Бюджетное финансирование целевых инвестиционных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного финансирования целевых инвестиционных программ.

Задачи моей работы:

- раскрыть понятие и сущность целевых программ;

- охарактеризовать бюджетное финансирование этих программ;

- рассмотреть проблемы бюджетного финансирования целевых инвестиционных программ и выявить способы их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ.
1.1. Сущность целевых инвестиционных программ, их виды 4

1.2. Порядок принятия решения о разработке программы 6

2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ЗА 2008-2009 ГОДЫ.

2.1. Анализ финансирования программ за счет средств федерального бюджета 10

2.2. Софинансирование федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований 11

2.3. Оценка эффективности реализации ФЦП за 2009 год 13

3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОЛННЫХ ПРОГРАММ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Приложения 25

Файлы: 1 файл

Бюдж система.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

    - недостаточно соблюдается необходимая последовательность реализации программных мероприятий, определение размеров государственной поддержки на эти мероприятия каждый год начинается заново, с формированием очередного федерального бюджета. При этом, естественно, трудно выдержать подход к программе как к целостной, взаимоувязанной системе мероприятий. Правда, для финансирования выбираются мероприятия из программ, являющиеся результатом системной проработки всего круга региональных проблем, но от этого они не перестают быть лишь отдельными элементами программы, а их взаимосвязь и необходимая последовательность осуществления не всегда адекватно учитываются;

    - не обеспечивается необходимая степень координации всех осуществляемых на территории одного региона ФЦП, так как в ряде отраслевых программ задания и средства на их осуществление не распределены по регионам, а взаимодействие государственных заказчиков этих программ с региональными администрациями отлажено не во всех регионах;

    - в практике разработки и реализации ФЦП недостаточно используются возможности, заключенные в органическом сочетании рыночных механизмов и методов государственного регулирования.

    Несмотря  на эти недостатки, федеральные целевые  программы пользуются большой популярностью  в регионах, о чем свидетельствует  непрекращающийся поток обращений  из регионов в Правительство с просьбами принять решения о разработке федеральных программ для этих регионов. И дело здесь не только в упованиях на дополнительную поддержку государства, хотя, конечно, и это имеет место. Гораздо более важным является то, что все большее число региональных руководителей хорошо поняли, что при всех издержках применения программно-целевого метода, федеральные программы регионов дают возможность привлечь отечественных и иностранных инвесторов к решению коренных проблем экономики региона, пользуясь наличием утвержденной Правительством программы как “флагом”, подтверждающим серьезность намерений федеральных и региональных органов власти. И, кроме того, даже процесс подготовки Программы, еще до ее утверждения, дает руководству региона возможность системного взгляда на проблемы региона, возможность построить собственную программу действий не на месяц и не на год с неизбежно ограниченными целями, а на гораздо более значительный период и, соответственно, поставить более радикальные цели, достижение которых обеспечило бы и коренное улучшение ситуации в региональной экономике и социальной сфере.

    Количественная  оценка эффективности реализации ФЦП  регионов весьма затруднена сейчас тем, что, несмотря на большое их количество и накопленный разнообразный опыт, процесс их реализации, по существу, находится на начальном этапе. Тем не менее, практически по каждой программе (кроме, естественно, только что принятых) есть некоторые реальные результаты в виде осуществленных программных мероприятий.

    На  предстоящий период основные усилия предстоит направить не столько на разработку новых программ развития регионов, сколько на реализацию уже разработанных и принятых. В связи с этим наибольшее значение приобретает решение практических проблем осуществления региональных программ, связанных с необходимостью преодоления выявившихся недостатков и использования накопленного положительного опыта.

    Большие трудности для решения представляет проблема поиска конкретных источников финансирования, так как федеральный  бюджет может и должен обеспечивать только часть потребности в финансовых ресурсах, необходимых для реализации программ.

    Вместе  с тем выработанные и практически  реализуемые сейчас Правительством Российской Федерации меры по стабилизации социально-экономического положения  в стране позволяют рассчитывать на то, что они благоприятно скажутся и на реализации федеральных целевых программ. Эти меры касаются оздоровления финансов предприятий, снижения налоговой нагрузки на производителей, а также целевого финансирования предприятий ряда отраслей реального сектора в расчете на значительный и быстрый эффект. Все это позволит изменить хозяйственную конъюнктуру в стране за счет увеличения оборотного капитала на предприятиях, что, в свою очередь, создаст реальные предпосылки для расширения инвестиционной деятельности.

