Финансирование целевых комплексных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Февраля 2013 в 14:50, контрольная работа

Краткое описание

Цель контрольной работы состоит в раскрытии теоретико-методологических основ разработки и реализации целевых программ в сфере культуры. Реализация поставленной цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:
- рассмотреть сущность программно-целевого бюджетного планиро-вания;
- исследовать механизм разработки и реализации целевых программ;
- проанализировать стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ;

Оглавление

Введение
Глава 1. Стратегии финансирования социально-культурных проектов и программ
1.1. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ
1.2. Внебюджетные источники финансирования
Глава 2. Получение средств из Бюджетных и иных источников.
2.1. Маркетинг в разработке деятельности социально-культурных проектов и программ
2.2. Условия получения средств из Бюджетных и иных источников
Заключение
Список литратуры

Файлы: 1 файл

контрольная про финансирование готова вроде.doc

— 147.50 Кб (Скачать)


Введение

Необходимость исследования теоретико-методологических основ использования механизма  программно-целевого финансирования определяется экономическими проблемами функционирования отрасли и социальными задачами, стоящими перед организациями культуры. В настоящий момент деятельность массовых учреждений культуры переживает кризис. Это вызвано рядом причин и экономического и идеологического характера. Долгое время перед учреждениями культуры стояли прежде всего политико-воспитательные, идеологизированно-просветительские задачи. Современные условия требуют переориентации учреждений культуры на социокультурную деятельность, что в свою очередь связано с необходимостью разработки и новых организационно-экономических форм поддержки отрасли культуры. Выработка эффективных мер по обеспечению процессов культурного воспроизводства, сохранения и развития культуры обуславливает поиск современных способов организации и поддержки культурной деятельности. Многие виды культурной деятельности не могут нормально осуществляться, если рассчитывать лишь на механизм платежеспособного спроса и предложения. Во всем мире сфера культуры дополнительно финансируется обществом посредством государственных ассигнований. Причем на возможности реализации тех или иных видов культурной деятельности, на их направленность оказывают влияние не только размеры подобного финансирования и не только его соотношение с затратами непосредственных потребителей. Многое зависит от того, как устроен механизм финансирования. Многие социально-значимые виды культурной деятельности вытесняются и замещаются коммерчески более выгодными. Одним из способов сохранения и развития культурного потенциала, поддержки деятелей культуры, реализации особо значимых культурных проектов является программно-целевой метод финансирования. В настоящий момент при финансировании отрасли культуры используется два подхода в финансировании: целевой и нормативный (сметный). По-прежнему дискуссионным остается вопрос о необходимости ориентации учреждений культуры на внедрение платных (хозрасчетных) услуг (прежде всего, это клубы, библиотеки, музеи).

Цель контрольной работы состоит в раскрытии теоретико-методологических основ разработки и реализации целевых программ в сфере культуры. Реализация поставленной цели осуществлялась с помощью решения следующих задач:

- рассмотреть сущность программно-целевого бюджетного планиро-вания;

- исследовать  механизм разработки и реализации  целевых программ;

- проанализировать стратегии финансирования социально-культурных проектов  и  программ;

- рассмотреть условия получения средств из Бюджетных  и иных источников;

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. «Стратегии финансирования социально-культурных проектов  и  программ»

 

1.1. Бюджет как источник финансирования социально-культурных программ

Как известно, в  последние годы доля бюджетных средств в общем объеме финансирования культуры неуклонно сокращается. В этой связи Министерство культуры России рекомендует два направления совершенствования системы финансирования (или три группы ресурсов):

1) Создание бюджетной  многоканальности в финансировании как учреждений культуры и досуга, так и программ, создаваемых и реализуемых на другой базе;

2) Эффективное  использование бюджетных средств  (за счет целевых или адресных  дотаций);

