Учет целевого финансирования в ЖКХ

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа

Краткое описание

Целью работы являются определение и классификация направлений целевого финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве (и в частности, в КП «Макеевтеплосеть»), раскрытие проблемных вопросов по налогообложению и учету, а также путей их решения, усовершенствования методологии бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с поставленной целью рассмотрены порядок налогообложения разных видов бюджетного целевого финансиро¬вания налогом на прибыль и налогом на добав¬ленную стоимость; отражение доходов от соот¬ветствующих видов целевого финансирования в бухгалтерском учете; отражение в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного целевого финансирования.

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 315.50 Кб (Скачать)

• централизован учет долгов по всему городу;

• сокращение сроков прохождения оплаты за жилищно-коммунальные услуги;

• экономия средств предприятий на ведение расчетов;

• создание общегородского архива платежных документов.

Можно определить также определенные недостатки существующей системы:

• бывает затрудненно поиск квитанций при их потери;

• не реализована в достаточной степени сетевая обработка, при которой вся необходима информация о расчетах из квартиросъемщиками передавалась бы на предприятия ЖКГ и в ОСББ не только в бумажном, но и в электронном виде для оперативного учета задолженности, пересчета платежей и формирование отчетности.

Считается, что наиболее прогрессивным, удобным для населения и предприятий ЖКГ способом компьютерной обработки информации в отрасли является обработка всех платежей и расчетов централизовано на уровне города с обеспечением предприятий ЖКГ необходимой информацией относительно каждого квартиросъемщика в электронном виде.

Компьютеризация бухгалтерского учета, применения современных информационных технологий, необходимые в системе управления предприятием. Для жилищно-коммунального хозяйства это особенно необходимо при большом количестве получателей услуг и платежей из каждого из них.

Определенно, что прогрессивной системой автоматизации учета в ЖКГ является ведение учета с использованием ПК на кожному предприятии с внедрением единственной для всего города автоматизированной системы расчетов за ЖКУ. Раскрытие такой системы на примере Главного информационно-вычислительного центра города Киева позволило определить ее преимущества в плане оперативности обработки и прохождения платежей, достоверности, полноты и многоплановости информации, сокращения расходов предприятий. Как путь последующего усовершенствования такой системы компьютеризации учета в отрасли предложен обеспечения предприятий ЖКГ необходимой информацией относительно каждого квартиросъемщика в электронном виде.

 

3.3 Обзор основных проблем функционирования ЖКХ и пути их решения в условиях кризиса

 

Жилищно-коммунальное хозяйство - это отрасль экономики, которая имеет важное социальное значение: услуги предприятий отрасли предоставляются как по месту жительства, так и по месту работы и отдыха людей, они направлены на удовлетворение первоочередных потребностей населения и жизненно необходимы  людям; от уровня жилищно-коммунальных услуг, состояния, жилищных домов, тепловых, водопроводных, канализационных сетей зависит не только удобство обитания, а иногда — здоровье и жизнь людей. Поэтому обеспечение эффективного функционирования предприятий жилищно-коммунального хозяйства является одним из важнейших заданий в каждой стране.

В условиях всемирного кризиса  происходит снижение деловой активности, спад производства, рост цен на продукцию, снижение платежеспособности потребителей. Особо это касается убыточных отраслей. На сегодняшний момент в литературе широко освещаются возможные решения проблем жилищно-коммунального хозяйства.

Перед жилищно-коммунальным хозяйством Украины в условиях всемирного финансового кризиса обостряется  целый ряд проблем, решение которых позволит улучшить работу в отрасли, обеспечить повышение качества услуг с одновременным доведением их стоимости к социально и экономически обоснованным значениям.

На начало марта 2009 года убыточно работает 44,4% предприятий  предоставления коммунальных  услуг.

С начала финансового  кризиса цены на жилье, воду, электроэнергию, газ и другие виды топлива, повысились на 28,2%, в том числе плата за канализацию – на 45,1%, водоснабжение  – на 40,6%, квартиру – на 35,7%, горячую  воду, отопление, – на 30,7%.

По мнению ученого  Кочегарова А.Д., большинство программ развития и возобновления отрасли, осуществляемые в последние годы, ориентировались на решение таких  основных задач: демонополизация отрасли, формирование рыночных механизмов, создание обществ совладельцев жилья, совершенствование управления, привлечение в сферу дополнительных инвестиционных ресурсов, снижение энергозатратности и т.д. Но большинство разработанных программ реформирования отрасли не были реализованы полностью или частично. В условиях кризиса происходит ухудшение общего состояния отрасли по большинству критериев. Становится невозможным привлечение инвестиций, техническое переоснащение отрасли, дорогостоящие разработки новых источников энергоресурсов и т.д. Таким образом, решения лежат не столько в технической, сколько в организационной и социально-экономической плоскостях. Любой эффективный механизм должен быть комплексным, когда нем органично взаимодействуют экономические, финансовые, организационные, информационные и технические элементы.

