Государственные доходы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 12:39, реферат

Краткое описание

Выполнение задач и функций государства требует обеспечения финансовыми ресурсами. Поэтому в собственность и распоряжение государства направляется часть национального дохода страны в виде различных денежных платежей и поступлений.

Оглавление

1. Введение. О государственных доходах.

2. Различные группы государственных и местных налогов.


3. Различные группы государственных и местных налогов.

• Частно – правовые источники государственных доходов.

• Общественно – правовые источники государственных доходов.

• Чрезвычайные источники государственных доходов.

4. Список используемой литературы.

Файлы: 1 файл

Курсовой.doc

— 128.00 Кб (Скачать)

Классификация государственных доходов. 

     Что касается до доходов государства, т.е. до материальных средств, необходимых для удовлетворения его потребностей, то, как мы уже видели, они могут приобретаться двояким путем: частноправовым и общественно-правовым способом. Соответственно этому и все источники государственных доходов можно разделить на два обширные класса: на частноправовые и на общественно-правовые.

Частно  – правовые источники государственных  доходов.

     К первому классу относятся такие доходы, которые получаются государством в силу свободного акта со стороны подданных, в силу одностороннего или двустороннего договора. Сюда принадлежит, во-первых, дар или добровольное пожертвование

государству со стороны подданных. Этот источник государственных доходов был весьма распространен в начале средних веков под общим названием benevolentiae и имел первоначально характер добровольных подарков, приносившихся монарху богатыми людьми соответственно их званию и состоянию, во время нужды правительства в денежных средствах. По мере удаления от средних веков этот источник теряет всякое значение и выходит из употребления; в настоящее время он встречается как редкое исключение в виде экстренной меры, практикующейся в минуты подъема национального духа во время возбуждения патриотизма: таковы, напр., в последнюю русско-турецкую войну были пожертвования на Красный Крест, на сооружение крейсеров и т.п. Вследствие своей случайности, произвольности и ничтожности этот вид доходов не принимается обыкновенно в расчет в современном государственном хозяйстве и потому не заслуживает

внимания. Вторым и более важным видом частноправовых источников дохода являются государственные имущества и промыслы, а также некоторые пошлины, лишенные принудительного характера. Впрочем, относительно государственных промыслов

должно  заметить, что здесь далеко не всегда можно определить отсутствие монопольности, придающей принудительный общественно-правовой характер предприятию. Если, напр., государство, владея железной дорогой, берет плату за провоз по ней товаров и пассажиров такую, какая существует и на частных дорогах и которая определяется средним уровнем издержек на содержание дороги и средним процентом прибыли, то очевидно, что оно поступает в этом случае совершенно так же, как всякий частный предприниматель, и что получаемый им отсюда доход носит на себе все признаки частноправового. Напротив, если государство, устраняя возможность частной конкуренции и запрещая устройство других железнодорожных линий наряду со своими, назначает по тарифу вдвое высшему, чем тот, который существует на частных дорогах, то такой промысел является во всеоружии монополии и потому отличается принудительным общественно-правовым характером, так как для подданного совершенно безразлично, заплатил ли он при пользовании казенной железной дорогой известную сумму в виде принудительного сбора или в виде прибавки к плате, которая могла бы считаться нормальной. Вообще, если при производстве какого-нибудь промысла государство, устраняя частную конкуренцию, берет с подданных за продукты этого промысла плату выше обыкновенных рыночных цен, то образующийся отсюда доход должен быть отнесен к общественно-правовым доходам. Ввиду того что часто бывает чрезвычайно трудно различить, где государство пользуется монополией и где нет, ввиду того, далее, что оно может весьма быстро менять свои отношения к своим промыслам и то монополизировать их, то снова допускать конкуренцию частных лиц, многие финансисты, избегая дробления, относят целиком все казенные промыслы в группу регалий, т.е. в одно из подразделений общественно-правовых источников государственных доходов. Таким

образом, в первом классе остаются собственно только домены, или государственные имущества (земли и леса), если исключить государственные промыслы; в принципе этот источник совершенно противоположен доходам общественно-правовым; государство находится здесь в тех же условиях производства, что и частное лицо, не пользуется перед ним никакими преимуществами или привилегиями и действует совершенно аналогично с ним: отдает свои имущества в аренду – краткосрочную, долгосрочную или вечную, обрабатывает их рабами (в древности), крепостными (в средние века) или вольнонаемными рабочими, может их продавать, закладывать и т.п. совершенно так же, как поступает частный землевладелец.

Общественно – правовые источники государственных доходов.

     Ко  второму классу – общественно-правовым доходам относятся те, которые собираются государством с подданных в силу принудительного акта с его стороны. Они могут быть подразделены на три вида: 1) регалии (помещаемые у нас вместе с промыслами государства), 2) пошлины и 3) налоги.

