Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа
Цель работы : рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация.
Предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Введение................................................................................3
Глава 1.Принципы формирования доходов бюджета ......4
1.1.Экономическое содержание доходов бюджета...........4
1.2.Налоговые и неналоговые доходы ...............................6
1.3.Доходы региональных и местных бюджетов ..............10
Глава 2.Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ...15
Глава 3.Совершенствование бюджетной политики РФ ...21
3.1.Совершенствование государственного финансового контроля.................................................................................21
Заключение............................................................................29
Список использованных источников .................................31
В доходах региональных
бюджетов превалируют поступления от
регулирующих источников (более 70%), в том
числе отчисления от федеральных налогов:
* обеспечение реализации региональных целевых программ;
* формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
* осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов
Российской Федерации;
* содержание и развитие предприятий учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
* обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
* оказание финансовой помощи местным бюджетам;
* обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
* компенсация дополнительных
расходов, возникших в результате решений,
принятых органами государственной власти
субъектов Российской Федерации, приводящих
к увеличению бюджетных расходов или уменьшению
бюджетных доходов местных бюджетов.
Как видим, главное
место (около 40%) в расходах занимают ассигнования
на народное хозяйство (промышленность,
энергетика, строительство, сельское хозяйство
и рыболовство, транспорт, дорожное хозяйство,
связь, жилищно-коммунальное хозяйство);
на втором месте - расходы на социально-культурные
мероприятия (образование, культура и
искусство, здравоохранение и физическая
культура, социальная политика) - более
25%; расходы на управление и содержание
правоохранительных органов составляют
примерно 8%.
Следует отметить,
что региональный бюджеты являются наиболее
весомым источником бюджетного финансирования
расходов на сельское хозяйство и рыболовство
(48% всех расходов консолидированного
бюджета Российской Федерации), на транспорт,
дорожное хозяйство и информатику - 43%
расходов.
Велика роль
региональных бюджетов в финансировании
промышленности, энергетики и строительства
- более 32% расходов консолидированного
бюджета России, жилищно-коммунального
хозяйства - 30%, здравоохранения - 33%, культуры
и искусства - 34%.
Развитие производительных
сил, рост производства новых видов химической
и биологической продукции, химизация
сельского хозяйства, увеличение числа
городов и городского населения усиливают
нагрузку на природу, приводят к резким
нарушениям природной среды. Это отрицательно
сказывается на условиях жизни населения
и требует, в свою очередь увеличения затрат
общества на поддержание необходимого
состояния окружающей среды. Поэтому одной
из постоянно возрастающих статей расходов
региональных бюджетов являются ассигнования
на охрану окружающей среды, через которые
проходит примерно 40% бюджетных расходов
на эти цели.
Местное самоуправление
- обязательный компонент демократического
государственного строя. Оно осуществляется
самим населением через свободно избранные
им представительные органы. Для выполнения
функций, возложенных на местные представительные
и исполнительные органы, они наделяются
определенными имущественными и финансово-бюджетными
правами.
Финансовой
базой местных органов власти являются
их бюджеты. Бюджетные и имущественные
права, предоставленные этим органам,
дают им возможность составлять, рассматривать,
утверждать и исполнять свои бюджеты,
распоряжаться переданными в их ведение
предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты
- один из главных каналов доведения до
населения конечных результатов производства.
Через них общественные фонды потребления
распределяются между отдельными группами
населения. Из этих бюджетов известной
мере финансируется и развитие отраслей
производственной сферы, в первую очередь
местной и пищевой промышленности, коммунального
хозяйства, объем продукции и услуги которых
также являются важным компонентом обеспечения
жизнедеятельности населения.
Экономическая
сущность местных бюджетов проявляется
в их назначении. Они выполняют следующие
функции:
* формирование денежных фондов, являющихся финансовым, обеспечением деятельности местных органов власти;
* распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
* контроль за финансово-хозяйственной
деятельностью предприятий, организаций
и учреждений, подведомственных этим органам
власти.
Важное значение
имеют местные бюджеты в осуществлении
общегосударственных экономических и
социальных задач - в первую очередь в
распределении государственных средств
на содержание и развитие социальной инфраструктуры
общества. Эти средства проходят через
систему местных бюджетов, включающих
более 29 тысяч городских, районных, поселковых
и сельских бюджетов. Осуществление государством
социальной политики требует больших
материальных и финансовых ресурсов.
Собственные
доходы не являются основными источниками
формирования местных бюджетов. В состав
собственных доходов местных бюджетов
входят:
В свою очередь земельный налог включает:
* земельный налог и арендную плату за земли сельскохозяйственного назначения, включая сельскохозяйственные угодья в составе лесного фонда;
* земельный налог и арендную плату за земли несельскохозяйственного назначения;
* доходы от централизации средств земельного налога и арендной платы за земли сельскохозяйственного назначения, земли городов и других населенных пунктов;
* возмещение потерь
сельскохозяйственного производства,
связанных с изъятием сельскохозяйственных
угодий.
Доходы от приватизации (собственности, принадлежащей муниципальным образованиям), в том числе:
* доходы от приватизации объектов государственной и муниципальной
собственности;
* доходы от продажи земли;
* доходы от продажи
квартир гражданам.
Средства обязательного
медицинского страхования, средства внебюджетных
и отраслевых фондов.
Местные органы
власти заинтересованы в собственных
источниках доходов. Они позволяют шире
проявлять хозяйственную инициативу,
добиваться увеличения платежей в бюджет.
