Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Декабря 2010 в 15:48, курсовая работа
Цель работы : рассмотреть понятие доходов бюджета РФ и проанализировать формирование доходов бюджета Российской Федерации.
Объект исследования в данной курсовой работе является Российская Федерация.
Предметом исследования - доходы бюджета РФ.
Введение................................................................................3
Глава 1.Принципы формирования доходов бюджета ......4
1.1.Экономическое содержание доходов бюджета...........4
1.2.Налоговые и неналоговые доходы ...............................6
1.3.Доходы региональных и местных бюджетов ..............10
Глава 2.Ретроспективный анализ доходов бюджета РФ...15
Глава 3.Совершенствование бюджетной политики РФ ...21
3.1.Совершенствование государственного финансового контроля.................................................................................21
Заключение............................................................................29
Список использованных источников .................................31
Неналоговые доходы
федерального бюджета формируются в соответствии
состатьями
41, 42 и 46 настоящего Кодекса, в том числе за счет
(абзац в редакции, введенной в действие
с 1 января 2008 года Федеральным
законом от 26 апреля 2007 года N 63-ФЗ,:
Налоговые и неналоговые доходы местных бюджетов в I квартале 2010 года выросли на 14% к аналогичному периоду прошлого года. В 2009 году наблюдалось падение на 8%.
Поступления администрируемых Федеральной налоговой службой (ФНС) России доходов в консолидированный бюджет РФ в январе-июле 2010 года выросли на 24,6% к аналогичному периоду 2009 года - до 4,456 триллиона рублей, говорится в материалах ФНС.
Готовятся предложения об изменении налогообложения природных ресурсов, имея в виду ввести единый налог на природные ресурсы вместо ныне действующих двух налогов - налога о воспроизводстве минерально-сырьевой базы (ВМСБ) и налога на пользование природными ресурсами (роялти). Предполагается ввести систему коэффициентов, обеспечивающих учёт всех особенностей добычи ископаемых, экономические показатели компаний, истощённость природных ресурсов, дебитность скважин, а также увеличить размер поступления от роялти и ВМСБ в федеральный бюджет до 80% вместо 25%, как сегодня.
В нефтяной отрасли на которую, приходится большая часть платежей за природные ресурсы, предполагается объединить акцизы, которые платят компании, работающие с ресурсами, с налогом на ВМСБ.
Основное место в федеральном бюджете занимают косвенные налоги. В 1997-2000гг. на них приходилось от 62% до 66% общей суммы доходов федерального бюджета, а в 2001 г.-75% и в 2002г.-72% (без учёта ЕСН).
Важнейшее значение принадлежит налогу на добавленную стоимость (НДС), обеспечивающему 42-43% всех доходов бюджета. С фискальной точки зрения это исключительно эффективный налог. Принципиальное отличие НДС от налога с оборота и других форм универсального акциза состоит в том, что на каждой стадии производства и реализации товара (работ, услуг) выделяется добавленная стоимость.
В Российской Федерации НДС взимается с 1 января 1992г. Он заменил действовавшие два налога - налог с оборота и налог с продаж. Под “добавленной стоимостью” понимается оплата труда работников предприятий вместе с начислениями плюс валовая прибыль. В соответствии с Законом РФ “О внесении изменений и дополнений в налоговую систему России” от 16 июля 1992 г. налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия а бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях производства и определяемой как разница между стоимостью реализованных товаров, работ, услуг и стоимостью материальных затрат, отнесённых на издержки производства и обращения.
Акцизы также взимаются через цены товаров и услуг. Объектом обложения акцизами выступают как объём, так и стоимость реализованных подакцизных товаров (спирт этиловый из всех видов сырья, спиртосодержащая продукция ( лечебно-профилактические средства, препараты ветеринарного предназначения, парфюмерно-косметическая продукция, товары бытовой химии в аэрозольной упаковке), алкогольная продукция, пиво, табачная продукция, ювелирные изделия, легковые автомобили и мотоциклы, автомобильный бензин, дизтопливо, моторные масла для дизельных и карбюраторных двигателей, минеральное сырьё (нефть и стабильный газовый конденсат, природный газ)) в зависимости от установленных в отношении этих товаров налоговых ставок. Большие поступления обеспечивают акцизы на алкогольную продукцию, нефть и газ.
Таможенные пошлины действуют на основе Закона РСФСР “Об основах налоговой системы РФ” (декабрь 1991г.) и Таможенного кодекса РФ, принятого в середине июня 1993г. Вопросы таможенного обложения решаются Государственным таможенным комитетом РФ. Таможенные пошлины в России взимаются в соответствии с таможенным тарифом, введённым с 1 июля 1993г. в соответствии с Законом РФ “О таможенном тарифе” (с последующими изменениями).
Что касается прямых налогов, то в России важное значение принадлежит налогу на прибыль предприятий и организаций. Плательщиками налога на прибыль являются российские организации и иностранные организации, осуществляющие свою деятельность в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ. Объектом налогообложения является прибыль, получаемая налогоплательщиками.
Доходный налог с физических лиц в России действует с 1 января 1992г. (с 1 января 2001 г.- налог на доходы физических лиц). Его плательщиками выступают граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства.
Неналоговые доходы бюджетов разных уровней имеют существенные отличия от налоговых поступлений. Порядок их установления, исчисления и взимания регламентируется комплексом нормативных документов. Например, порядок перечисления средств, получаемых в порядке приватизации государственного или муниципального имущества, определяется законодательством Российской Федерации о приватизации, а взимание отдельных санкций - Гражданским и Уголовным кодексами Российской Федерации. Неналоговые доходы могут носить обязательный и необязательный характер, взиматься на добровольной и принудительной основах. У них не определены конкретные ставки, сроки уплаты, льготы и другие чисто налоговые элементы.
