Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 18:54, курсовая работа
Целью работы являются определение и классификация направлений целевого финансирования в жилищно-коммунальном хозяйстве (и в частности, в КП «Макеевтеплосеть»), раскрытие проблемных вопросов по налогообложению и учету, а также путей их решения, усовершенствования методологии бухгалтерского и налогового учета. В соответствии с поставленной целью рассмотрены порядок налогообложения разных видов бюджетного целевого финансиро¬вания налогом на прибыль и налогом на добав¬ленную стоимость; отражение доходов от соот¬ветствующих видов целевого финансирования в бухгалтерском учете; отражение в бухгалтерском и налоговом учете бюджетного целевого финансирования.
Все другие средства целевого финансирование (подготовка к осенне-зимнему периоду, субвенции и т. д.) предоставляются коммунальным предприятиям для финансовой поддержки в целях, иных, нежели государственное регулирование цен, и в состав валового дохода не включаются, так как не имеют признаков валового дохода (что подтверждается письмами Комитета Верховной Рады Украины по вопросам финансов и банковской деятельности от 21.09.2000 г. № 06-10/553, ГНА Украины от 08.06.2001 г. № 7954/7/15-1116).
Согласно подпункту 3.2.7 пункта 3.2 ст. 3 Закона Украины "О налоге на добавленную стоимость" от 03.04.97 г. № 168/97-ВР не являются объектом налогообложения НДС операции по выплатам субсидий и дотаций физическим лицам за счет бюджета.
В соответствии с письмом ГНА Украины от 29.11.2000 г. № 6579/6/16-1220-26 бюджетная дотация подпадает под действие подпункта 3.2.7 и не является объектом обложения налогом на добавленную стоимость.
Относительно субсидий, то, несмотря на подпункт 3.2.7, налоговые органы требуют уплаты НДС по субсидиям, мотивируя это тем, что субсидии предназначаются исходя из тарифа на жилищно-коммунальные услуги. Учитывая то, что на сегодняшний день тариф во многих случаях не покрывает даже затрат ЖКП, на уплату НДС средств в тарифе не остается. Однако согласно толкованию ГНА Украины (письма от 09.12.98 г. и 29.11.2000 г.) субсидии являются объектом налогообложения НДС.
Льготы по оплате жилищно-коммунальных услуг включаются в объект обложения НДС, как и субсидии, поскольку предоставляются в составе тарифа.
Налоговое обязательство по НДС при поступлении субсидий и возмещении льгот возникает в момент их поступления, так как в соответствии с подпунктом 7.3.5 п. 7.3 ст. 7 Закона о НДС датой возникновения налоговых обязательств по НДС при продаже услуг с оплатой за счет бюджетных средств является дата поступления таких средств из бюджета.
Поскольку учет субсидий и льгот тесно связан с учетом расчетов с квартиросъемщиками, напомним, что согласно п. 11.11 Закона о НДС подотрасли жилищно-коммунального хозяйства, рассматриваемые нами, имеют льготу по НДС - при предоставлении услуг физическим лицам они определяют НДС по кассовому методу. Кассовый метод состоит в том, что налоговое обязательство по НДС определяется по дате получения денежных средств, а налоговый кредит - по дате оплаты счетов поставщиков или предоставления других видов компенсации стоимости их услуг.
При получении всех других видов целевого финансирования не имеют места операции продажу, поэтому не возникает налоговое обязательство по НДС (о чем существуют разъяснения ГНА Украины). Суммы НДС, уплаченные поставщикам (подрядчикам) за полученные активы или выполненные работы не относятся к налоговому кредиту, а включаются в затраты или при приобретении основных средств относятся на уменьшение целевого финансирования.
3 ПУТИ УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ
3.1 Информационные и программное обеспечение
На нынешнем этапе развития общества обработка информации без применения компьютерной техники и современных информационных технологий становится невозможной. В информационной системе предприятия система бухгалтерского учета занимает главное место, потому создание компьютерных систем бухгалтерского учета (КСБО) необходимо для получения полной и своевременной информации и эффективного управления предприятием.
Предприятий, которые предоставляют жилищно-коммунальные услуги, это касается особенно, учитывая количество пользователей и количество платежей из каждого, необходимость расщепления большинства из этих платежей за несколькими направлениями, а также учитывая особенности налогообложения предприятий ЖКГ и особенности отображения в учете разных видов доходов.