    В федеральном бюджете предусматривается  четко отделить текущие расходы  от инвестиционных . Все инвестиционные ресурсы будут включены в Бюджет развития.

    Минэкономики  России считает необходимым сохранить  в федеральном бюджете государственную поддержку федеральных целевых программ экономического и социального развития регионов, несмотря на ограниченные возможности федерального бюджета, что связано с их нацеленностью на решение стратегических задач реформирования региональной экономики.

    Даже  небольшие размеры федеральной  поддержки позволяют привлечь дополнительные средства отечественных и зарубежных инвесторов и создают стимул для  региональных властей заниматься стратегическим планированием социально-экономического развития своих регионов

    При определении форм и объемов государственной  поддержки реализации федеральных  программ необходим строгий отбор  приоритетных инвестиционных проектов. Из числа производственных объектов, выдвигаемых на государственную  поддержку, предпочтение должно отдаваться тем из них, которые способны обеспечить наибольшую экономическую и прежде всего бюджетную эффективность, в наибольшей мере способствовать решению ключевых для того или иного региона проблем и, тем самым, существенно повлиять на всю социально-экономическую ситуацию в регионе. Приоритетной государственной поддержки заслуживают те проекты, где она может дать наибольший мультиплицирующий импульс привлечению средств частных инвесторов, крупного корпоративного капитала, иностранных инвестиций.

    При использовании Бюджета развития и вообще в реализации инвестиционной политики требуется усилить региональный аспект, учитывать значимость отбираемого для государственной поддержки инвестиционного проекта для решения не только отраслевых, но и региональных проблем.

    В связи с ростом требований к инвестиционным проектам, претендующим на ту или иную форму государственной поддержки, необходимым условием реализации федеральных  целевых программ является усиление работы государственных заказчиков программ, администраций регионов и заинтересованных хозяйствующих субъектов по повышению обоснованности инвестиционных проектов, доведению уровня проектной документации до международных требований.

    Вместе  с тем важнейшей остается задача поиска внебюджетных источников финансирования по каждой программе. Оптимальным решением проблем финансирования программ будет достижение такого положения, при котором само осуществление мероприятий программы (после определенного начального периода, когда требуется привлечение инвестиций из центра и других внешних источников) способствует образованию источников накопления инвестиционных ресурсов для дальнейшего развития программы. Накапливая инвестиционные ресурсы в процессе реализации быстро окупаемых программных мероприятий, необходимо направлять их на объекты более долговременного, стратегического характера, позволяющие добиться существенного перелома ситуации в регионе.

    Для успеха программ важно решение проблемы постоянной взаимной координации региональных программ с отраслевыми программами, осуществляемыми на территории.

    Региональные  программы не должны сводиться только к набору инвестиционных проектов, на осуществление которых запрашиваются  средства из федерального бюджета. Все  более актуальными становятся, во-первых, проблемы определения других форм и конкретных мер федеральной экономической политики по отношению к региону, в котором осуществляются федеральные региональные программы и, во-вторых, проблема оптимального сочетания методов государственного и рыночного регулирования.

    Реализация  целевых программ в существенной степени зависит от обоснованности и эффективности оперативных решений, принимаемых на основании анализа хода выполнения программных мероприятий.

    В этой связи необходимо усовершенствовать  систему контроля за реализацией  федеральных целевых отраслевых программ в региональном разрезе и программ развития регионов.

    При этом собирается и анализируется  информация о ходе реализации как  федеральных программ развития регионов, так и федеральных программ развития отраслей в региональном разрезе. Эта информация используется при составлении прогнозов социально-экономического развития страны, проектов федерального бюджета на очередной год, при принятии решений о государственной поддержке того или иного региона, при учете поступления финансовых средств в регионы по различным каналам, что важно для составления сводных балансов финансовых ресурсов регионов и упорядочения всей системы государственной поддержки регионов.

    Мониторинг  реализации утвержденных Правительством Российской Федерации федеральных целевых программ должен показать степень влияния данных программ на изменение социально-экономической ситуации в конкретных регионах, эффективность принимаемых программных мер, адекватность методов и форм реализации мероприятий социально-экономическим, природным и иным особенностям регионов.

