Доходы бюджета Рф

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа

Краткое описание

Цель работы : рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.

Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация.

Предметом исследования - доходы бюджета РФ.

Оглавление

Введение................................................................................3

Глава 1.Принципы формирования доходов бюджета ......4

1.1.Экономическое содержание доходов бюджета...........4

1.2.Налоговые и неналоговые доходы ...............................6

1.3.Доходы региональных и местных бюджетов ..............10

Глава 2.Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ...15

Глава 3.Совершенствование бюджетной политики РФ ...21

3.1.Совершенствование государственного финансового контроля.................................................................................21

Заключение............................................................................29

Список использованных источников .................................31

Файлы: 1 файл

нанакака.rtf

— 384.73 Кб (Скачать)

  Снижение ежемесячных темпов инфляции, которое протекало на фоне сокращения объемов ВВП и промышленного производства, замедления скорости обращения денег, ухудшения финансового состояния предприятий только усугубило ситуацию, поскольку структура налоговой системы России, где основную роль играет НДС, ориентирована в основном на пополнение бюджета за счет инфляционных доходов. Именно поэтому бюджетный кризис не совпал по времени с началом кризиса неплатежей, а проявился лишь в условиях сокращения темпов роста инфляции.

  Доля налоговых поступлений в ВВП без учета предоставленных налоговых освобождений снизилась в первом полугодии текущего года до 4,5 % против 10,4% за соответствующий период прошлого года.

  Налогооблагаемая база сократилась не только за счет резкого сжатия массы прибыли, но и за счет уменьшения инфляционного роста цен. Соответственно, налоговая система, ориентированная на обложение объемов оборотов хозяйственной деятельности, привела по существу к непропорциональному распределению налогового бремени между сферами производства. Если посмотреть структуру налоговых поступлений в бюджет в отраслевом разрезе, то можно сказать, что притом, что промышленность занимает в составе валового внутреннего продукта 42% (при этом до 30% промышленного оборота происходило по бартеру), ее доля в налогах составляет 53%, а доля в недоимке 65%; объем сельскохозяйственного производства составляет 13,7% в ВВП, а доля в уплаченных налогах 1,1%. В торговле и банковской сфере картина совершенно иная ? эти сферы хозяйствования занимают в составе ВВП все большую долю, и платят все меньшую долю налогов в бюджет.

  Консолидированный бюджет по итогам четырех месяцев текущего года исполнен с дефицитом в 5,6% к ВВП, из которого 76,5% это дефицит федерального бюджета, в соответствующем периоде прошлого года дефицит составлял 3,1% к ВВП.

  Для финансирования бюджетного дефицита Правительство вынуждено привлечь заемные средства. Однако чрезмерная экспансия фондового рынка, поддерживаемая за счет высокой доходности ГКО, привела к тому, что объемы погашения ГКО стали превышать доходы федерального бюджета.

  В 2010-2012 г. правительство планирует пополнить казну путем сбора

дополнительных средств с различных отраслей экономики. Газета "Ведомости" уточнила цифры, принятые на заседании. Так, рост доходов, получаемых от нефтегазовой отрасли, в течение трех лет ожидается на уровне 790,6 млрд руб. В большей части достигаться это будет дополнительными источниками.

  На заседании было принято решение об увеличении ряда акцизов. Так, повышение акцизов на табачную продукцию должно дать казне еще 103 млрд руб. За счет сбора акцизов с импортируемых товаров казна пополнится на 16,6 млрд, от госпошлин - на 45 млрд. Рост экспортной пошлины на нефтепродукты принесет бюджету еще 32,3 млрд руб. Централизация в доход федерального бюджета 5% НДПИ на углеводороды добавит 81,7 млрд руб., увеличение норматива зачисления в бюджет прибыли ЦБ с 50% до 75% - 75 млрд, доходы от управления средствами Резервного фонда и ФНБ - 199,8 млрд. За счет возврата экспортной пошлины на никель бюджет заработает - 13,5 млрд руб.

  В течение ближайших трех лет госкорпорациям вернут 183,3 млрд руб., изъятых в 2009 г. для пополнения доходов бюджета: "Олимпстрой" получит 33,3 млрд руб. в 2010 г. "Роснанотех" - 10 млрд руб. в 2010 г., 25 млрд в 2011 г. и 50 млрд в 2012 г. Фонд содействия реформированию ЖКХ получит 50 млрд руб. в 2010 г. и 15 млрд в 2011 г. 
 

Глава 3. Совершенствование бюджетной политики РФ

33. 1. Совершенствование государственного финансового контроля 
 

  Четкое определение и законодательное закрепление сферы действия государственного финансового контроля - одна из ключевых теоретических проблем. Государство в рыночной экономике рассматривается как одна из фирм, производящих специфический товар - общественные блага и услуги. Для этого помимо властных полномочий оно располагает собственностью, финансами и занимается предпринимательством. Система государственного финансового контроля, как часть общей системы контроля и аудита, должна действовать во всех составляющих государственного сектора, который в результате масштабной приватизации существенно сократился. Теоретическому переосмыслению, организационному, экономическому, законодательному оформлению подвергается каждая из его составляющих. 

  В начале рыночных реформ проблемы, связанные с преобразованиями государственной собственности, разгосударствлением и приватизацией, стали первоочередными в реальной экономике и общественном сознании. Сокращение числа государственных унитарных предприятий, реформирование государственного предпринимательства названы одними из приоритетных задач долгосрочной и среднесрочных программ Правительства РФ до 2010 г.

  Далее, принципиальное значение для государственного финансового контроля имеют теоретическое обоснование и практическое использование казны как важной составляющей государственного сектора.

  Государственный сектор экономики России и все его составляющие - государственные и муниципальные финансы, государственная собственность, государственное предпринимательство - претерпели количественные и качественные изменения за годы экономических реформ рыночного типа. Величина государственных и муниципальных финансов (доходы консолидированного бюджета и государственных социальных внебюджетных фондов) по отношению к ВВП снизилась с 60-70% в советское время до 33-35% в 1994-2003 гг.(см. приложение 6).

Доля консолидированного бюджета в валовом продукте в последнее десятилетие составляла 25-34%. Еще 6-8% ВВП за этот же период консолидируется в финансовую систему через государственные социальные внебюджетные фонды. Следовательно, через бюджетную систему  и государственные внебюджетные фонды перераспределяется не половина, а чуть больше трети ВВП страны.

  Что касается форм собственности, число зарегистрированных предприятий и организаций в государственном и муниципальном секторе с 1995 по 2000 г. сократилось вдвое - с 23,1 до 11 % общей численности, в частном секторе - возросло с 63 до 75%, количество общественных объединений выросло с 4,2 до 7% .  При этом предприятиями и организациями государственного сектора производилось около трети объемов промышленной продукции. 

  В 2000 г. в Российской Федерации насчитывалось около 80 тыс. унитарных предприятий (включая унитарные предприятия субъектов РФ и муниципалитетов). Из них 11 тыс. - федеральных, 26 казенных, свыше 34 тыс. федеральных государственных учреждений, 4442 объекта недвижимого имущества на территории 120 государств, 48 пакетов акций в зарубежных компаниях; 337 млн. м2 площади объектов нежилого фонда в федеральной собственности. На начало 2002 г. было приватизировано уже две трети государственных предприятий их общего количества на начало приватизации. В итоге в собственности РФ оказались пакеты акций всего лишь 4407 акционерных обществ, которые по доле РФ в их уставных капиталах распределены следующим образом; 100% - 90 АО, более 50% - 646, от 25 до 50% - 1401, менее 25% - 2270 АО. В 750 акционерных обществах реализовано специальное право государства на участие в органах управления ("золотая акция").               

  В 2001 г. доходы от использования федерального имущества составили всего около 40 млрд. руб. (крайне низкая доля по отношению к доходам федерального бюджета), в том числе: от приватизации - 10001,9 млн. руб.; аренды недвижимости - 4896,1 млн. руб.; дивидендов - 6478,0 млн. руб.; аренды земли - 3919,9 млн. руб.; прибыли "Вьетсовлетро" - 13621,9 млн. руб. 

  Правительство РФ одобрило поправки, позволяющие увеличить доходы федерального бюджета в 2010-2012 гг. за счет доходов Резервного фонда и Фонда национального благосостояния. 27 августа соответствующие поправки в Бюджетный кодекс и закон о Центральном банке приняты на правительственном заседании, сообщила замглавы Минфина Татьяна Нестеренко.

  Предполагается, что эти меры увеличат доходы федерального бюджета в 2010 г. - на 77,9 млрд руб., в 2011 г - на 86,4 млрд руб. и в 2012 г - на 25,6 млрд руб.

В марте 2010 г. Минфин России приступил к реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 19 января 2010 г. о направлении средств Резервного фонда на финансирование дефицита федерального бюджета. В марте были реализованы средства Фонда в иностранной валюте на сумму 169,5 млрд. рублей, в апреле - 350,0 млрд. рублей, которые были зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. В мае - сентябре средства фонда не использовались. Таким образом, с начала года в федеральный бюджет поступило 519,5 млрд. рублей средств Резервного фонда.         Напомним, что закон о бюджете на 2010 год предполагал, что в течение года будет использовано 1860,1 млрд. рублей на обеспечение сбалансированности федерального бюджета.

  В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 6 ноября 2008 г. Минфин России приступил к размещению средств Резервного фонда в долговые обязательства МВФ . В результате указанных операций по состоянию на 1 сентября 2010г. резервная позиция Российской Федерации в МВФ составила 991,9 млн. СДР.

