Учет целевого финансирования в ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы являются определение и классификация направлений целевого финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве (и в частности, в КП «Макеевтеплосеть»), раскрытие проблемных вопросов по налогообложению и учету, а также путей их решения, усовершенствования методологии бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с поставленной целью рассмотрены порядок налогообложения разных видов бюджетного целевого финансиро¬вания налогом на прибыль и налогом на добав¬ленную стоимость; отражение доходов от соот¬ветствующих видов целевого финансирования в бухгалтерском учете; отражение в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного целевого финансирования.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать)


ВВЕДЕНИЕ

 

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) - это отрасль, предприятия которой получают более всего разных видов целевого финансирования из бюджета. Прежде всего это касается жилищно-коммунальных предприятий (ЖКП), которые предоставляют услуги населению, предприятий по обслуживанию жилья, по тепло-, газо-, водоснабжению и водоотводу.

На сегодняшний день существует некоторая законодательная неопределенность понятий видов целевого финансирования. Это ведет к разночтениям в определении порядка налогообложения целевого финансирования предприятий ЖКХ.

Методология   бухгалтерского   учета   доходов ЖКП от целевого финансирования также окончательно не определена, поэтому в работе будут рассмотрены вопросы налогового и бухгалтерского чета такого финансирования.

В данной курсовой работе будут рассмотрены теоретические  и практические аспекты относительно ведения бухгалтерского учета целевого финансирования, его методологии  и налогового учета.

Целью работы являются определение и классификация направлений целевого финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве (и в частности, в КП «Макеевтеплосеть»), раскрытие проблемных вопросов по налогообложению и учету, а также путей их решения, усовершенствования методологии бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с поставленной целью рассмотрены   порядок   налогообложения разных видов бюджетного целевого финансирования налогом на прибыль и налогом на добавленную стоимость; отражение доходов от соответствующих видов целевого финансирования в бухгалтерском учете; отражение в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного целевого финансирования.

Задачи работы: закрепить  изученный материал с помощью  дополнительного анализа литературных источников, проработать выбранную  тему работы.

Актуальность данной темы работы обусловлена тем, что проблема целевого финансирования, затрагивает почти каждого потребителя жилищно-коммунальных услуг. Человек не может нормально существовать без предоставляемых ему жилищно-коммунальных услуг и поэтому такая проблема должна не просто решаться, а решаться с наибольшей эффективностью. Необходимо понимать, что стабильное развитие любой страны, в том числе и Украины, должна опираться на теоретические основы и мировой опыт других стран в таких вопросах.

При работе над данной темой была использована научная экономическая, финансовая, учетная и другая литература ведущих специалистов Украины, России и Зарубежья, перечень работ, которых приведен в конце данной работы.

Добавить содержание курсовой работы: Курсовая работа состоит  из трех разделов…..

В первом разделе рассмотрено……..

Во втором разделе  рассмотрено………

В третьем разделе  рассмотрено………

 

 

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЙ АСПЕКТ УЧЕТА  ЦЕЛЕВОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ

 

1.1 Целевое финансирование и целевые поступления

 

К целевому финансированию и целевым поступлениям относятся средства, поступающие в распоряжение предприятия на осуществление целевых мероприятий, и которые не связаны с формированием его собственных оборотных средств. Целевой характер данных поступлений обусловливает необходимость их отдельного учета, а также контроля над использованием.

Целевое финансирование может выделяться предприятию на осуществление следующих хозяйственных  операций и видов работ:

    • содержание детских учреждений и жилищного фонда;
    • подготовку кадров;
    • выполнение научно-исследовательских работ;
    • осуществление капитального строительства;
    • проведение мероприятий социальной защиты населения;
    • изобретательство и рационализацию и др.

Средства целевого финансирования могут поступать на предприятие  в виде:

  • ассигнований из бюджета и внебюджетных фондов;
  • грантов;
  • жилищных субсидий;
  • целевых взносов и поступлений юридических и физических лиц;
  • гуманитарной помощи;
  • дотаций на строительство и осуществление мероприятий социальной защиты населения.