Заключение 

     Подводя итоги курсовой работы, можно сделать следующие выводы.

     Одно  из главных звеньев в бюджетной системе – это финансовое обеспечение направлений бюджетной политики по выполнению задач и функций, возложенных на органы власти. В соответствии с бюджетной политикой и функциями государства формируется система бюджетных расходов по направлениям использования бюджетных средств на основе росписи функциональной бюджетной классификации.

     Бюджетное финансирование,  одна из самых значимых и актуальных тем на сегодняшний день не только в разделе финансов, но и для всего экономического устройства государства, т. к. экономический уровень развития страны держится на объемах и эффективности его государственного финансирования.

     Действие  целевых программ имеет государственное  значение, на данном этапе все целевые  программы рассчитаны на долгосрочный период, что объясняется их важность и  приоритетностью. С их помощью  государство пытается  улучшить качество жизни всего населения страны, поднять инвестиционную привлекательность в регионах, привлечь иностранный капитал,  и улучшить социально-экономическое положение России не только в рамках государства, но и в  глазах мирового сообщества.

     Следует также сказать, что государственная система по подготовке и реализации целевых программ требует значительных  изменения. Несмотря на то, что за последние годы было много сделано для решения этого вопроса, целевые деньги уходят не по назначению, мало денег выделяется из бюджета  на полную реализацию программ, что приводит к свертыванию и невыполнению многих целей и задач  целевых программ. 
 

Список  литературы 

  1. Бюджетный кодекс РФ.
  2. Постановление Правительства Мурманской области от 15.10.2007 №482-ПП.
  3. Рыночная экономика и финансово-кредитные отношения, РГСУ ИЭиУ, выпуск 11.
  4. Абанкина И.В., Бюджетное финансирование образовательных учреждений: структура и источники денежных средств, «Федеральные отношения и социальная политика», 2009 г., №7
  5. Александров И.М. Бюджетная система РФ, Дашков и К, 2007.
  6. Афанасьев М.П. Бюджет и бюджетная система, Юрайт, 2010.
  7. Годин А.М. Бюджетная система РФ, Дашков и К, 2009.
  8. Городецкий Д. Концепция бюджетной сбалансированности, Экономист, 2008.
  9. Денисова И.П.  Бюджетная система РФ, Феникс, 2009.
  10. Ермасова Н.Б.  Бюджетная система РФ, Феникс,2009.
  11. Игонина Л.Л. Инвестиции, Экономистъ, 2006.
  12. Ковалев В.В. Финансовый анализ: методы и процедуры, Финансы и статистика, 2005.
  13. Коровкина Е.Б. О доходах и расходах федерального бюджета, Финансы, № 8, 2004.
  14. Кочкаров Р.А. Целевые программы. Инструментальная поддержка, Финансовая академия при Правительстве РФ, 2007.
  15. Любовный В.Я. Целевые программы развития регионов, МОНФ, 2009.
  16. Метовченко В.П. Финансы, Дашков и К, 2007.
  17. Нешитой А.С. Бюджетная система РФ, Дашков и К, 2008.
  18. Парыгина В.А. Бюджетная система РФ, Феникс, 2008.
  19. Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы, ЮНИТИ - дана, 2008.
  20. Поляк Г.Б. Территориальные финансы, ЮНИТИ - дана, 2008.
  21. Поляк Г.Б. Бюджетная система России, ЮНИТИ - дана, 2007.
  22. Потапов Л. Финансовый механизм саморазвития региона, Экономист, 2000.
  23. Романовский М.В. Бюджетная система РФ, Юрайт, 2008.
  24. Тедеев А.А. Бюджетная система России, Эксмо, 2009.
  25. Фролова Н.К. Инвестиции в регионы – важнейший фактор финансово-экономического роста и стабильности, Финансы, № 1, 2008.
  26. http://fcp.economy.gov.ru – федеральные целевые программы России.
  27. www.minpromtorg.gov.ru – министерство промышленности и торговли Российской Федерации.
  28. www.gov-murman.ru – правительство Мурманской области. Официальный портал органов исполнительной власти.
  29. http://economics.gov-murman.ru - Министерство экономического развития Мурманской области. Тематический сайт по вопросам социально-экономического развития Мурманской области.

Информация о работе Бюджетное финансирование целевых инвестиционных программ