Рассмотрим  первый ресурс совершенствования финансирования социокультурных программ - бюджетную многоканальность, которая означат финансирование учреждений и программ как из бюджетов различных уровней, так и путем привлечения средств иных юридических лиц. Модели взаимодействия бюджетов различных уровней и субъектов можно свести к следующим типам:1. Субсидии вызова, когда вышестоящий орган разрабатывает программу, затрагивающую интересы ряда территорий и гарантирует частичное финансирование данного проекта. В таком случае остальная часть расходов по программе должна возмещаться заинтересованными участниками реализации проекта на местах. Реализацией такого типа взаимоотношений является федеральная программа “Сохранение и развитие культуры и искусства”, принятая постановлением Верховного Совета Российской Федерации в 1993 году и действующая по сегодняшний день.2. Субсидии возмещения - в этом случае программа разрабатывается нижестоящим уровнем и частично финансируется из вышестоящего бюджета. В такую модель вписываются региональные проекты и программы, частично финансируемые Министерством культуры - при условии соответствия таких программ федеральным приоритетам культурного развития территорий;3. Встречные субсидии, когда централизованные средства выделяются только в ответ на субсидии местного бюджета (или средства, полученные из внебюджетных источников). Суть “встречного финансирования” заключается в фиксировании доли бюджетных средств в общем объеме финансовых ресурсов каждого учреждения. В таком случае строго фиксированный объем бюджетных средств автоматически добавляется к заработанной учреждением сумме. За основу при таком финансировании Министерство культуры рекомендует брать сложившееся соотношение между объемами бюджетных и собственных средств. Тогда большую финансовую поддержку из бюджета получают те учреждения, которые получили большую сумму из внебюджетных источников. Взаимодействие бюджетов различных уровней можно представить в виде следующей схемы (рис. 6.2):

Федеральный бюджет

     

Местный бюджет

         

 

Фонд 

программ

   
         

Финансирование организаций и учреждений Федерального подчинения

 

 

 

 

 

 

 

Финансирование организаций  и учреждений местного подчинения

 

Культурные программы

   

Рис. 6.2

Заказчиком  социально-культурных проектов и программ и, соответственно, распорядителем бюджетных  средств выступают местные органы власти, в частности, отделы, комитеты и управления культуры. Они имеют право выходить с инициативой по льготному налогообложению предприятий и организаций, участвующих в финансировании социально-культурных проектов и программ. Бюджетными источниками формирования Фондов развития культуры могу быть:1. Фиксированные платежи предприятий, учреждений, организаций (кроме бюджетных), расположенных на исторических территориях, в охранных зонах; 2.Процент отчислений от платы за землю исторической территории, охранных зон памятников, взимаемый с предприятий, учреждений, организаций, домовладений, расположенных на этих территориях;3.Часть целевых сборов с граждан и предприятий, учреждений, организаций, независимо от их организационно-правовых форм, на содержание милиции, на благоустройство территории, на нужды образования и другие цели;4.Сбор за право использования местной символики, связанной с памятниками истории и культуры;5.Часть налога на содержание жилищного фонда и объектов социально-культурной сферы от объема реализации продукции (работ, услг);6.Доля специального налога с предприятий для финансирования поддержки важнейших отраслей народного хозяйства;7.Таможенные тарифы на импорт культурных ценностей зарубежного производства;8.Арендная плата за использование помещений памятников истории и культуры;9. Поступления от налога на добавленную стоимость по товарам культурно-досугового и информационного назначения (фонозаписи музыкальные инструменты) в размере их фактической величины в указанных товарах, реализованных на данной территории;10. Поступления всех видов налогов и сборов, взимаемых с предприятий, учреждений и организаций культуры, в т.ч. специализированный налог на прибыль от проведения массовых концертно-зрелищных мероприятий;11.Регистрационный сбор с физических лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью в области культуры;12.Сбор за право торговли товарами культурного и информационного назначения;13.Лицензионный сбор за право проведения аукционов и лотерей, специализирующихся на культуре;14.Сбор за право проведения кино и видеосъемок памятников истории и культуры;15.Сбор за лицензирование деятельности, связанной с проведением культурно-массовых и зрелищных мероприятий, реставрацией, изготовлением репродукций, копий, экспонатов, издательской деятельности.