Развитие машинно-ориентированных форм бухгалтерского учета началось в начале XX ст. с развитием вычислительной техники и информационных систем и технологий.
Информационная система — система сохранения, обработки, превращение, передачи и обновления информации.
Информационные технологии — совокупность технологических элементов (технических средств и методов), которые применяются для обработки, сохранения и передачи информации. В настоящее время информационные системы и технологии предусматривают использование вычислительной техники и техники связи.
Форма бухгалтерского учета определяет способ введения учета при тех же элементах метода. К.Н. Нарибаев определяет форму бухгалтерского учета как непосредственную организацию всей учетной работы — запись к учетным регистрам, обработка учетных данных и сводка.
Можно определить, что форма бухгалтерского учета зависит:
• от исторических условий;
• национальной системы бухгалтерского учета;
• развитию средств обработки информации;
В условиях использования вычислительной техники форма учета определяется возможностями аппаратных средств и их программного обеспечения.
Обработка экономической информации включает такие этапы: сбор, регистрация, обработка, хранение, выдача результатов.
Соответственно, компьютерные информационные системы (КОС) обработки экономической информации включают подсистемы сбора, регистрации, обработки и хранения информации и выдачи результатов обработки.
Относительно организации бухгалтерского учета у нас в стране, то первый и последний этапы обработки учетной информации достаточно жестко регламентированы: формы первичных документов (кроме отдельных специфических и внутренних документов) и финансовой отчетности утверждаются на уровне государства. Поэтому форма учета, которую самостоятельно избирает предприятие, касается всех этапов обработки информации после ее регистрации в первичных документах до формирования отчетности. При компьютерной форме учета формирования отчетности и части первичных документов тоже, как правило, осуществляется на компьютере.
Программы обработки экономической информации разрабатываются главным образом в среде систем управления базами данных (СУБД). Эти программные продукты позволяют рационально организовывать и хранить большие массивы информации в виде реляционных баз данных, которые составляют двухмерные таблицы определенной структуры. Хранения и передачи информации осуществляется файлами баз данных). Удобством таких систем является возможность группирования и выборки данных за разными признаками, упорядочивание данных за разными ключами, установление связи между разными базами данных и получения результативной информации за нужной формой. При этом язык программирования СУБД позволяет формировать программы для выполнения всех необходимых операций с базами данных в режиме диалога.
Машинно-ориентированные формы учета должны отвечать таким требованиям:
• возможность адаптации к новым условиям;
• минимизация ручного труда;
• использование передовых методов и технологий;
• ориентация на получение учетных показателей для принятия управленческих решений.
При компьютерной форме учета в сравнении с ручной достигается совершенствования труда бухгалтера за счет уменьшения трудозатрат на расчеты, формирования бухгалтерских проводок, учетных регистров и отчетности. В тоже время увеличивается достоверность ошибки на этапе сбора информации и введения ее в компьютер, опасность потери информации.
Компьютерные программы для ведения бухгалтерского учета можно классифицировать за такими признаками:
1. За степенью охватывания:
• полная автоматизация;
• автоматизация отдельных участков учета.
2. За степенью унификации:
• унифицированные;
• программы для отдельных предприятий и отраслей.
3. За возможностью адаптации к конкретным условиям:
• программы с гибкой адаптацией;
• изменения осуществляются только программистом.
4. За степенью автономности:
• могут работать в сети;
• могут работать только автономно. Компьютерные программы бухгалтерского учета делятся:
• видом и порядком формирования учетных регистров;
• ориентацией на документы или хозяйственные операции (или единицу учета);
• степенью детализации, учетом особенностей разных видов деятельности.
Наиболее распространенной у нас в стране программой компьютеризации бухгалтерского учета является "1С: Бухгалтерия". Для коммунального хозяйства разработана конфигурация "1С: Коммунальное хозяйство", которая может использоваться как на предприятиях ЖКГ, так и органами местного самоуправления. Программный комплекс состоит из четырех компонентов: "Коммунальное предприятие", "Городской Информцентр коммунального хозяйства", "Веб-портал", "Пункт приема платежей". Для установления отмеченной программы обязательно наличие конфигурации "1С: Бухгалтерский учет для Украины".
