Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы
МИНОБРНАУКИ РОССИИ
Федеральное государственное
бюджетное образовательное
Высшего профессионального образования
«Омский государственный педагогический университет»
Факультет педагогики и психологии детства
Кафедра естественнонаучных дисциплин
Курсовая работа
Формирование здорового образа жизни дошкольников при
их знакомстве с природой
Направление Педагогика
Профиль Детская практическая психология
Выполнил: студент
36-ДПП группы
Крюкова Светлана Владимировна
Научный руководитель:
Березина Елена Сергеевна
к.п.н., доцент
Оценка______________
«___»_________2012 г.
Омск, 2012
Оглавление
Введение Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. 1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников 1.2. Проблема формирования у 1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой. 2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения. 2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста 2.3. Система работы с детьми по заключение Список используемой литературы Приложения |
Введение
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Большой вклад в разработку вопросов, касающихся здорового образа жизни ребенка внесли И.И. Брехман, В.А. Сухомлинский, Н.К. Крупская, Э.Н. Вайнер, Я.Л. Мархоцкий, В.А. Шишкина и многие другие.
Современное общество отличается многообразием примеров образа жизни человека, с которыми постоянно сталкивается каждый ребенок. Это многообразие не всегда является образцом для дошкольников, в результате создается хаотичность в представлениях детей о здоровом образе жизни и разрушаются уже сложившиеся представления. Кроме того, в настоящее время существует тенденция снижения здоровья подрастающего поколения, поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей в образовании, воспитании и развитии дошкольников.
В настоящее время проблемой формирования здорового образа жизни занимаются ученые из различных областей знаний: медицины и физиологии (В.Н. Дубровский, Ю.П. Лисицын, Б.Н. Чумаков), психологии (О.С.Осадчук), экологии (З.И. Тюмасева, А.Ф. Аменд) и педагогики (В.Г. Алямовская, Г.К.Зайцев, Ю.Ф. Змановский, М. Лазарев, О.В. Морозова, Т.В. Поштарева, Л.Г. Татарникова, О.Ю. Толстова, О.С. Шнейдер и др.). Интерес ученых к поставленной проблеме не случаен. Направленность личности на здоровый образ жизни - процесс довольно сложный и противоречивый, на него влияют особенности развития государства и общественное мнение, экологическая обстановка, технология воспитательно-образовательного процесса, личность педагогов, а также состояние и ориентация семейного воспитания.
Большое значение в создании благоприятных условий для формирования у дошкольников представлений о здоровом образе жизни играет система дошкольного образования, поскольку забота об укреплении здоровья ребенка, как отмечает ряд авторов (А.Ф. Аменд, С.Ф. Васильев, М.Л. Лазарев, О.В.Морозова, Т.В. Поштарева, О.Ю. Толстова, З.И. Тюмасева и др.), - проблема не только медицинская, но и педагогическая, так как правильно организованная воспитательно-образовательная работа с детьми нередко в большей степени, чем все медико-гигиенические мероприятия, обеспечивает формирование здоровья и здорового образа жизни.
Формирование здорового образа
жизни во многом обусловлено процессом
Основой формирования здорового образа жизни, как отмечает З. И. Тюмасева, является экологическое воспитание и образование, поскольку здоровье, по ее мнению, является критерием взаимоотношений человека и природы. Экологический аспект, по мнению ряда авторов (Е. Г. Кушнина, О. А. Овсянникова, Т. В. Поштарева), способствует раскрытию взаимосвязи среды и организма человека и закреплению в сознании ребенка ощущения своей неразрывности с природой.
Именно на этапе дошкольного детства ребёнок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения психологического комфорта, всестороннего развития потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Формирование основ здорового образа жизни у детей важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. Вопрос о характере и содержании, направленного на формирование у старших дошкольников основ здорового образа жизни в теории и практике дошкольного образования остается недостаточно изученным.
Наряду с пониманием актуальности данного вопроса можно выделить следующее противоречие между стремлением дошкольных образовательных учреждений обеспечить формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста и недостаточностью разработанных методических рекомендаций в практике педагогов.
Данное противоречие обусловили актуальность проблемы, которая заключается в определении содержания и условий формирования основ здорового образа жизни у старших дошкольников.
Объектом исследования является здоровый образ детей дошкольного возраста.
Предмет исследования – формирование здорового образа жизни у дошкольников.
Цель исследования – теоретически обосновать работу воспитателя по формированию ЗОЖ у дошкольников. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
1. Уточнить сущность и структуру ЗОЖ.
2. Определить особенности формирования ЗОЖ у дошкольников на занятиях по ознакомлению с природой.
3. Изучить сформированность здорового образа жизни у дошкольников.
4. Определить систему работы воспитателя по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой.