Финансовую ответственность  за низкую эффективность использования  энергии в ЖКХ несут население  и государство. Государство и  органы местного самоуправления  должны отвечать за эффективность систем энерго- и водоснабжения вплоть до жилого дома. Население должно нести ответственность за эффективность использования ресурсов в жилых домах.

Необходимо осуществить  переход от дотаций на компенсацию  убытков коммунальных компаний к  дотациям на компенсацию разрыва  в уровне эффективности. Правительство  должно установить четкие нормативы и стандарты предоставления услуг.

Бюджетные компенсации  должны выделяться строго в соответствии с этим графиком. Бюджетные трансферты должны использоваться в качестве инструмента  воздействия на уровень эффективности  и издержек ЖКХ. Часть полученной бюджетной экономии на определенный срок должна остаться в распоряжении бюджетополучателя и использоваться на цели материального поощрения, развития, дальнейшего снижения затрат или обслуживания займов. Введение такого механизма мотивирует министерства  к отбору максимально эффективных поставщиков услуг. Для его реализации потребуется сплошная паспортизация и аттестация объектов жилищно-коммунального хозяйства, систематический мониторинг их эффективности и функциональной готовности. В практике бюджетного финансирования услуг ЖКХ должно быть предельно ясно, что бюджет временно платит за низкую эффективность систем производства, транспортировки и распределения энергоресурсов и воды.

Таким образом, появится надежная информация об их реальных значениях. Появится необходимость реализации программ по снижению издержек, программ повышения энергетической эффективности. Органы управления всех уровней власти будут мотивированы к снижению бюджетных расходов на компенсацию низкой эффективности и тщательному мониторингу результативности соответствующих мер.

Наиболее остро стоит вопрос о дебиторской задолженности  перед предприятиями жилищно-коммунального  хозяйства. Должниками являются предприятия  и население. Задолженность населения  по оплате жилищно-коммунальных услуг в феврале 2009р. в сравнении с декабрем 2008р. увеличилась на 10,4% и на начало марта 2009р. составляла 9608,3 млн. грн., средний срок задолженности населения за все услуги составлял 2,7 месяца.

Рис. 3.1 – Состояние оплаты ЖКУ  в 2008-2009 годах

 

В феврале этого года имели долг за 3 месяца и больше: за централизованное отопление и горячее водоснабжение  – 33,9% владельцев лицевых счетов, вывоз  бытовых отходов, – 27,0%, содержание домов и сооружений и придомовых территорий – 25,6%, централизованное водоснабжение и водоотвод – 22,5%, газоснабжение – 21,3%.

В настоящее время для того, чтобы  признать в бухгалтерском учете  дебиторскую задолженность безнадежной, не требуется документального подтверждения. Достаточно, чтобы было выполнено  одно из условий: истек  срок исковой давности (3 года) и  существует уверенность в том, что должник не погасит свою задолженность. Таким образом, задолженности неплательщиков просто списываются, а следовательно, повышается убыточность отрасли.

В настоящее время в Украине практикуется отключение от систем водоснабжения и водоотведения злостных неплательщиков. Хотя это непопулярный метод, он дает результаты – должники стали оплачивать многолетние долги. Но это только усиливает социальное напряжение. Более приемлемый способ – предложить абоненту заключить договор на реструктуризацию долга, руководствуясь Законом Украины "Про реструктуризацію заборгованості за надані послуги з утримання будинків споруд та при будинкових територій і комунальні послуги, що утворилися станом на 1 грудня 2006 року". Согласно Закону о реструктуризации, абонент, имеющий задолженность, имеет право заключить с коммунальным предприятием договор на поэтапное погашение долга сроком до 60 месяцев.

Актуальным является вопрос о субсидировании. В январе – феврале  2009 года субсидии для возмещения расходов на оплату жилищно-коммунальных услуг предназначались 90,1 тыс. семьям, что составляет 84,0% от общего количества семей, которые обратились за субсидиями. Но при действующей системе государственной помощи на оплату жилищно-коммунальных услуг, предприятия данной отрасли фактически выполняют функцию социальных служб, поскольку финансирование из бюджета поступает несвоевременно и не в полном объеме. В связи с этим целесообразно выплачивать субсидии непосредственно гражданам.

