Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа
Цель работы : рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация.
Предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Введение................................................................................3
Глава 1.Принципы формирования доходов бюджета ......4
1.1.Экономическое содержание доходов бюджета...........4
1.2.Налоговые и неналоговые доходы ...............................6
1.3.Доходы региональных и местных бюджетов ..............10
Глава 2.Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ...15
Глава 3.Совершенствование бюджетной политики РФ ...21
3.1.Совершенствование государственного финансового контроля.................................................................................21
Заключение............................................................................29
Список использованных источников .................................31
С переходом
к рыночным отношениям расширились содержание
и структура форм собственности, в том
числе государственной. Экономическое
содержание собственности отражает экономические
отношения и роль объекта в соответствующей
системе общественного воспроизводства
и возможности присвоения результатов
ее функционирования собственником. При
этом изменяются представления об объекте
собственности. Под ним при упрощенном
толковании понимается имущество. Но такой
подход приводит к определению собственности
как имущественных отношений, формируемых
лишь на уровне присвоения результатов
производства. Главным в современной трактовке
объекта собственности как экономической
категории является наличие товара, в
том числе денег, а также прав на различные
виды ресурсов (материальных, информационных,
интеллектуальных и др.). Экономические
интересы государственного, частного
(в том числе индивидуального) собственников
сосредоточены в сфере максимизации результатов
функционирования объектов собственности.
Соответственно следует признать, что выработанное экономической наукой и используемое практикой хозяйствования представление о содержании государственной собственности и государственной казны должно быть конкретизировано и дополнено новыми составляющими.
Казна представляет собой составную часть экономического механизма функционирования и реструктуризации государственного сектора экономики и государственной собственности. Она включает совокупность имущественной и финансовой составляющих.
Гражданский кодекс РФ вслед за Конституцией признает частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности и предусматривает, что права всех собственников защищаются равным образом При этом не выделяется в качестве самостоятельной формы собственность общественных организаций. Следовательно, существуют частная, государственная, муниципальная, смешанная и другие формы собственности.
Государственная собственность подразделяется на собственность Российской Федерации и собственность субъектов Федерации, к муниципальной отнесена собственность, принадлежащая сельским и городским поселениям и другим муниципальным образованиям, а в составе государственной и муниципальной собственности выделено имущество, составляющее соответственно государственную и муниципальную казну. Достаточно широко распространена точка зрения, согласно которой к государственной собственности относится "все материальное и нематериальное имущество, принадлежащее государству". Ст. 214 Гражданского кодекса РФ к государственной собственности в РФ относит имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации, ее субъектам; землю и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц и муниципальных образований; государственную казну.
Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение ст. 214 (п. 4).
В этой же статье дается крайне общее юридическое толкование государственной казны. Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, городе федерального значения, автономной области, автономною округа. Однако дальнейшей нормативно-законодательной проработки и конкретизации понятие казны не получило.
Вместе с тем, практически исчезнув из современного лексикона специалистов, понятие "казна" имеет глубокие традиции и исторические корни. Она обозначала не только богатство, доход, имущество, но и специальные учреждения. В XIX в. окончательно формируется представление о казне как совокупности имущества и имущественных средств государства в противопоставлении с частным, общественным, общинным имуществом.
В дореволюционной экономической литературе понятия "государственный" и "казенный" использовались как синонимы. Академик И. И. Янжул в "Основных началах финансовой науки", определяя содержание государственных (казенных) имуществ, писал: "Под именем "государственных имуществ" или "домен" (от франц. - domaine - владение) в широком смысле разумеется всякое имущество, движимое и недвижимое, принадлежащее государству как нравственному лицу, как юридическому субъекту и(или) находящееся во всеобщем пользовании всех жителей государства, или же вверенное правительству как представителю страны". В составе государственного (казенного) имущества выделялись две части - имущественная и денежная (государственный бюджет). В лице казны государство юридически выступает как субъект определенных имущественных прав и интересов.
Интересна эволюция представлений о структуре казны, в которой четко отслеживается перенос акцентов с имущественной составляющей на финансовую, что связано с усилением роли финансов в современной экономике. Такой подход сохранялся довольно длительный период времени, что во многом определялось до недавнего времени абсолютным превосходством государственной собственности в административной экономике и тотальным контролем государства над всеми финансовыми потоками.