Для решения поставленных задач был использован следующий комплекс взаимодействующих методов, адекватных предмету исследования: анализ психологической, педагогической; констатирующий эксперимент).
Экспериментальной базой исследования было выбрано дошкольное образовательное учреждение № 338 г. Омска. Общая численность детей составила 12 человек.
Рассматривая проблему здоровья в педагогическом аспекте, ученые считают, что необходимо выделить ее узловые вопросы в воспитании дошкольников. Прежде всего, надо осознать само понятие здоровье, как от смысла, вложенного в него, зависит направленность оздоровительно-развивающего физического воспитания.
Существуют разные трактовки этого понятия. По мнению Ю. Ф. Змановского, здоровье по отношению к растущему организму следует рассматривать как соответствие основных физиологических функций организма данному возрастному периоду или соответствие паспортного возраста биологическому. Н. Амосов предложил измерять здоровье по резервным мощностям организма, которые во многом зависят от правильного образа жизни человека.[1, c. 205]
В программе «Пралеска» здоровье трактуется как «полное физическое, психическое и социальное благополучие ребенка». В нем наиболее полно просматриваются идеи педагогики здоровья. Здоровье как одна из задач воспитательного процесса и его результат, с одной стороны, напрямую зависит от «благополучных» условий жизни, а с другой стороны - создает «благоприятную» (благополучную) почву для развития ребенка.[12, c. 146]
Самое большое воздействие на здоровье оказывает образ жизни. Мало научить ребенка чистить зубы утром и вечером, делать зарядку и есть здоровую пищу. Надо, чтобы уже с раннего детства он учился любви к себе, к людям, к жизни. Потому что только человек, живущий в гармонии с собой и с миром, будет действительно здоров.
Под образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни – таково и здоровье ребенка.[6, c 21]
Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни. Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.
Здоровый образ жизни — это не
просто сумма усвоенных знаний, а стиль
жизни, адекватное поведение в различных
ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных
Здоровый образ жизни детей
Здоровье ребенка во многом определяется его психологическим комфортом. Основой психологического комфорта дошкольника является физиологическое состояние его организма. Удовлетворение биологических жизненно важных потребностей ребенка (питание, сон, движение) необходимо для его роста и развития, не только физического, но и общего.
Другим важнейшим условием психологического комфорта ребенка служит благоприятный психологический климат в семье и дошкольном учреждении. Источником хорошего настроения ребенка является демократический стиль общения, оптимальная двигательная активность, условия для самостоятельной двигательной деятельности, положительная оценка взрослыми успехов детей в овладении движениями, комфортность быта в дошкольном учреждении.
Рациональный распорядок дня. Недопустимо превращать распорядок дня в самоцель. Следует обеспечить его гибкость, учитывая индивидуальные особенности детей, сезон, погоду. Важно создавать определенные традиции проведения режимных моментов, каждый из которых должен нести информацию о гигиенической культуре и правилах поведения. Весь быт в дошкольном учреждении организуется так, чтобы дети имели возможность постоянно упражняться в навыках гигиены и самообслуживания: надеть, застегнуть, завязать, развязать, снять, аккуратно положить или повесить одежду и т. д.
Таким образом, каждый режимный момент для воспитателя — это временной ориентир к постепенной смене деятельности детей. Одновременно это и система своеобразных оздоровительных и образовательных занятий с детьми, к каждому из которых необходимо специально отобрать программный материал с постепенным усложнением, продумать информационные приемы, обеспечить заинтересованность и активность каждого ребенка. Дети должны научиться элементарно рассуждать о здоровье: что значит быть здоровым, какого человека можно назвать здоровым, что человек должен делать, чтобы быть здоровым, какие пища, одежда, обувь и т. д. полезны для здоровья.
Цель организации двигательного режима состоит в том, чтобы, удовлетворяя естественную биологическую потребность детей в движении, добиться хорошего уровня их здоровья, всестороннего физического развития; обеспечить овладение двигательными умениями и навыками, элементарными знаниями по физической культуре. Оптимальный двигательный режим является важным условием разностороннего (умственного, нравственного, эстетического) развития и воспитания потребности к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Двигательный режим складывается из самостоятельной двигательной деятельности и организованных физкультурных мероприятий.
Закаливание является важным средством укрепления здоровья при условии, что оно органично включено в комплекс физкультурно-оздоровительных мероприятий и представляет собой определенную систему, простую в исполнении и отвечающую индивидуальным особенностям здоровья и развития детей. Любое закаливающее мероприятие в условиях детского сада является достаточно сложным: необходимо выделить место и время, подобрать индивидуальные закаливающие дозы для каждого, учитывать не только здоровье ребенка, но и его сиюминутное настроение, желание принимать процедуру.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой