Бюджетное финансирование целевых инвестиционных программ

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2010 в 00:06, курсовая работа

Краткое описание

Цель курсовой работы – исследовать особенности бюджетного финансирования целевых инвестиционных программ.

Задачи моей работы:

- раскрыть понятие и сущность целевых программ;

- охарактеризовать бюджетное финансирование этих программ;

- рассмотреть проблемы бюджетного финансирования целевых инвестиционных программ и выявить способы их решения.

Оглавление

ВВЕДЕНИЕ 3

1.ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ БЮДЖЕТНОГО ФИНАНСИРОВАНИЯ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОННЫХ ПРОГРАММ.
1.1. Сущность целевых инвестиционных программ, их виды 4

1.2. Порядок принятия решения о разработке программы 6

2. АНАЛИЗ ФИНАНСИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ ЗА 2008-2009 ГОДЫ.

2.1. Анализ финансирования программ за счет средств федерального бюджета 10

2.2. Софинансирование федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований 11

2.3. Оценка эффективности реализации ФЦП за 2009 год 13

3. ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛЕВЫХ ИНВЕСТИЦИОЛННЫХ ПРОГРАММ И СПОСОБЫ ИХ РЕШЕНИЯ 15

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 22

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 23

Приложения 25

Файлы: 1 файл

Бюдж система.doc

— 342.00 Кб (Скачать)

   Долгосрочная  целевая программа, предлагаемая к  утверждению и финансированию за счет бюджетных средств или средств  государственного внебюджетного фонда, должна содержать:

   - технико-экономическое обоснование;

   - прогноз ожидаемых социально  - экономических (экологических)  результатов реализации указанной  программы;

   - наименование заказчика указанной  программы;

   - сведения о распределении объемов  и источников финансирования по годам;

   - другие документы и материалы,  необходимые для ее утверждения  Закон РФ «О государственном  прогнозировании и программах  социально-экономического развития Российской Федерации».

   Перечисленные документы представляются на рассмотрение законодательного (представительного) органа. И именно на их основе принимается решение о целесообразности выделения бюджетных средств или средств внебюджетного фонда на реализацию данной программы.

   В роли заказчика долгосрочной целевой  программы может выступать орган государственной власти или орган местного самоуправления для муниципальных целевых программ. Именно такой орган действует от имени государства или муниципального образования при разработке долгосрочной целевой программы и ее реализации.

   Разработка  проекта и утверждение целевой  программы осуществляются в сроки  и включают в себя следующие основные этапы:

   - разработка проекта концепции  целевой программы;

   - принятие решения о разработке  проекта целевой программы Правительством  Российской Федерации и утверждение концепции целевой программы;

   - разработка проекта целевой программы;

   - согласование проекта целевой  программы;

   - экспертиза проекта целевой программы,  в том числе независимыми экспертами;

   - рассмотрение проекта целевой  программы на заседании Правительства Российской Федерации;

   - доработка целевой программы  в соответствии с замечаниями  Правительства Российской Федерации;

   - утверждение целевой программы  Правительством Российской Федерации  Закон РФ «О государственном  прогнозировании и программах социально-экономического развития Российской Федерации».. 
 
 
 
 

  1. Анализ финансирования и реализации целевых программ за 2008-2009 годы. 3
 

    2.1 Анализ финансирования  программ за счет  средств федерального  бюджета. 

    В 2009 г. реализовывалась  51 ФЦП, включенная в открытую часть федерального бюджета 2009 года.

    Общий объем финансирования федеральных  целевых программ, включенных в открытую часть федерального бюджета за 2009 год составил 831,73 млрд. рублей, в том числе затраты на государственные капитальные вложения – 479,82 млрд. рублей (объем бюджетных инвестиций в размере 353,08 млрд. рублей и субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, включенных в федеральные целевые программы,  в размере 126,74 млрд. рублей), на НИОКР – 97,56 млрд. рублей, затраты по направлению «Прочие нужды» - 254,35 млрд. рублей (Приложение 24).