В структуре неналоговых доходов федерального бюджета Российской Федерации наибольшую долю составляют доходы от внешнеэкономической деятельности, а вторыми по значению являются доходы от сдачи в аренду имущества, находящегося в государственной собственности.
Резервом роста неналоговых доходов является увеличение доходов от имущества, находящегося в собственности государства, в частности, в виде дивидендов по акциям, от сдачи в аренду объектов недвижимости.
К неналоговым доходам относятся доходы от имущества, находящегося в федеральной собственности, от его продажи, доходы от реализации государственных запасов, доходы от продажи земли и нематериальных активов, поступления капитальных трансфертов из негосударственных источников, административные платежи и сборы, штрафные санкции, возмещение ущерба, доходы от внешнеэкономической деятельности, прочие неналоговые доходы, а так же безвозмездные перечисления ( нерезидентов и бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов, государственных организаций, наднациональных организаций, средства передаваемые в целевые бюджетные фонды), доходы целевых бюджетных фондов.
С 1 января 2001г. упразднены действовавшие ещё в 2000г. целевые бюджетные фонды,
При формировании доходной части федерального бюджета на 2002 г. был учтён ряд изменений, внесённых в налоговое законодательство в ходе исполнения бюджета в 2001г. и ранее.
Всего в 2008 году в федеральный бюджет поступило 4 078,7 млрд. рублей администрируемых доходов, что на 8,8% больше, чем в 2007 году.
Госдума приняла поправки в федеральный бюджет на 2010 год и плановый период до 2012 года. Они предусматривают увеличение объёма расходов бюджета на текущий год более чем на 301 млрд рублей за счёт дополнительных доходов бюджета в сумме 833 млрд рублей. Оставшаяся часть доходов будет направлена на снижение бюджетного дефицита.
150 млрд рублей из 301 будет направлено на покрытие дефицита Пенсионного фонда РФ, 82,3 млрд - на обеспечение жильем ветеранов Великой Отечественной войны. Дополнительные ассигнования предусмотрены на приобретение жилья для военнослужащих, подлежащих увольнению в нынешнем году (42,9 млрд рублей), строительство и модернизацию городских дорог (16 млрд рублей), а также на субсидирование программы по приобретению новых автомобилей взамен старых, отправляемых в утилизацию (10 млрд рублей).
Кроме того, за счет
экономии и перераспределения бюджетных
ассигнований дополнительно планируется
направить 11,4 млрд рублей на обеспечение
жильем отдельных категорий граждан, 22
млрд рублей - на пенсионное обеспечение,
4,3 млрд рублей - на региональную доплату
неработающим пенсионерам и 7,9 млрд рублей
- на увеличение с 1 сентября дополнительной
выплаты военным пенсионерам (с 240 до 1000
рублей).
11. 3. Доходы региональных
и местных бюджетов
Региональные
бюджеты - центральное звено территориальных
бюджетов. Они предназначены для финансового
обеспечения задач, возложенных на государственные
органы управления субъекта Российской
Федерации.
В современных
условиях все в большей степени региональные
органы власти призваны обеспечить комплексное
развитие регионов, пропорциональное
развитие производственной и непроизводственной
сфер на подведомственных территориях.
Значительно возрастает их координационная
функция в экономическом и социальном
развитии территорий.
В последнее
десятилетие наблюдается регионализация
экономических и социальных процессов.
Все в большей мере функции регулирования
этих процессов переходят от центральных
уровней государственной власти к региональным.
Поэтому роль региональных бюджетов усиливается,
а сфера их использования расширяется.
Через региональные
бюджеты государство активно проводит
экономическую политику. На основе предоставления
региональным органам власти средств
для увеличения их бюджетов осуществляется
финансирование промышленности, сельского
хозяйства, строительства и содержания
дорог, охраны окружающей среды. При этом
круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных
бюджетов государство осуществляет выравнивание
уровней экономического и социального
развития территорий, которые в результате
исторических, географических, военных
и других условий отстали в своем экономическом
и социальном развитии от других районов
страны. Для преодоления такой отсталости
разрабатываются региональные программы,
финансируемые из региональных бюджетов.
В соответствии с Бюджетным кодексом РФ доходы, региональных бюджетов
формируются за счет собственных и регулирующих доходов.
Собственные
доходы включают следующие региональные
налоги и сборы:
* налог на имущество предприятий;
* налог на недвижимость;
* дорожный налог;
* транспортный налог;
* налог с продаж;
* налог на игорный
бизнес;
Таким образом,
собственные доходы составляют менее
30% . Из них наиболее весомыми являются:
налог на имущество предприятий - примерно
9%, доходы от государственной собственности
- 1,1%, доходы от продажи принадлежащего
субъектам РФ имущества - 1,5%, поступления
от целевых бюджетные фондов - 2,8%.
Основные направления
использования средств региональных бюджетов:
* обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
* обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
* проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
* региональные
лицензионные сборы.
К собственным
доходам относятся также доходы от использования
имущества, находящегося в собственности
субъектов РФ, и доходы от платных услуг,
оказываемых бюджетными учреждениями,
находящимися в ведении органов государственной
власти субъектов РФ.
Регулирующие
доходы включают отчисления от федеральных
налогов и сборов, распределенных к зачислению
в бюджеты субъектов Российской Федерации
по нормативам, определенным федеральным
законом о федеральном бюджете на очередной
финансовый год, а также дотаций, субвенций,
субсидий и трансфертов, полученных за
счет средств федерального бюджета.