Доходы и расходы федерального бюджета России: проблемы и пути их решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Марта 2013 в 14:20, курсовая работа

Краткое описание

Целью представленной работы выступает комплексный анализ бюджетной системы Российской Федерации, проведенный по следующим направлениям:
- анализ бюджетного устройства в Российской Федерации;
- исследование принципов построения бюджетной системы;
- рассмотрение образования бюджетного дефицита и государственного долга.

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….
Понятие бюджета. Принципы бюджетной системы………………….
Понятие федерального бюджета РФ……………………………
Принципы бюджетной системы РФ…………………………….
Доходы и расходы федерального бюджета РФ……………………….
Доходы бюджета РФ…………………………………………….
Расходы бюджета РФ……………………………………………
Информационно-аналитическая справка по федеральному бюджету «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»……………………………………………………………………
Основные направления бюджетной и налоговой политики на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов…………………………….......................................................
Оценка исполнения консолидированных бюджетов субъектов РФ в 2010-2013 годах……………………………………………………
Межбюджетные трансферты……………………………………….
Федеральные целевые программы…………………………………
Заключение…………………..……………………………………………………
Список используемой литературы…………………………………………..

Файлы: 1 файл

КУРСОВАЯ по финансовой системе..docx

— 82.28 Кб (Скачать)

- ассигнования на компенсацию  дополнительных расходов, возникших  в результате решений, принятых  органами государственной власти, приводящих к увеличению бюджетных  расходов или уменьшению бюджетных  доходов;

- бюджетные кредиты юридическим  лицам (в том числе налоговые  кредиты, отсрочки и рассрочки  по уплате налогов и платежей  и других обязательств);

- субвенции и субсидии физическим и юридическим лицам;

- инвестиции в уставные  капитал действующих или вновь  создаваемых юридических лиц;

- бюджетные ссуды, дотации,  субвенции и субсидии бюджетам  других уровней бюджетной системы  Российской Федерации, государственным  внебюджетным фондам;

- кредиты иностранным  государствам;

- средства на обслуживание  и погашение долговых обязательств, в том числе государственных  или муниципальных гарантий.

Расходы федерального бюджета  утверждаются федеральным законом  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год.

В соответствии с действующим  законодательством в Российской Федерации исключительно из федерального бюджета финансируются следующие  виды расходов:

- обеспечение деятельности  Президента РФ, Федерального Собрания  РФ,

- Счетной палаты РФ, Центральной  избирательной комиссии РФ, федеральных  органов исполнительной власти  и их территориальных органов,  другие расходы на общегосударственное  управление по перечню, определяемому  при утверждении федерального  закона о федеральном бюджете  на очередной финансовый год;

- функционирование федеральной  судебной системы;

- осуществление международной  деятельности в общефедеральных  интересах (финансовое обеспечение  реализации межгосударственных  соглашений и соглашений с  международными финансовыми организациями,  международного культурного, научного  и информационного сотрудничества  федеральных органов исполнительной  власти, взносы Российской Федерации  в международные организации,  другие расходы в области международного  сотрудничества, определяемые при  утверждении федерального закона  о федеральном бюджете на очередной  финансовый год);

- национальная оборона  и обеспечение безопасности государства,  осуществление конверсии оборонных  отраслей промышленности;

- фундаментальные исследования  и содействие научно - техническому  прогрессу;

- государственная поддержка  железнодорожного, воздушного и  морского транспорта;

- государственная поддержка  атомной энергетики;

- ликвидация последствий  чрезвычайных ситуаций и стихийных  бедствий федерального масштаба;

- исследование и использование  космического пространства;

- содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности  или в ведении органов государственной  власти Российской Федерации;

- формирование федеральной  собственности;

- обслуживание и погашение  государственного долга Российской  Федерации;

- компенсация государственным  внебюджетным фондам расходов  на выплату государственных пенсий  и пособий, других социальных  выплат, подлежащих финансированию  в соответствии с законодательством  Российской Федерации за счет  средств федерального бюджета;

- пополнение государственных  запасов драгоценных металлов  и драгоценных камней, государственного  материального резерва;

- проведение выборов и  референдумов Российской Федерации;

- федеральная инвестиционная  программа;

- обеспечение реализации  решений федеральных органов  государственной власти, приведших  к увеличению бюджетных расходов  или уменьшению бюджетных доходов  бюджетов других уровней;

- обеспечение осуществления  отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни  власти;

- финансовая поддержка  субъектов Российской Федерации;

- официальный статистический  учет;

- прочие расходы.