     1) Регалии такие промышленные предприятия, которые государство в силу своего верховного права захватывает в свою исключительную собственность, причем частная инициатива в них или вовсе не допускается, или значительно ограничивается (на практике в бюджетах сюда относят обыкновенно безразлично все казенные промыслы, предназначенные для получения дохода). Вместе с пошлинами регалии занимают срединное положение между частноправовыми и общественно-правовыми источниками государственных доходов. Сходство с первыми они имеют то, что государство при ведении промысла подвергается риску, затрачивает капитал, заботится об уменьшении издержек производства и увеличении своей прибыли точно так же, как и всякий простой промышленник, так что с этой стороны его доход получается как бы частноправовым путем. Но с другой стороны, как уже было сказано выше, государство в этих промыслах, устраняя в тех или других видах общественного блага частную конкуренцию, устанавливает на продукты своего производства или на свои услуги высокие монопольные цены и принудительно заставляет подданных платить их, так как закрывает для них всякую возможность приобрести эти продукты или услуги в другом месте по рыночной цене. В этом именно обстоятельстве и сказывается общественно-правовой характер регалий.

     Существует  несколько специальных оснований для существования последних: в

некоторых промыслах для их целесообразного устройства необходимо, чтобы во главе их стоял предприниматель, заслуживающий безусловного доверия со стороны своих клиентов (напр., чеканка монеты), а нет сомнения, что государство по самому существу своему заслуживает этого доверия в гораздо большей степени, чем любое частное лицо; в некоторых промыслах с общественной точки зрения весьма важно, чтобы лицо, из ведущее, не стремилось исключительно к увеличению их доходности, так как этим оно может совершенно исказить цели, лежащие в основании этих учреждений (напр., почтовое, телеграфное дело); поэтому предоставлять производство таких промыслов частной предприимчивости, руководящейся в своей хозяйственной деятельности эгоистическими расчетами, невозможно или, лучше сказать, неблагоразумно; ведение их прямо лежит на обязанности государственной власти, для которой на первом плане лежит интерес общего блага, а не принцип рентабельности. Наконец, некоторые виды промыслов могут являться важным орудием власти, а так как представителем и носителем последней служит государство, то и необходимо, чтобы такие промыслы были предоставлены ему. Все перечисленные мотивы носят на себе безусловно общественно-правовой характер. Правда, в некоторых регалиях не имеет места ни один из этих мотивов (напр., в табачной, соляной и т.п. регалии), так что установление их обусловливается единственно интересами фиска; но они представляют собой не что иное, как особую форму взимания косвенного налога и потому приближаются уже к третьему виду общественно-правовых доходов.

     2) Пошлины еще более, чем регалии, отодвигаются по своему характеру от частноправовых источников и приближаются к налогам. В своей деятельности государство может состоят в особых специальных отношениях к некоторым из своих подданных, может оказывать им специальные услуги и тем самым получает право требовать от них особой платы, которая и составляет то, что известно под именем пошлины. Отправляя правосудие, охраняя права наследников, утверждая своим авторитетом прочность известных сделок и т.п., государство приносит весьма важные

выгоды  частным лицам и требует за них вознаграждения в виде судебных, крепостных и прочих пошлин. Таким образом, пошлина составляет вознаграждение со стороны частного лица, правительства или государства за какое-нибудь специально для него направленное действие последнего. Здесь налицо оба отличительных признака и частноправовых – обмен услуг между государством и подданными, – и общественно-правовых источников

государственных доходов – принудительный характер, отсутствие возможности свободного соглашения между подданными и правительством относительно цены услуги.

     3) Наиболее важным и существенным, так сказать, фундаментальным источником доходов, на котором покоится государственное хозяйство во всех современных цивилизованных странах, являются подати и налоги. Этот источник, благодаря своему

первенствующему значению, резко отделяет государственное хозяйство от частного. В то время как последнее основывается исключительно на труде, так что каждый хозяин по отношению к частному лицу получает только эквивалент того, что он сам сделал для этого лица, первое покоится на совершенно ином основании. В силу своего верховного права государство прямо требует  от подданных известного пожертвования, известного количества труда, денег, товаров в его пользу и при этом в вознаграждение за такое принудительное пожертвование отдельным подданным ничего не дает. Правда, взамен платимых налогов подданные пользуются выгодами общежития, защитой извне, безопасностью внутри страны, вообще разнообразными полезными результатами воздействия государственной власти; но каждый отдельный плательщик налогов per se никакого непосредственного эквивалента за свое пожертвование от государства не получает, а выгодами общежития последний бедняк, который почти вовсе не несет на

себе  налоговой тяжести, может быть, пользуется в такой же степени, как и лицо, принужденное уплачивать в казну большие суммы налога. Как особый вид государственных доходов налоги основываются, таким образом, исключительно на общественно-правовых началах, на безусловной необходимости известных пожертвований в пользу государства – для того чтобы оно могло преследовать высшие цели своего существования. Указанные выше особенности налогов достаточно ясно отличают их от пошлин: в последних государство берет сбор с такого лица, которому оно прямо и непосредственно оказывает известную услугу; в первых же такой услуги нет и пожертвование подданного не вознаграждается никаким эквивалентом.