Для увеличения доли средств, поступающих в централизованный и целевые фонды от предприятий, необходимо вести гибкую налоговую  политику, снижая налог с той части  прибыли, которая направляется на культуру, благотворительную деятельность, целевое финансирование социально-культурных программ. Возможности получения финансовых средств под реализацию социально-культурных программ из бюджетных источников (в т.ч. из Фонда культурных программ) определяются прежде всего степенью соответствия целевого и содержательного блока проекта условиям конкурса, тем направлениям и видам культурной деятельности, которые финансирующая организация определила в качестве приоритетных. В частности, Министерство культуры России в подпрограмму “Сохранение и развитие культуры” включило следующие разделы, в которые могут “вписаться” проекты, предлагаемые для финансирования региональными субъектами культурной жизни: 1.Изучение, сохранение и реставрация культурного наследия Российской Федерации;2.Формирование, реставрация, сохранение и эффективное использование музейных фондов; 3.Формирование, сохранение и использование библиотечных фондов;4.Возрождение и развитие традиционной художественной культуры, поддержка самодеятельного художественного творчества и культурно-досуговой деятельности;5.Сохранение и развитие национальных культур народов России, межнационального культурного сотрудничества;6. Поддержка молодых дарований в сфере культуры и искусства;7.Внедрение новой техники и технологий в сфере культуры;8.Содержание и обеспечение деятельности федеральных учреждений культуры и искусства.

Совместно с  Министерством социальной защиты населения  Министерство культуры финансирует  такие программы как “Дети-инвалиды и культура”; “Летний отдых детей”; “Дети Севера”; “Дети семей беженцев и переселенцев”; “Дети и культура”; “Одаренные дети”. Министерством культуры России была определена и форма типовой заявки на участие в федеральной программе, которая несколько отличается от требований к заявкам со стороны неправительственных Фондов и некоммерческих организаций (структура заявки такого рода дана в разделе “Внебюджетные источники финансирования”). Структура заявки на участие в федеральной подпрограмме “Сохранение и развитие культуры” включает следующие разделы:1.Титульный лист, который содержит: номер и название разделов подпрограммы; название предлагаемого проекта; указание организации-исполнителя; руководителя проекта и авторскую группу; состав исполнителей; сроки осуществления проекта;2.Актуальность проекта. В данном разделе необходимо сформулировать ту группу проблем, на решение которых ориентирован данный проект (т.е. обозначить противоречия, недостатки, сложности, характерные для той сферы культурной жизни, в которой будет осуществляться проект); обозначить по возможности те последствия (социальные, демографические, социально-культурные и др.), которые возникнут в том случае, если проблемы не будут решены; показать связь характеризуемой проблемы с функциями вашей организации, учреждения;3. Цели и задачи проекта;4. Содержание проекта и этапы его реализации;5. Новизна и федеральная значимость проекта;6. Разделы проекта, представляющие интерес для международного сотрудничества (в т.ч. и со странами ближнего зарубежья);7. База реализации проекта и организация-исполнитель;8. Объем и содержание уже выполненных работ;

9. Бюджет проекта  (общая сумма затрат, распределение  по статьям бюджета, источники финансирования).

 