  В целях приведения фактической валютной структуры Резервного фонда в соответствие с его нормативной валютной структурой, утвержденной Минфином России, в июле часть средств Резервного фонда в долларах США и фунтах стерлингов была конвертирована в евро и размещена на соответствующих счетах по учету средств указанного фонда. 

По состоянию на 1 октября 2010 г. остатки средств на отдельных счетах по учету средств Резервного фонда составили:

- 17,3 млрд. долларов США;

- 13,7 млрд. евро;

- 2,5 млрд. фунтов стерлингов; 

Курсовая разница от переоценки остатков средств на указанных счетах в иностранной валюте за период с 15 января по 30 сентября 2010 г. составила отрицательную величину: -19,3 млрд. рублей. Курсовая разница от переоценки средств фонда, размещенных в резервную позицию Российской Федерации в МВФ: 0,6 млрд. рублей. 

Заметим, что в январе 2010 года поступили доходы от управления средствами Резервного фонда в 2009 году в объеме 52,0 млрд. рублей. Эти средства, согласно принятым в декабре 2009 года поправкам в Бюджетный Кодекс, были зачислены в федеральный бюджет. 

  По состоянию на 1 октября 2010 г. совокупный объем Фонда национального благосостояния составил 2722,2 млрд. рублей или 89,5 млрд. долларов США (около 6,0% ВВП, прогнозируемого на 2010 год). 

  В целях софинансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 г., часть средств Фонда национального благосостояния была реализована в апреле за 2,5 млрд. рублей, а вырученные средства зачислены на счет по учету средств федерального бюджета. Средства фонда в объеме 0,01 млрд. рублей, не использованные в апреле на указанные цели (однако конвертированные в рубли для осуществления перечисления), были конвертированы в иностранную валюту. 

  В текущем году Фонд пополнялся за счет инвестиционного дохода: доход от размещения средств Фонда национального благосостояния на депозиты во Внешэкономбанке за 2009 г. составил 33,5 млрд. рублей, из них 26,5 млрд. рублей были зачислены в Фонд национального благосостояния в январе 2010 года (остаток средств был зачислен в федеральный бюджет, как и поступившие тогда же 40,4 млрд. рублей доходов от управление средствами ФНБ, находящимися в Банке России). 

  В апреле текущего года поступил доход от размещения средств ФНБ на депозитах в ВЭБ в объеме 8,1 млрд. рублей, а в июне - 9,1 млрд. рублей, эти средства были зачислены в федеральный бюджет. 

  Постановлением Правительства Российской Федерации от 24 августа 2010 г. № 649 «О внесении изменений в пункт 12 Требований к финансовым активам, в которые могут размещаться средства Фонда национального благосостояния» помимо снижения процентных ставок по депозитам во Внешэкономбанке, размещенным за счет средств Фонда национального благосостояния, для финансирования предоставления Внешэкономбанком субординированных кредитов российским кредитным организациям с 25 августа 2010 г. с 7 до 6,25 % годовых и с 8,5 до 7,25 % годовых, предусмотрено также снижение процентной ставки по депозиту в сумме 30 млрд. рублей для финансирования предоставления Внешэкономбанком кредитов субъектам малого и среднего предпринимательства с 25 августа 2010 г. с 8,5 до 6,25 % годовых. 

  Таким образом, результатом либеральной направленности рыночных реформ стало масштабное сокращение всех составляющих государственного сектора и ресурсов, им располагаемых. Однако при этом задачи, стоящие перед государством, не только не снижаются, а даже растут. Речь идет о поддержании макроэкономической стабильности и устойчивого экономического роста, национального суверенитета в условиях глобализации мировой экономики, об улучшении качества предоставления традиционных общественных благ, а также расширении новых их видов. В связи с этим актуализировались проблемы совершенствования управления государственными ресурсами, важнейшим направлением чего является усиление государственного финансового контроля. 

  В России на начальном этапе развития рыночных отношений предполагалось, что старая система государственного контроля себя изжила, а новую рынок построит сам, автоматически отрегулирует экономические отношения, все расставит на свои места и потребность в контроле, а уж тем более - государственном, отпадет. Это привело к тому, что система контроля в целом, финансового в частности и государственного финансового контроля в особенности была практически ликвидирована. Однако, как демонстрирует практика развитых рыночных экономик, а также многочисленные исследования западных экспертов, развитие в целом, экономическое и социальное, невозможно без эффективного государства. Государство не может быть эффективным без устойчивой системы учета и контроля.

  Так нам представляется, зона действия государственного финансового контроля существенно сужена - под него попадают преимущественно бюджетные ресурсы, да и то, как правило, федерального бюджета, государственные социальные внебюджетные фонды, часть государственного имущества. Практически утерян муниципальный финансовый контроль, сокращен ведомственный контроль. В этой связи весьма перспективны разработки такой экономической категории, как государственная казна в контексте изменений в отношениях собственности. 

Информация о работе Доходы бюджета Рф