Постоянно увеличивающиеся
расходы местных бюджетов при недостаточном
росте объема собственных доходов вызывали
необходимость наделения средствами этих
бюджетов. Это осуществлялось главным
образом за счет регулирующих источников,
т. е. средств, поступивших из источников
вышестоящих бюджетов.
В число главных регулирующих доходов местных бюджетов входят отчисления:
Нормативы отчислений
регулирующих доходов утверждаются вышестоящими
территориальными органами власти в зависимости
от общей суммы расходов местного бюджета
и объема его собственных доходов.
По объему и
экономическому значению ведущее положение
в доходах местных бюджетов занимают отчисления
от регулирующих налогов. Их роль заключается
не только в обеспечении финансовыми ресурсами
местных органов власти, но и в повышении
их заинтересованности в мобилизации
средств в вышестоящий бюджет, в повышении
эффективности производства на подведомственной
им территории.
Существующая система регулирования местных бюджетов имеет ряд достоинств. Она позволяет обеспечить необходимыми средствами местные бюджеты независимо от производительности местных источников, создает предпосылки к выравниванию уровней развития отдельных территориальных единиц, стимулирует местные органы власти к выполнению планов мобилизации федеральных и региональных налогов.
Рост местных
бюджетов непосредственно связан с процессом
урбанизации, следовательно, расширением
социальной инфраструктуры. В общем объеме
местных бюджетов постоянно увеличивается
удельный вес городских и поселковых бюджетов.
Увеличение
числа городских жителей, рост крупных
городов, где бюджетные расходы на одного
жителя в пять-семь раз выше, чем в малых
городах, влекут за собой увеличение расходов
городских бюджетов, темпы роста которых
опережают темпы роста звеньев местных
бюджетов.
Главным материальным
источником доходов бюджета является
национальный доход. Когда национального
дохода не хватает для покрытия финансовых
нужд, государство привлекает национальное
богатство. Основными методами
перераспределения национального дохода
и образования бюджетных доходов являются
налоги, займы и эмиссия денег. Соотношение
между ними определяется экономической
ситуацией в стране, степенью остроты
экономических, социальных и других противоречий,
состоянием финансов и финансовой политикой
государства.
Глава 2. Ретроспективный
анализ доходов бюджета РФ
Экономические
реформы 1992 г. Заложили фундамент налоговой
системы, отвечающей требованиям рыночной
экономики. В результате этих преобразований
налог на добавленную стоимость, акцизы,
налог на прибыль, подоходный налог и налоги
на имущество, составляющие основу налоговых
систем большинства развитых стран, обеспечили
в 1992 г. 80% доходов консолидированного
бюджета. В доходах федерального бюджета
удельный вес НДС, акцизов и налога на
прибыль составил 75 %.
Наиболее важным
достижением реформы 1992 г., несомненно,
стала замена налога с оборота на НДС и
акцизы. В рыночной экономике НДС ? один
из наиболее устойчивых и эффективных
налогов. Система его сбора сравнительно
проста и защищена от инфляции, а уклонение
затруднено в силу непрерывности процесса
платежей и взимания его на всех стадиях
движения продукции и услуг. Этот налог
равномерно распределяется по всем секторам
экономики и поэтому не вызывает диспропорций
и искажений в сравнительных ценах, которые
возникают при использовании многих других
налогов. В 1992 г. Поступления НДС составили
более трети доходов консолидированного
и 50% доходов федерального бюджета.
Несомненным шагом вперед явилось введение акцизов, которые заменили дифференцированные ставки прежнего налога с оборота, а также более широкое распространение практики декларирования доходов при взимании подоходного налога.
Радикально
изменить состав и структуру налоговых
платежей, реформа 1992г. не смогла, однако,
коренным образом повлияла на практику
взимания налогов, унаследованную от командной
экономики. В условиях быстрого роста
доли частного сектора сохранение прежней
налоговой практики неизбежно влекло
за собой падение собираемости по налогам
«рыночного» типа и уменьшение их доли
в бюджетных доходах.
Доходы федерального бюджета за первое полугодие 2010 года, по предварительным результатам исполнения, составили 3 995,4 млрд. рублей или 19,1% ВВП, что на 1,2% выше величины за аналогичный период 2009 года.
Поступление доходов в январе-июне составило 57,5% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 1 556,9 млрд. рублей или 7,4% ВВП (в январе-июне 2009 г. - 1 371,5 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-июня 2010 г. 1 952,8 млрд. рублей или 9,3% ВВП (7,4% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 485,7 млрд. рублей, или 2,3% ВВП (2,8% ВВП). Значительную часть этих средств составляет процентный доход за пользование денежными средствами, размещенными на счетах в иностранной валюте, открытых в Центральном Банке Российской Федерации для учета средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния, в сумме 107,4 млрд. рублей. Без учета указанных средств, поступление доходов по прочим администраторам в январе-июне 2010 года составят 378,3 млрд. рублей (1,8% ВВП).
Кассовые расходы федерального бюджета за январь-июнь 2010 г. составили 4 435,3 млрд. рублей или 21,2% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 0,8 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 95,2 млрд. рублей, что составляет 0,5% к ВВП. Непроцентные расходы в январе-июне 2010 года были выше на 14,0% , чем в том же периоде прошлого года (4 340,1 млрд. рублей или 20,8% ВВП по сравнению с 3 807,4 млрд. рублей или 21,5 % ВВП соответственно).
С учетом исполнения бюджета по доходам и расходам дефицит федерального бюджета в январе-июне 2010 г. составил 439,9 млрд. рублей или 2,1% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года дефицит - 721,7 млрд. рублей или 4,1% ВВП).