Так нам представляется,
когда речь идет о современной трактовке
казны, в первую очередь необходим сбалансированный
подход к ее составляющим - денежной, как
части финансовой, и имущественной. Что
касается денежной составляющей казны
в понимании, адекватно отражающем рыночную
ориентацию экономических реформ и развитие
процессов бюджетно-налогового федерализма
в России, это уже не государственный бюджет,
часто отождествляемый с федеральным
бюджетом, а общественные: федеральный,
субфедеральные и муниципальные бюджеты,
государственные социальные внебюджетные
фонды, включая их территориальные структуры,
местные внебюджетные фонды. Именно важностью
бюджета как инструмента государственного
регулирования экономического, социального
и регионального развития, а также масштабами
перераспределяемых финансовых потоков
вызвано повышенное внимание структур
государственного финансового контроля
в исполнительной и законодательной власти
преимущественно к бюджетам - федеральному,
меньше - региональным.
Вместе с тем
в бюджетно-налоговом законодательстве
отсутствует развернутое определение
государственной казны, ее структуры,
правил функционирования, что существенно
затрудняет государственный контроль
за ее сохранением, приумножением и использованием.
На наш взгляд, государственный финансовый
контроль денежной составляющей казны
должен быть расширен и дополнен контролем
за ее имущественной составляющей, включая
доходы от собственности и предпринимательской
деятельности, нематериальными активами,
в том числе интеллектуальной собственностью.
Перечень объектов государственной собственности помимо традиционных (имущество РФ, в том числе федеральная недвижимость, земля, природные ресурсы и т. д., имущество субъектов РФ) необходимо, с нашей точки зрения, дополнить такими объектами, как имущественные права (право присвоения результатов функционирования различных объектов государственной собственности) и неимущественные права (в том числе на интеллектуальную собственность, информационные ресурсы, льготы и т. д.).
Каждый из перечисленных объектов собственности может быть структурирован самостоятельно. Например, права на объекты интеллектуальной собственности могут реализовываться в виде авторских и смежных прав, патентных прав, средств индивидуализации, ноу-хау в режиме коммерческой тайны, защиты против недобросовестной конкуренции.
Представляется весьма конструктивной идея законодательного, бюджетно-налогового и организационного упорядочения отношений по поводу владения, распоряжения и использования объектов интеллектуальной собственности, принадлежащих государству.
По оценкам специалистов, в развитых странах стоимость объектов интеллектуальной собственности составляет более половины стоимости любого предприятия. В нашей стране такие объекты практически повсеместно не включаются в состав нематериальных активов предприятия и не учитываются в составе имущества. Так, на пяти крупных предприятиях Свердловской области оценка по методике, отвечающей разрабатываемому государственному стандарту Российской Федерации "Единая система оценки имущества", показала, что в общей стоимости государственного имущества доля нематериальных активов составляет 90,78%, а налогооблагаемых основных средств - 9,22%.
По массовой приватизации государственных предприятий нематериальные активы не были отражены на их балансе. Практически все они были приватизированы без нематериальных активов, которые остались в государственной собственности, и их владение, распоряжение и использование частными структурами незаконно. Государство как собственник большинства из них может требовать возврата своего имущества, а также возмещения утраченного дохода.
Отсутствие же достаточного государственного контроля и дисциплины со стороны исполнителей научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, производимых за счет бюджетных средств, экспертной оценки и обязательной государственной регистрации результатов исследований приводит к массовой "утечке умов", новейших технологий за рубеж, масштабы которых носят характер, угрожающий экономической безопасности страны.
Еще одной проблемой казны должен стать учет другого актива - разнообразных льгот и преференций, представляемых бюджетами разного уровня различным коммерческим предприятиям и проектам.
Согласно положениям
Бюджетного кодекса РФ, предоставление
бюджетных инвестиций юридическим лицам,
не являющимся государственными или муниципальными
унитарными предприятиями, влечет возникновение
права государственной или муниципальной
собственности на эквивалентную часть
их уставного капитала и имущества. Вместе
с тем толкование бюджетных инвестиций
исключительно в денежной форме, а не в
любых других - в форме имущества, льгот
по налогам, гарантий и т. д. приводит к
существенным потерям для государства.