     В некоторых учебниках финансовой науки намечается еще четвертый вид общественно-правовых источников государственных доходов – повинности, т.е. личные услуги натурой, оказываемые государству со стороны подданных. Надо, однако, заметить, что повинности представляют собой остаток старины и по своему характеру не должны входить в состав финансовой науки (за исключением повинностей, переложенных на деньги), а должны подлежать изучению в сфере административного или государственного права. Действительно, подданные могут оказывать государству личные услуги троякого рода: 1) свободные, совершаемые без вознаграждения (напр., деятельность присяжных заседателей); 2) принудительные без вознаграждения (напр., рекрутская повинность) и 3) свободные с вознаграждением (чиновники и пр.). Из всех этих трех категорий повинностей в финансовых учебниках помещается, как особый источник государственных доходов, только вторая (да и в ней все внимание обращается исключительно на воинскую повинность), а остальные две совершенно игнорируются. Не говоря уже о том, что для та- кого приема нет никакого рационального основания: вырывать эту вторую категорию из ряда остальных и оставлять прочие без рассмотрения значит лишать их внутренней связи, что представляется тем более недопустимым, что в некоторых государствах воинская повинность не существует, а заменяется военной службой по найму. В современном государственном хозяйстве число личных повинностей постепенно уменьшается; большую их часть государство стремится перевести на деньги. Так как удерживающиеся еще повинности составляют лишь особую категорию службы, подлежащей рассмотрению государственного права, то они будут совершенно выпущены из нашего курса. Все перечисленные источники составляют собою то, что в наше время известно под именем обыкновенных государственных доходов.

     Чрезвычайные  источники государственных доходов.

     В некоторых исключительных случаях  этих доходов может оказаться недостаточным для покрытия всех государственных нужд, и тогда государство прибегает к так называемым чрезвычайным источникам, к которым относятся:

     1) Займы. Первоначально они являются личным долгом монарха, который занимал деньги на свой страх и на тех условиях, на каких находил это выгодным; уплата по займам лежала на его ответственности; самые проценты зависели в своей величине от степени доверия к нему. В современном государстве займы имеют совершенно иной характер; теперь заем не есть долг государя, а долг государства, так что обязательство платить его не прекращается ни со смертью монарха, ни с прекращением его династии; самая уплата займов совершается уже не в виде возвращения занятой суммы каждому отдельному кредитору, а путем постепенного погашения в течение большого количества лет; при этом

деньги  занимаются уже не у известных лиц, а у большого числа неизвестных. В этом последнем виде займы существуют сравнительно недавно, с конца XVII и начала XVIII в., но это не помешало им развиваться с необыкновенной быстротой; с 1714 г. общая сумма государственных долгов всех цивилизованных стран увеличилась, по словам американского экономиста Denslow’a, к нашему времени в 15 раз (с 1500 милл. долларов до 26 970 милл. долларов).

     2) Продажа домен, имевшая большое значение при прежнем строе финансового хозяйства и почти утратившая его в новейшее время.

     3) Конфискация, составляющая, впрочем, скорее политическое действие, чем финансовое. Напротив, в средние века во Франции (XIII–XVI вв.), а потом и в Англии (в XVII в.) конфискация, т.е. насильственное отобрание имущества у подданных, практиковалась, в сущности, исключительно с целью обогащения казны, путем справедливых или ложных обвинений богатых людей в важных преступлениях (financiers и евреи во Франции; в Англии особенно во время революции). У нас в России конфискация была в большом ходу при Петре I и особенно при его преемниках, когда в беспрерывных придворных переворотах конфисковались имущества членов падших партий; существовала даже особая канцелярия конфискаций, учрежденная в 1719 г. и закрытая только в 1783 г. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

План. 

  1. Введение. О государственных доходах.
 
  1. Различные группы государственных и местных  налогов.
 
 
  1. Различные группы государственных и местных налогов.
 
    • Частно  – правовые источники государственных  доходов.
 
    • Общественно – правовые источники государственных  доходов.
 
    • Чрезвычайные  источники государственных доходов.
 
  1. Список  используемой литературы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Список  используемой литературы. 

Информация о работе Государственные доходы