    По  данным Федерального казначейства за 2009 год, мероприятия федеральных  целевых программ  за счет средств федерального бюджета профинансированы в объеме 818,29 млрд. рублей (98,29 % от бюджетных назначений 2009 года), что на 52,95 млрд. рублей больше, чем за 2008 год.

    По  направлению «капитальные вложения» фактически профинансировано 471,25 млрд. рублей (98,2%), в том числе:

    - объем бюджетных инвестиций составил 345,27 млрд. рублей (97,8%);

    - объем субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности, составил 125,98 млрд. рублей (99,4%).

      По направлению «НИОКР» фактически  профинансировано 96,45 млрд. рублей (98,9%). Расходы по направлению «Прочие нужды» профинансированы в объеме 250,59 млрд. рублей 998,5%).

      За 2008 год федеральные целевые программы были профинансированы в объеме 765,34 млрд. рублей (98,0% от объемов финансирования, предусмотренных в 2008 г.), из них: капитальные вложения – 433,54 млрд. рублей (98,3%), в том числе объем бюджетных инвестиций составил 314,69 млрд. рублей (97,7%), объем субсидий на софинансирование объектов капитального строительства государственной собственности субъектов Российской Федерации и муниципальной собственности составил 118,85 млрд. рублей (99,8%), расходы по направлению «Прочие нужды» - 272,86 млрд. рублей (97,2 %). 
 

     2.2. Софинансирование федеральных целевых программ за счет средств бюджетов субъектов РФ и муниципальных образований. 

    В 2009 году привлечение средств бюджетов субъектов Российской Федерации  и муниципальных образований, а  также внебюджетных источников было предусмотрено по 43 федеральным целевым программам.

    Установленные постановлениями Правительства  Российской Федерации при утверждении и корректировке параметров привлечения софинансирования по указанным программам составляют 1 064,02 млрд. рублей (406,31 млрд. рублей за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, 857,71 млрд. рублей за счет внебюджетных источников).

    Фактическое привлечение государственными заказчиками  софинансирования по программам в 2009 году составило 840,92 млрд. рублей или 79,0%  от предусмотренного на год, в том числе за счет: средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов – 344,5 млрд. рублей (84,8%) и внебюджетных средств – 496,42 млрд. рублей (75,5%).

    Большая часть государственных заказчиков успешно справилась с работой  по привлечению средств бюджетов субъектов Российской Федерации, муниципальных  бюджетов и внебюджетных источников на выполнение программных мероприятий:

      - по 13 федеральным целевым программам объем привлеченных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников составляет от 100% и выше (в том числе «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года» (Минпромторг России) – 139,5%, «Развитие гражданской морской техники « на 2009-2016 годы (Минпромторг России)– 110,7%);

      - по 7 федеральным целевым программам объем привлеченных средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, а также средств внебюджетных источников составил свыше 90%;

    - по 15 программам – от 50,5 % до 87,7 %;

    - по 4 программам – ниже 50%;

    - по 3 программам – не превысил 10%.

      В 2008 году фактическое софинансирование  федеральных целевых программ  за счет всех источников составило 888,11 млрд. рублей или 80,8% от годовых назначений, в том числе: за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов – 325,74 млрд. рублей 100,4%) и внебюджетных средств – 562,37 млрд. рублей (72,6%).  

      2.3. Оценка эффективности реализации ФЦП за 2009 год.  

      Всего по программам, финансируемым  из федерального бюджета в  2009 году, было предусмотрено 865 целевых  индикаторов и показателей. Из  них в полном объеме достигнуты 607 (70,2%), достигнуты не в полном  объеме 211 (24,4%), не выполнены полностью 47 (5,4%). Из них:

    - по 10 программам плановые значения целевых индикаторов и показателей за 2009 год достигнуты в полном объеме;

    - по 11 программам плановые значения не достигнуты только по одному целевому индикатору или показателю;

    - по 28 программам плановые значения не достигнуты по нескольким целевым индикаторам и показателям.