Средства федерального бюджета  используются для финансирования мероприятий  регионального и местного значения, включаемых в целевые региональные и местные программы. По согласованию с региональными и местными органами власти совместно за счет средств  федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и средств местных бюджетов финансируются  следующие виды расходов:

- государственная поддержка  отраслей промышленности (за исключением  атомной энергетики), строительства  и строительной индустрии, сельского  хозяйства, автомобильного и речного  транспорта, связи и дорожного  хозяйства, метрополитенов;

- обеспечение правоохранительной  деятельности;

- обеспечение противопожарной  безопасности;

- научно - исследовательские,  опытно - конструкторские и проектно - изыскательские работы, обеспечивающие  научно - технический прогресс;

- обеспечение социальной  защиты населения;

- обеспечение охраны окружающей  природной среды, охраны и воспроизводства  природных ресурсов, обеспечение  гидрометеорологической деятельности;

- обеспечение предупреждения  и ликвидации последствий чрезвычайных  ситуаций и стихийных бедствий  межрегионального масштаба;

- развитие рыночной инфраструктуры;

- обеспечение развития  федеративных и национальных  отношений;

- обеспечение деятельности  избирательных комиссий субъектов  РФ в соответствии с законодательством  РФ;

- обеспечение деятельности  средств массовой информации;

- финансовая помощь другим  бюджетам;

- прочие расходы, находящиеся  в совместном ведении РФ, субъектов

Российской Федерации  и муниципальных образований.

Глава 3. Информационно-аналитическая справка по федеральному бюджету «О федеральном бюджете на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов»

 

3.1.  Основные  направления бюджетной и налоговой  политики на 2011 год и плановый  период 2012 и 2013 годов  

 

В соответствии с Бюджетным  посланием Президента Российской Федерации  Федеральному Собранию Российской Федерации  основными целями бюджетной и  налоговой политики в 2011-2013 годах  являются:

1) использование бюджета  в качестве одного из важнейших  инструментов макроэкономического  регулирования;

2) разработка и внедрение  инструментов поддержки инноваций;

3) создание эффективной  налоговой системы, обеспечивающей  бюджетную устойчивость в среднесрочной  и долгосрочной перспективе;

4) обеспечение долгосрочной  устойчивости и сбалансированности  пенсионной системы;

5) повышение качества  человеческого капитала;

6) повышение доступности  и качества государственных и  муниципальных услуг;

7) реализация Программы  по повышению эффективности бюджетных  расходов на период до 2012 года.   

 

Оценка и прогноз  основных социально-экономических  показателей 

на период до 2013 г. 

 

Показатели

Ед. изм.

2009

2010

2011

2012

2013

Цена Urals (мировые)

долл./барр.

61,1

75,0

75,0

78,0

79,0

Инфляция

дек. / дек.

8,8

7-8

6-7

5-6

4,5-5,5

ВВП

млрд. руб.

39 064

45 175

50 389

55 950

61 920

% к пред. г.

-7,9

4,0

4,2

3,9

4,5

Промышленное производство

% к пред. г.

-9,3

7,6

3,9

3,8

4,9

Инвестиции в основной капитал

% к пред. г.

-16,2

2,5

10,0

3,5

7,4

Оборот розничной торговли

% к пред. г.

-4,9

5,2

5,0

5,6

6,0

Объем платных услуг населению

% к пред. г.

-4,2

1,6

2,9

4,0

4,8

Реальная заработная плата

% к пред. г.

-3,5

4,9

3,5

4,0

4,7

Реальные располагаемые  доходы населения

% к пред. г.

2,3

4,4

3,6

3,6

4,2

Среднегодовой размер трудовой пенсии, ном. прирост

% к пред. г.

24,2

44,9

9,4

8,8

7,9

Экспорт

млрд. долл. США

303,4

378,2

389,2

411,8

432,0

Импорт

млрд.долл. США

191,8

238,8

277,5

303,1

334,0

Уровень безработицы к экономически активному населению

%

8,6

7,7

7,4

7,1

6,7


 

 

