозволительно с нравственной ли, юридической или экономической точек зрения, то не может иметь и места в современной системе финансов. Более научное деление государственных доходов дает Pay. Он делит

их на: 1) доходы приобретаемые и 2) доходы, требуемые правительством.

     Приобретаемые, или промышленные, доходы суть те, которые  государство приобретает собственною хозяйственною деятельностью, в виде доходов от государственных имуществ, от некоторых казенных промышленных предприятий, фабрик, заводов и т.п. Под доходами же требуемыми Pay подразумевает те доходы, которые получаются не в силу промышленной деятельности правительства, а в силу его государственных отношений, в форме налогов с подданных.

     В новом издании курса финансовой науки Pay государственные доходы делятся  на: 1) частно-хозяйственные, доходы, получаемые государством собственною своею деятельностью, собственным своим хозяйством. К частно-хозяйственным доходам принадлежат доходы от государственных имуществ и промыслов, от разных промышленных учреждений, соединенных с поземельным владением, доходы от некоторых общеполезных учреждений, содержимых государством, доходы от железных дорог, каналов и т.п.; 2) государственно-хозяйственные доходы или налоги – те доходы, которые получаются принудительно в виде разного рода платежей (пошлин) за оказываемые государством отдельным подданным услуги или платежей (налогов), которые берутся государством как бы за самую принадлежность лица к определенному государству.

     Умпфенбах называет доходы, получаемые непосредственно государством,

путем хозяйственной  деятельности, доходами механическими; а доходы, которые государство получает непосредственно с подданных, в силу органической своей связи с народом, органическими доходами, т.е. доходами, вытекающими из самой организации государства.

     Из  трудностей систематизации государственных  доходов наиболее удачно вышел Лоренц Штейн. Он держится того же деления доходов, не принимая, впрочем, термина «органические и механические доходы», но дополняет это деление еще одним пунктом, а именно: он принимает три рода государственных доходов:

     1) доходы, которые государство получает своею собственною деятельностью (доходы механические); финансовый принцип здесь есть принцип экономический, именно: эти доходы государства будут тем значительнее, чем более соблюдены условия, соответствующие требованиям политической экономии; доход здесь находится, следовательно, в большой зависимости от технических сведений и прилежания тех лиц, которым поручено его извлечение, а поэтому, конечно, промышленные предприятия государства не могут давать таких блестящих результатов, какие они дают в частных руках, уже по той простой причине, что частные лица более заинтересованы в получении возможно большего дохода, нежели те чиновники, через которых проявляет хозяйственную свою деятельность государство.

     2) Другой источник государственных  доходов составляют доходы частных лиц, т.е. государство обращается к доходам частных лиц и из этих доходов берет себе известные доли в виде налогов. 3государственный кредит. Эти три основные формы государственных доходов не составляют просто какие-нибудь теоретические категории, но служат выражением тех исторических эпох в развитии государственного хозяйства, через которые прошла жизнь государства до его современного состояния. С течением времени растут и потребности государства. Прибегать для покрытия чрезвычайных расходов прямо к народу не всегда бывает возможно по той причине, что народные хозяйственные силы в этом случае могут быть сильно поколеблены; новые налоги

могут вконец истощить благосостояние народа, которого экономические силы уже и без того напряжены. В таком случае государство прибегает к кредиту, который имеет, таким образом, целью удовлетворить чрезвычайные расходы, вызываемые преимущественно выполнением какой-нибудь потребности, имеющей значение для будущего времени. (Так, напр., постройка железной дороги, другого какого-нибудь полезного сооружения или результаты успешной войны дают пользу только в будущем времени.) Таким образом,

нормальное  состояние государства должно быть таково, чтобы потребности обыкновенные покрывались обыкновенными доходами, т.е. доходами от государственных промыслов, имуществ и налогов; потребности же, выходящие из круга обыкновенных потребностей, особенно такие, которые могут принести плоды только в будущем времени, должны быть удовлетворены посредством государственных займов (государственного кредита). Так как обращение к кредиту в современных государствах представляет явление повсеместное и постоянное, то и действительно можно внести кредит в состав регулярных государственных доходов. Он – нормальное явление в финансовом хозяйстве каждого цивилизованного государства. Впрочем, только при вышесказанных условиях кредит может быть допущен как явление нормальное в финансовом хозяйстве; плохо то государственное хозяйство, где ежегодные необходимые потребности не могут быть покрываемы ежегодно возобновляющимися средствами; такое хозяйство ведет государство к окончательному разорению, если, конечно, нет надежды, что это положение временное. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Государственные доходы