Целевые средства должны использоваться только по назначению и в соответствии с установленными сметами.

Хотя полученное финансирование можно рассматривать в качестве дохода предприятия, но его признание  и отражение в учете имеют  некоторые особенности, связанные  с таким принципом бухгалтерского учета, как соответствие доходов и расходов. Кроме того, отражение в учете операций по формированию и использованию целевых средств зависит от вида и характера финансируемых операций.

Жилищно-коммунальное хозяйство, главным образом, получает целевое финансирование из бюджета, причем это отрасль, предприятия которой получают или не больше всего разных видов целевого финансирования.

В МСБУ 20 государственные гранты определенны как помощь государства в форме передачи ресурсов предприятию в обмен на прошлое или будущее соблюдение определенных условий и отмечено, что их могут называть по-другому — например, дотациями, субсидиями или премиями. То есть целевое финансирование из бюджета в жилищно-коммунальном хозяйстве может рассматриваться как государственные гранты.

В международных стандартах выделяют гранты, связанные с активами (в ЖКГ это, главным образом, финансирование капитальных вложений) и гранты, связанные с доходом (в ЖКГ это субсидии, льготы, дотации, средства на подготовку к зиме и тому подобное).

За целью и назначением государственного целевого финансирования в ЖКГ его можно разделить на два вида:

1) финансирование, связанное с государственной регуляцией цен, — дотации, адресные субсидии малообеспеченным категориям граждан, возмещения льгот, отдельным категориям граждан;

2) финансирование, предоставленное с целью финансовой поддержки в целях других, чем государственная регуляция цен, на ремонт основных средств, на подготовку к осенне-зимнему периоду, целевое финансирование капитальных вложений, субвенции, и тому подобное.

Дотацию в разных словарях определяют по-разному:

  • ассигнование из бюджета на покрытие плановых убытков;
  • государственная выплата, которую предоставляют в безвозвратном порядке;
  • денежные средства, которые предоставляются без возвращения из державного бюджета дл я компенсации превышения расходов над доходами предприятий, организаций.
  • ассигнование из государственного бюджета, доплата, материальная помощь; различают дотацию предприятиям, в которых расходы превышают выручку, и бюджетам низшего уровня;
  • государственная помощь гражданам и организациям для покрытия убытков или вторых целей; сумма денежных средств, которая выделяется из бюджета предприятиям, в которых расходы не покрываются доходами, а также в поддержку относительно низких розничных цен на отдельные товары.

Нужно отметить, что почти во всех определениях речь идет о государственной помощи предприятиям, поскольку дотации за своим экономическим содержанием — это помощь предприятиям, а не отдельным гражданам. Помощь гражданам вспоминается только в одном российском словаре, то есть в словаре другого государства, но в нашем законодательстве случается такое понятие, как дотации физическим лицам.

Также налоговые органы иногда трактуют дотации как два разных понятия — дотации на покрытие убытков предприятий ЖКХ или дотации на покрытие разницы в тарифах на жилищно-коммунальные услуги, и в зависимости вот этого определяют порядок налогообложение дотаций.

Относительно помощи бюджетам низшего уровня для жилищно-коммунального хозяйства, то в нашей стране такую помощь определяют чаще как субвенции. Также дотации предприятиям ЖКХ предоставляются из местных бюджетов.

Можно отметить, что доход жилищно-коммунальных предприятий от предоставления услуг населению (доход ЖКП) составляется из поступлений в оплату услуг по тарифу и дотаций из бюджета, то есть:

Доход ЖКП = Тариф населения + Дотация.

Субсидия — помощь, преимущественно в денежной форме, которая предоставляется державою за счет средств государственного бюджета местным органам власти, юридическим и физическим лицам, вторым державам; по вторым источникам, вид помощи, обычно денежной, что предоставляется государством или учреждение; что предоставляет государство определенному лицу (физическому, юридическому).

Субсидии в жилищно-коммунальном хозяйстве предоставляются не предприятиям, а отдельным гражданам, за счет бюджетных средств путем перечисления этих средств соответствующим предприятиям жилищно-коммунального хозяйства.