Основные параметры  бюджетной системы Российской Федерации

млрд. рублей

Показатель

2009 год

2010 год

2011 год

2012 год

2013 год

Доходы, всего

13 286,8

14 978,8

17 520,1

19 025,0

20 538,7

%% к ВВП

34,0

33,2

34,8

34,0

33,2

Федеральный бюджет

7 337,8

7 860,9

8 844,6

9 503,5

10 379,9

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 506,4

4 775,6

5 512,9

6 028,7

6 623,6

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

1 390,7

2 182,4

3 057,6

3 345,5

3 695,6

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

5 923,6

6 144,8

6 497,8

6 828,4

7 337,6

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

4 437,5

4 808,5

5 238,3

5 804,8

6 374,3

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

- в том числе доходы  без учета межбюджетных трансфертов

120,8

127,0

379,6

371,2

88,9

Расходы, всего

15 987,0

17 801,6

19 620,3

21 033,0

22 462,9

%% к ВВП

40,9

39,4

38,9

37,6

36,3

Федеральный бюджет

9 660,1

10 232,8

10 658,6

11 237,9

12 175,6

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

6 077,9

6 325,3

6 966,5

7 555,2

8 312,7

Бюджеты государственных  внебюджетных фондов РФ

3 555,0

4 808,9

5 502,4

6 024,5

6 616,0

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

3 446,4

4 705,7

5 394,4

5 904,9

6 213,1

Консолидированные бюджеты  субъектов РФ

6 252,9

6 562,4

6 794,5

7 106,2

7 473,6

- в том числе расходы  без учета межбюджетных трансфертов

5 983,6

6 267,8

6 469,7

6 722,7

7 021,7

Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования

479,1

502,8

789,7

850,2

915,4

Дефицит (-)/профицит (+), всего

-2 700,2

-2 822,8

-2 100,2

-2 008,0

-1 924,2

%% к ВВП

-6,9

-6,2

-4,2

-3,6

-3,1


 

 

В 2011 году поступление налоговых и неналоговых доходов в консолидированные бюджеты субъектов Российской Федерации оценивается в сумме 5 238,4 млрд. рублей или с ростом на 8,9 % к оценке 2010 года, в 2012 году – в сумме 5 804,9 млрд. рублей (с ростом на 10,8 %), в 2013 году – в сумме 6 374,5 млрд. рублей (с ростом на 9,8 процента).

Оценка объема расходных  обязательств консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  производилась на основе уточненных плановых назначений бюджетов субъектов  Российской Федерации на 2010 год, с  учетом увеличения в 2011 году страховых  взносов в бюджеты государственных  внебюджетных фондов с 26,2% до 34,2%, предложений  по индексации заработной платы работникам бюджетных учреждений субъектов  Российской Федерации и муниципальных  учреждений в 2011 году темпами и в  размерах, планируемых для федеральных бюджетных учреждений, а также ежегодной индексации расходов на социальное обеспечение населения на уровень инфляции, на оплату коммунальных услуг бюджетными учреждения - на индекс-дефлятор, сохранением прочих расходов на уровне 2010 года.

С учетом вышеуказанного, расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации оцениваются в 2011 году в сумме 6 794,5 млрд. рублей или с ростом к оценке 2010 года на 3,5%, в 2012 году –7 106,2 млрд. рублей (104,6% к уровню 2011 года), в 2013 году – 7 473,5 млрд. рублей (105,2 % к уровню 2012 года).

Превышение расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации над общим объемом доходов оценивается в 2011 году в сумме 296,7 млрд. рублей, в 2012 году – 277,8 млрд. рублей, в 2013 году –135,9 млрд. рублей.

С учетом межбюджетных трансфертов  наиболее крупным направлением расходов федерального бюджета является социальная политика. Сокращение расходов по разделу «Социальная политика» в 2011 году по сравнению с 2010 годом вызвано снижением потребности в ассигнованиях федерального бюджета на покрытие дефицитов бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в связи с увеличением тарифов страховых взносов в систему  обязательного пенсионного, медицинского и социального страхования с 26% в 2010 году до 34% в 2011 году, а также завершением в 2010 году мероприятий по обеспечению жильем ветеранов Великой Отечественной войны. В 2012 и 2013 годах планируется рост расходов в указанной сфере в среднем на 8 процентов в год. 

Увеличится объем  расходов на обеспечение обороны, безопасности и правоохранительной деятельности – сферах, полностью отнесенных к ведению Российской Федерации.

Снижение объема расходов на жилищно-коммунальное хозяйство  в 2012 и 2013 годах обусловлено сокращением  бюджетных ассигнований на реализацию ФЦП и непрограммной части ФАИП, в том числе на обеспечение военнослужащих служебным и постоянным жильем с 125,9 млрд. рублей в 2010 году до 25,3 млрд. рублей в 2013 году в связи с завершением соответствующих мероприятий. Кроме того, в 2011 году предусмотрены бюджетные ассигнования на предоставление субсидии государственной корпорации – Фонду содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства в виде имущественного взноса на восстановление имущества указанного фонда, переданного в собственность Российской Федерации в 2009 году, в размере 15,0 млрд. рублей, которые в 2012 и 2013 годах не планируются.

Информация о работе Доходы и расходы федерального бюджета России: проблемы и пути их решения