 

ВЫВОДЫ

 

Реформирование бухгалтерского учета в Украине по международным стандартами вызывает необходимость разработки методологических принципов учета разных видов экономической деятельности с учетом их особенностей и проблемных вопросов. Реформирование жилищно-коммунального хозяйства как одного из самых сложных для рыночных превращений секторов экономики приводит к значительным методологическим проблемам, в том числе в учете, который делает необходимым и актуальным заданием научной разработки вопросов, связанных с усовершенствованием методологии бухгалтерского учета в отрасли как одной из функций управления.

Учет требований бухгалтерского учета, усовершенствования его методологии позволит принимать обоснованные решения относительно развития экономики, которая особенно касается жилищно-коммунального хозяйства.

Исследования экономики жилищно-коммунального хозяйства и учета в нем дало возможность разработать ряд положений и предложений относительно улучшения методологии учета и решения связанных с ней экономических проблем отрасли.

Жилищно-коммунальное хозяйство — важный вид экономической деятельности, специфика которого определяет особенности учета и необходимость его совершенствования для повышения эффективности деятельности предприятий ЖКГ. Трансформация отношений собственности в жилищном секторе, приватизация сырья привела к неопределенности вопросов собственности на жилье и управление им. Введение института управителя жилого дома, разграничения функций управления и обслуживания жилых домов, есть важным шагом для решения этих вопросов, но для окончательного решения необходим учет требований бухгалтерского учета.

Определенно специфику расходов и доходов предприятий ЖКГ, сформулированы предложения относительно путей уменьшения расходов, покрытия расходов, доходами, борьбы с должниками. Обоснованности целесообразность предоставления населению субсидий и отдельных льгот, определенно условия отказа от дотаций, определенно проблемные вопросы налогообложения и учета отмеченных специфических доходов предприятий ЖКГ.

Учет целевого финансирования является значительным и методологически окончательно не определенным участком учета в жилищно-коммунальном хозяйстве. Законодательная неопределенность! понятий и порядка налогообложения целевого финансирования, методологические проблемы в бухгалтерском учете делают рассмотренные в статье вопросы особенно актуальными.

В работе предложена группировка различных направлений целевого финансирования в ЖКХ по целям их предоставления и порядку налогообложения и учета. Рассмотрены проблемные вопросы налогообложения и их решение на сегодняшний день, предложена методология бухгалтерского учета дотаций, субвенций, финансирования ремонтов, капитальных вложений и других видов целевого финансирования, приведены примеры бухгалтерских записей и расчетов.

Предложенная методология бухгалтерского и налогового учета будет способствовать облегчению и повышению эффективности работы бухгалтеров жилищно-коммунального хозяйства.

Для эффективного управления необходимо определение концептуальных принципов и особенностей учета у отрасли, проблемных вопросов методологии учета и отчетности и путей их решения.

Определены особенности и проблемы учета в жилищно-коммунальном хозяйстве, в частности:

• большое количество направлений целевого финансирования;

• наличие льготы из НДС за отдельными операциями;

• трудоемкость расчетов при большом количестве потребителей и разнообразие платежей;

• специфичность отображения у учета движения жилищного фонда, в том числе приватизированных квартир, начисление амортизации на жилые дома и объекты внешнего благоустройства;

• наличие специфических участков учета и хозяйственных операций: предоставление в аренду коммунального имущества, расчеты за обслуживание внутридомовых сетей, транзитные поступления, в жилищных организациях и другие.

Одной из наибольших проблем учета есть существующий налоговый учет, относительно которого раскрыты основные недостатки, определены основные проблемные вопросы, обоснованно необходимость адаптации налогового учета к проблемам бухгалтерского учета и предложены направления согласования налогового и бухгалтерского учета.

Применение современных информационных технологий для жилищно-коммунального хозяйства особенно необходимо при большом количестве получателей услуг и платежей из кожного из них. Определены возможности и проблемы компьютеризации учета в жилищно-коммунальном хозяйстве, какие связаны как с программно-аппаратными средствами, так и из недостаточностью средств у предприятий ЖКГ и постоянными изменениями в законодательстве, предложено совершенствование системы автоматизации учета с централизованной обработкой платежей и ведением расчетов за жилищно-коммунальные услуги на уровне города при полной или частичной компьютеризации учета на предприятиях ЖКГ.

Информация о работе Учет целевого финансирования в ЖКХ