Субсидии предоставляются малообеспеченным категориям граждан, в которых уровень обеспеченности ниже установленного законодательного предела. Субсидии предоставляются на определенный срок по предоставлению квартиросъемщиков. В некоторых государствах субсидии выплачиваются непосредственно гражданам и на основе вторых критериев. Например, в села субсидии предоставляются непосредственно гражданам на основании нормы обеспеченности жильем на семью соответствующего размера. То есть семья, какая нуждается в четырехкомнатной квартире, получает субсидию для оплаты такой квартиры, а после этого может нанимать квартиру более малую и использовать сэкономленные деньги на другие цели. В нашем государстве с целью обеспечения поступления предоставленных гражданам субсидий по целевому назначению субсидии, как и льготы, платятся путем перечисления средств соответствующим жилищным и коммунальным предприятиям. Это приводит к соответствующему порядка налогообложения обозначенных поступлений, который будет рассмотрен дальнейшее.

Нужно отметить также, что информация о предоставленных субсидиях поступает к жилищно-коммунальным предприятиям часто со значительным опозданием, которое приводит к усложнению методологии бухгалтерского и налогового учета.

Предоставление субсидий малообеспеченным гражданам является более социально справедливым, чем дотирование всех граждан без исключения. В первые годы действия программы жилищных субсидий их получали свыше 20 % семей, в настоящее время получает в среднем около 10% семей. В 2003—2004 гг. каждый месяц в среднем назначались субсидии больше чем 200 тыс. семей на сумму 8—10 млн грн. Нужно отметить, что процент семей, которые получают субсидии, снижается, что вызвано, в частности, большими темпами роста заработной платы чем тарифов на ЖКП (Приложение 5).

Субвенция — вид государственной финансовой помощи местным органам власти или отдельным отраслям хозяйства, которое предоставляется (в отличие вот дотаций) на определенные цели.

Согласно Бюджетному кодексу  Украины субвенции — это межбюджетные трансферты для использования на определенную цель в порядке, определенном тем органом, который принял решение о предоставлении субвенций [1].

На сегодняшний день существует некоторая законодательная неопределенность этих понятий (например, субсидии называют дотациями гражданам или употребляют такое понятие, как «дотации физическим лицам»). Это ведет к разночтениям в определении порядка налогообложения целевого финансирования предприятий ЖКХ.

Субсидии и льготы предоставляются в составе тарифа на оплату жилищно-коммунальных услуг путем перечисления денежных средств соответствующим ЖКП. Субсидии предоставляются малообеспеченным категориям граждан, льготы - ветеранам войн, военнослужащим, судьям, следователям прокуратуры, гражданам, пострадавшим от Чернобыльской катастрофы, и т. п. (Приложение 4)

Дотации предоставляются для покрытия убытков ЖКП, поскольку установленные государством тарифы пока что не окупают всех затрат ЖКП.

Все другие виды целевого финансирования предоставляются на определенные цели, но они не связаны с государственным регулированием цен в отрасли.

Указанные цели и порядок предоставления соответствующих видов целевого финансирования предопределяют порядок их налогообложения и учета.

Синтетический учет средств  целевого финансирования ведется на счете 48 "Целевое финансирование и целевые поступления". По кредиту  данного счета отражаются поступившие суммы, а по дебету - списание средств по мере признания их доходами отчетного периода на счета 718 "Доход от безвозмездно полученных оборотных активов", 719 "Прочие доходы операционной деятельности", 746 "Прочие доходы от обычной деятельности". Сальдо на данном счете - по кредиту.

Определенные особенности  имеют отражение и использование  средств целевого финансирования на мероприятия, расходы по которым  будут формироваться в течение  длительного периода (финансирование капитальных инвестиций, научно-исследовательских работ и т.п.). По принятой методологии поступившие целевые средства включаются в состав доходов будущих периодов по счету 69 "Доходы будущих периодов", с которого будет осуществляться постепенное их списание в сумме произведенных расходов.

Информация о работе Учет целевого финансирования в ЖКХ