1.2. Внебюджетные источники финансирования

          Одним из ресурсов развития культурно-досуговой сферы является поиск внебюджетных источников финансирования. Актуальность данного направления совершенствования системы финансирования вызвана, во-первых, ограниченностью бюджетных средств, выделяемых на культуру в последние годы. Как известно, установленные законодательством о культуре нормативы федерального и местных бюджетов не выполняются. Во-вторых, знание стратегии и тактики поиска внебюджетных источников финансирования актуально в связи с тем, что в последнее время появилось большое количество фондов, ассоциаций, коммерческих фирм, готовых финансировать проекты в сфере культуры, искусства и досуга. Основным внебюджетным источником финансирования социокультурных программ являются Фонды, которых только на территории Российской Федерации насчитывается несколько десятков. В сфере культуры и искусства действуют такие известные фонды как Международный Фонд “Культурная инициатива” (Дж. Сорос); Фонд помощи творческой молодежи; Международный Евразийский Фонд “Демократические реформы. Средства массовой информации. Развитие негосударственных организаций”; Фонд Г.Вишневской; Фонд художников Белютина и Молевой; Фонд Фахтангова, 12-А”. Фонды в общественно-политической и социальной сфере: Институт “Открытое общество” (аккредитованное представительство расположенной в Нью-Йорке благотворительной организации “Открытое общество”, которая координирует работу независимых национальных фондов, действующих во многих странах мира. Основатель Джордж Сорос), Санкт-Петербургский центр “Стратегия” и др. Рассмотрим типичную структуру заявки на получение средств из фонда: 1.Титульный лист ("визитная карточка" программы). Он содержит следующую информацию: Название проекта, которое должно быть кратким, образным и ярким (напр. "Возвращенные имена", "Будущее не ждет", "Живая история", "Истоки" и т.д.); Организация-исполнитель название, адрес, телефон, номер расчетного счета);Организация-партнер, т.е. государственная или общественная организация, поддерживающая программу или принимающая участие в ее реализации - ее наименование, адрес, вклад в проект;Руководитель проекта - ФИО, звание, должность;Радиус действия программы;Срок выполнения (как правило, не более 2-3 лет);Стоимость проекта (требуемый объем финансирования и доля источников финансирования).2. Аннотация программы (не более двух страниц). Она представляет собой краткое изложение проекта, предельно конкретно, сжато и выразительно отражающая смысл его основных разделов. В ней содержится информация о заявителе, его прежних достижениях, излагается актуальность программы, ее цели, задачи, форма реализации и содержание деятельности, ресурсы организации, запрашиваемая сумма. 3. Введение. Основная задача это раздела заявки - показать связь между интересами организации, разрабатывающей программу и интересами финансирующего органа. Введение содержит: цели и задачи учреждения или организации, подающей заявку; ресурсы организации (финансовые, материально-технические, кадровые и т.д.); уникальность организации, ее наиболее впечатляющие достижения; оценку и признание результатов прежних проектов, аналогичных предлагаемому; прецеденты финансовой поддержки, получаемой из других источников; доказательства уровня квалификации и компетентности, необходимого и достаточного для выполнения поставленных задач.4.Актуальность проекта. В этом разделе дается характеристика ситуации, определяющей актуальность проекта, т.е. описание проблем, которые необходимо решить с помощью данного проекта. Здесь необходимо учитывать следующее:- в характеристику ситуации не следует включать внутренние проблемы деятельности организации или учреждения (например, недостаток финансовых средств, отсутствие кадров, слабая материально-техническая база и т.п.);- обозначенные проблемы, определившие актуальность программы, необходимо проиллюстрировать материалами социологических исследований, публикациями в прессе, статистическими данными;- проблемы, решаемые в рамках проекта, связать с функциями и задачами организации;- масштаб проблем должен быть в пределах разумного, а их характер и содержание должно быть связано с интересами организации, выделяющей средства.5. Цели и задачи проекта. Следует обратить внимание на то, чтобы цели были связаны с проблемами, а задачи представляли собой конкретные и поддающиеся измерению способы изменения ситуации, характеристика которой давалась ранее.6. Методы. Этот раздел содержит описание форм и содержания деятельности (мероприятий), необходимых для получения желаемых результатов с помощью имеющихся ресурсов. Финансирующей организации должно быть ясно: что будет сделано; кто, как, когда и в какой последовательности будет осуществлять действия; какие ресурсы будут при этом использованы. Формулируя эти позиции, важно проследить смысловую и содержательную взаимосвязь логической цепочки "проблемы - цели - задачи - методы".7. Бюджет (смета расходов). В сложившейся практике финансирования некоммерческих проектов и программ наиболее типичными являются следующие статьи бюджета: оплата труда; консультации и контрактные услуги; аренда помещений, коммунальные услуги; аренда и покупка оборудования; расходные материалы (канцелярские принадлежности, книги, проезд на транспорте и т.п.); прочие расходы (телефонные разговоры, проведение конференций, совещаний, организация и проведение исследований).

Информация о работе Финансирование целевых комплексных программ