С несовершенством
Бюджетного кодекса РФ связано, например
то, что предоставив налоговые льготы
при строительстве газопровода Голубой
поток через Черное море в размере около
130 млрд. руб., что эквивалентно 12% инвестиций
на строительство, государство не может
получить причитающуюся часть собственности
в газопроводе, поскольку средства были
представлены не деньгами, а льготами.
Предложение консорциуму предоставить
пакет акций на соответствующую льготам
сумму было оспорено юристами коммерческого
предприятия, поскольку Бюджетный кодекс
РФ не дает развернутого определения бюджетных
инвестиций и их видов, позволяя признавать
последние только в денежной форме.
По предварительной
оценке федеральный бюджет за январь-июнь
2008 года исполнен:
по доходам - в сумме
4 368,96 млрд. рублей, или 54,2% к общему объему
доходов федерального бюджета, утвержденному
Федеральным законом "О федеральном
бюджете на 2008 год и на плановый период
2009 и 2010 годов" (в редакции Федерального
закона от 03.03.2008 № 19-ФЗ) (далее - уточненный
прогноз доходов);
по кассовому исполнению
расходов - 3 037,85 млрд. рублей, или
41,0% к уточненной росписи;
кассовый профицит
- 1 331,11 млрд. рублей;
первичный профицит
составил 1 405,15 млрд. рублей.
Доходы федерального бюджета
Доходы федерального
бюджета за январь-июнь 2008 года в разрезе
федеральных органов исполнительной власти
- администраторов доходов федерального
бюджета, на которые приходятся максимальные
объемы администрируемых доходов:
Федеральной налоговой
службой - в сумме 1 945,74 млрд. рублей,
что составило 52,3% к прогнозным показателям
доходов федерального бюджета на 2008 год;
Федеральной таможенной
службой - в сумме 2 159,32 млрд. рублей,
что составляет 53,7% к прогнозным показателям
доходов федерального бюджета на 2008 год;
Федеральным агентством
по управлению федеральным имуществом
- в сумме 24,35 млрд. рублей, или 37,1% к
прогнозным показателям доходов федерального
бюджета на 2008 год;
Другими федеральными
органами - в сумме 239,55 млрд. рублей,
или 94,2% к прогнозным показателям доходов
федерального бюджета на 2008 год.
Стабилизационный фонд Российской Федерации, Резервный фонд и Фонд национального благосостояния
По состоянию на
1 января 2008 года совокупный объем средств
Стабилизационного фонда Российской Федерации
(далее - Стабилизационный фонд) составил
3 849,11 млрд. рублей.
Во исполнение положений
части 15 статьи 5 Федерального закона от
26 апреля 2007 года № 63-ФЗ "О внесении
изменений в Бюджетный кодекс Российской
Федерации в части регулирования бюджетного
процесса и приведении в соответствие
с бюджетным законодательством Российской
Федерации отдельных законодательных
актов Российской Федерации" и в соответствии
с приказом Минфина России от 29 января
2008 года № 37 "О перечислении средств
Стабилизационного фонда Российской Федерации
в Резервный фонд и в Фонд национального
благосостояния и расторжении договоров
банковского счета по учету средств Стабилизационного
фонда Российской Федерации" Федеральным
казначейством 30 января 2008 года осуществлено
перечисление денежных средств в долларах
США, евро и фунтах стерлингов на отдельные
счета по учету средств Резервного фонда
и Фонда национального благосостояния
в долларах США, евро и фунтах стерлингов
соответственно.
Курсовая разница
от переоценки остатков средств на счетах
Стабилизационного фонда в иностранной
валюте за период с 1 января 2008 года по
30 января 2008 года составила 2,69 млрд. рублей.
Совокупный объем средств Стабилизационного
фонда 30 января 2008 года составил 3 851,80 млрд.
рублей.
По состоянию на
31 января 2008 года совокупный объем средств
Резервного фонда составил 3 069,00 млрд.
рублей (что соответствует 10% прогнозируемого
на 2007 год объема ВВП, величина которого
составляет 30 690,00 млрд. рублей согласно
прогнозу социально-экономического развития
Российской Федерации на 2008-2010 гг. от 18
апреля 2007 года), совокупный объем средств
Фонда национального благосостояния составил
782,80 млрд. рублей.