К сожалению, на предприятиях ЖКГ компьютеризованно чаще всего лишь отдельные участки учета. Иногда для этого используются специализированные программы, иногда исполняются только отдельные расчеты и формируются отдельные регистры, часто в среде Ехсеl. И одна из главных причин этого — недостаточность денег на приобретение компьютеров и соответствующего программного обеспечения, которое очень быстро устаревает в связи как с развитием компьютерной техники, так и изменениями в законодательстве.
3.2 Система компьютерной обработки в ЖКХ
Как отмечалось, расчеты с населением в разных регионах Украины осуществляются или за одной квитанцией, или за разными квитанциями на каждый вид ЖКП. При расчетах за разными квитанциями средства сразу пересчитываются банками на счета соответствующих предприятий ЖКГ, но расчеты за одной квитанцией более удобны для населения и при компьютерной обработке дают возможность сразу расщеплять платежи за всеми необходимыми направлениями и перечислять их на счета соответствующих организаций.
Можно определить такие проблемы компьютеризации в ЖКГ, как характерные для других отраслей, так и специфические:
• низкий уровень обеспеченности ПК;
• низкий уровень подготовки персонала к работе из ПК;
• недостаточность специализированных программ;
• изменения в законодательстве, которые нуждаются в постоянном внесении изменений к программам, то есть постоянной связи с разработчиком, что не всегда возможно, особенно в небольших городах;
• изменения в компьютерной технике, на обновление которой в ЖКГ не хватает средств;
• недостаточно развитые системы защиты информации в компьютерных информационных системах от вирусов, несанкционированного доступа, потери;
• сложность обмена информацией на уровне города и на уровне отдельных организаций.
Автоматизирована система расчетов населения за жилищно- и коммунальные услуги назначенная:
• для автоматизации начисления платежей населения;
• обеспечение централизованного сбора платежей;
• ежедневного расщепления платежей населения и субсидий и льгот за поставщиками жилищно-коммунальных услуг;
• ежедневного перечисления средств из транзитного счета поставщикам услуг;
• формирования, печати и ежемесячной доставки, населению квитанций на оплату жилищно-коммунальных услуг;
• информирование городских и районных органов власти о состоянии расчетов;
• формирования и передачи пользователям необходимых ведомостей и отчетов — на предприятия ЖКГ передаются сведенные сведения расщепления платежей, ведомости, за квартиросъемщиками; органам местной власти — ведомости о задолженность и оплату населением жилищно-коммунальных услуг в разных разрезах, о поступлениях субсидий и льгот и их распределении и тому подобное.
Оплата населения насчитывается за такими видами услуг:
• содержание жилья;
• водоотведение;
• газ;
• подогрел воды (горячая вода);
• теплоснабжение;
• радио;
• телеантенна;
• содержание животных;
• электроэнергия (в последние годы платится за одной квитанцией с другими платежами).
Начисление возможно за нормами потребления или по показателям счетчиков. Для повышения оперативности обработки и достоверности информации на каждой квитанции нанесен штрих-код.
Все средства поступают на единственный транзитный счет, ежедневно осуществляется их расщепление и перечисление на счета соответствующих предприятий. От платежей в оплату коммунальных услуг отчисляется процент за работу с населением жилищным организациям (1 %); раньше этот процент был более высок — 5,5 %, поскольку все коммунальные платежи поступали на счета жилищных организаций, которые вели учет этих платежей как целевых собраний и платежей.
Кроме того каждый из платежей расщепляется на оплату собственно услуг соответствующего предприятия ЖКГ, а также:
• квартирная плата расщепляется на платеже при обслуживание лифтах, силовую энергию для лифтов, вывез мусор;
• оплата водо- и теплоснабжение расщепляется на отчисление жилищных организаций за обслуживание внутридомовых систем, создания фонда, на приобретения, установление и обслуживание счетчиков;
• из оплаты услуг водоснабжение отчисляется часть на оплату электроэнергии для приготовления и транспортировку воды и на подкачку воды в многоэтажных домах; при оплате горячей воды за счетчиками ведется расщепление на ее подогрев и водоснабжение и водоотведение.
Преимущества рассмотренной системы компьютерной обработки информации в отрасли ЖКГ такие:
• создание единственной базы данных за квартиросъемщиками в городе, а также баз данных за квартиросъемщиками, которые получают субсидии и льготы;
• расщепление платежей и перечисление средств соответствующим предприятиям;
• удобство оплаты населением за одной квитанцией в разных банках или отделениях связи в любом районе города;