    Сводные результаты комплексного анализа реализации федеральных целевых программ и  оценка их эффективности за 2009 год  могут быть распределены по следующим категориям:

    - 4 федеральные целевые программы - реализация может быть признана  высокоэффективной (в том числе «Уничтожение запасов химического оружия в Российской Федерации»;

    - 23 федеральные целевые программы - работа государственных заказчиков по их реализации оценивается выше среднего уровня эффективности (в том числе федеральные целевые программы «Национальная технологическая база» на 2007-2011 годы, «Развитие гражданской авиационной техники России на 2002-2010 годы и на период до 2015 года»);

    - 20 федеральных целевых программ - работа государственных заказчиков может быть признана удовлетворительной (в том числе «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники» на 2008-2015 годы, «Развитие гражданской морской техники» на 2009-2016 годы);

    - 3 федеральные целевые программы условно можно оценить как низкоэффективными (в том числе «Промышленная утилизация вооружения и военной техники (2005-2010 годы)»). 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Проблемы реализации целевых инвестиционных программ и способы их решения. 

    Сложившаяся в России практика разработки и реализации ФЦП экономического и социального  развития регионов имеет несомненные  достоинства и столь же очевидные  недостатки.

    К числу достоинств можно, на мой взгляд, отнести:

    - направленность на решение коренных проблем регионов, на структурную перестройку их экономики, на приведение ее в соответствие с новыми рыночными реалиями, в т.ч. и через активизацию полюсов роста (отраслевых и территориальных), регионов, центров, отраслей, могущих быть “локомотивами”, вытаскивающими экономику регионов из кризиса;

    - нацеленность всей совокупности региональных ФЦП на регионы с наиболее острыми экономическими, социальными и экологическими проблемами и тем самым на решение проблем асимметрии в территориальной структуре экономики страны;

    - широкий разворот работ по подготовке региональных ФЦП. Хотя имеются основания считать его чрезмерно широким, особенно в сопоставлении с ограниченными возможностями реализации такого количества программ, однако он вполне объясним большим количеством проблемных регионов и оправдан тем, что позволил охватить большую часть регионов программными разработками. Это дает возможность руководству регионов, занятому решением каждодневных задач, видеть и стратегические цели, определить, по крайней мере, для себя последовательную программу собственных действий по оздоровлению региональных финансов, решению коренных экономических и социальных проблем региона во взаимодействии со всеми хозяйствующими субъектами;

    - наличие нормативной и законодательной базы, обеспечивающей налаженный механизм подготовки и принятия ФЦП и порядок последующей работы с программами.

    Среди недостатков работы с региональными  ФЦП наиболее существенны следующие:

    - иногда недостаточное финансирование из федерального бюджета, региональных бюджетов и, что особенно существенно, из внебюджетных источников, поскольку в самих программах заложены расчеты на то, что именно эти источники должны быть основными. Слабое финансирование из федерального бюджета имеет отрицательные следствия, далеко превосходящее его количественную долю в структуре источников финансирования, так как в большинстве случаев именно федеральные средства должны играть лидирующую роль, привлекая другие источники финансирования и активизируя всю инвестиционную деятельность в регионе;

    - недостаточно реализовывалась функция региональных ФЦП быть организатором “собирания”, “ зарабатывания ” денег, а не формой их раздачи, особенно из федерального бюджета. В ряде регионов сохранился иждивенческий взгляд на ФЦП просто как на источник получения дополнительных финансовых средств из центра (в этом смысле показательны поступающие иногда из регионов предложения выделять федеральные средства на отраслевые ФЦП не госзаказчикам этих программ, а регионам, т.е. совершенно упускается из виду, что средства на эти ФЦ П - целевые, что за их счет должны быть решены конкретные проблемы федерального значения по модернизации отраслевых комплексов);

Информация о работе Бюджетное финансирование целевых инвестиционных программ