Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

Педагог говорит ребенку: «Представь, что  мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

6. Игровая ситуация «Больница»       

Ситуация  специально организована для анализа  отношения к роли больного.      

Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.

7. Игровая ситуация «Телевизор  дома»      

Ситуация  организована для выявления представлений  о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.

       Во  время подготовки атрибутов для  сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.

8. Наблюдения за детьми  в режимные моменты и в свободном  общении      

Наблюдения  направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности; б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.      

Распределение результатов выполнения дошкольниками  заданий диагностического комплекса  по уровням сформированности представлений о ЗОЖ представлено в таблице 1.      

Где  1 задание - беседа, 2 задание - диагностическое задание «Что делать, чтобы быть здоровым?», 3 задание - диагностическое задание «Полезная покупка», 4 задание - проблемная ситуация «Место для отдыха», 5 задание - рисуночный тест «Полезная для здоровья покупка», 6 задание - игровая ситуация «Больница», 7 задание - игровая ситуация «Телевизор дома», 8 задание - наблюдения за детьми в режимные моменты и в свободном общении.  
 

Таблица 1. Результаты исследования

Имя ребёнка

Распределение результатов  выполнения диагностических заданий  детьми по уровням успешности (в  баллах)

1 задание

2 задание

3 задание

4 задание

5 задание

6 задание

7 задание

8 задание

Средний

показатель

Уровень

Лена  П.

12

15

18

16

15

14

16

15

16

Средний

Женя К.

9

12

14

12

14

14

12

12

12.4

Низкий

Дима  Д.

10

16

17

15

12

16

14

14

14.3

Низкий

Арина Р.

12

18

18

14

14

16

18

17

16

Средний

Саша  И.

9

12

12

12

14

14

15

13

12.6

Низкий

Кирилл  В.

12

13

11

15

16

14

10

14

13.1

Низкий

Алёна С.

14

16

15

17

18

18

19

19

17

Средний

Света Ю.

14

17

20

16

16

20

16

18

17.1

Средний

Катя  И.

9

12

14

12

14

14

15

13

12.7

Низкий

Арсений В.

18

17

20

19

20

18

19

20

18.8

Средний

Ярослав С.

15

16

15

17

18

18

19

19

17

Средний

Света Р.

12

18

18

15

14

16

18

17

16.2

Средний


 

      

Итого: средний уровень  – 7 человек (58%)                 

 низкий уровень  – 5 человек (42%)       

Сравнивая результаты диагностики (табл. 1), можно сделать следующие выводы:     

Результаты проведенного нами исследования представлений  о ЗОЖ у детей старшего дошкольного  возраста показали следующее:       

1.  недостаточно  сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;   

2.  недостаточно  сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.     

Эти трудности и недостатки свидетельствуют  о том, что работа по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников является фрагментарной, ее содержание не создает у детей целостных представлений о ЗОЖ и не раскрывает влияние на человека комплекса факторов угрозы здоровью. В целом результаты анализа показали, что у большинства детей первоначальный уровень сформированности здорового образа жизни находился на необходимом и недостаточном уровне.

Результат исследования

2.3. Система работы с детьми при формировании представлений о ЗОЖ.      

В программе «Пралеска» отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях.  Для группы «Березка» поставлены свои задачи:      

- расширять и углублять представления  о способах сохранения и укрепления здоровья;      

- формировать представление о  том, что быть здоровым — хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья («когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правильная осанка, походка»);      

- воспитывать навыки здорового  поведения: любить двигаться, есть по больше овощей, фруктов и поменьше сладкого; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; своевременно ложиться спать, не смотреть много телепередач; закаляться;     

- помочь овладеть устойчивыми  навыками культуры поведения  (культура еды; без напоминания  чистить зубы, полоскать рот и  горло, стричь ногти, причесываться,  аккуратно одеваться);     

- развивать умение рассказывать  о своем здоровье, здоровье  близких;     

- вырабатывать навыки правильной осанки,  выполнять упражнения для ее закрепления;      

- научить подбирать 4-5 упражнений  для самостоятельной утренней  гимнастики;      

- обогащать знания детей о физкультурном  движении в целом и выдающихся спортсменах своей страны; дать представление о международном Олимпийском движении;     

- включать олимпийскую тематику  в содержание физкультурных мероприятий (спортивных досугов, праздников);  
читать детям легенды, сказки, стихи, доступные их пониманию;     

- развивать интерес к художественным  картинам, иллюстрациям, книгам с олимпийской тематикой, желание передать свой интерес в рисунках, играх.     

При формировании здорового образа жизни  у старших дошкольников используются разнообразные формы работы. Одной  из форм являются занятия. Цель занятий − формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.     

Данная  цель реализуется  посредством следующих  задач:     

- дать детям общее представление  о здоровье, как о ценности, расширить  представления детей о состоянии собственного тела, узнать свой организм, научить беречь свое здоровье и заботится о нем;     

- помочь детям в формировании  привычек здорового образа жизни,  привитию стойких культурно - гигиенических навыков;     

- расширять знания дошкольников  о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания. 

-формировать положительные качества    личности ребенка, нравственного  и культурного поведения - мотивов  укрепления здоровья.     

Влияние родной природы каждый из нас в  большей или меньшей степени  испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.     

Дети  всегда и везде в той или  иной форме соприкасаются с природой. Зеленые леса и луга, яркие цветы, бабочки, жуки, птицы, звери, движущиеся облака, падающие хлопья снега, ручейки, даже лужицы после летнего дождя – все это привлекает внимание детей, радует их, дает богатую пищу для их развития.      

Ознакомление  дошкольников с природой – это  средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.     

Целью занятий по ознакомлению с природой является формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового  образа жизни, мышления и поведения.     

1. Задачи оздоровительной  направленности:

охранять и укреплять  здоровье детей;

учить детей понимать и  правильно взаимодействовать с  природой;

формировать умения рационально  использовать ресурсы для гармоничного развития личности;

учить детей согласовывать  свое поведение с факторами внешней  природной среды.     

Поэтому мы считаем, что занятия по ознакомлению с природой содействуют  представлению о ЗОЖ у дошкольников.     

Исходя из результатов  исследования, мы разработали ряд  занятий по ознакомлению с природой исходя из следующих направлений:     

- «Я — человек. Что  я знаю о себе?»     

- «Образ жизни человека  и здоровье» (Приложение 1)     

- «Физкультура и здоровье»  (Приложение 2)     

Результатами формирования представлений о ЗОЖ у старших  дошкольников  в процессе обучения мы предполагаем следующие результаты: предлагаемые занятия по ознакомлению с природой способствуют формированию у дошкольников здорового образа жизни; предлагаемые занятия являются эффективными при работе с детьми старшего дошкольного возраста; представления о ЗОЖ у старших дошкольников стали более осознанными и систематизированными; содержание представлений о ЗОЖ доступно для старших дошкольников. 

Заключение

       В ходе исследования было установлено, что  проблема формирования основ здорового  образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т.д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни.      

Проведенное исследование позволило уточнить понятие  «основы здорового образа жизни  у старших дошкольников», представленное наличием знаний и представлений  об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности, в доступных для ребенка способах (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).      

В процессе исследования доказано, что  формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивается с учетом деятельностного  подхода, возрастных и индивидуальных особенностей детей, с опорой на содержательное взаимодействие взрослого и ребенка, при усилении активности самого ребенка в данном взаимодействии.       

Выявлено, что основными организационно педагогическими условиями формирования основ здорового образа жизни являются занятия по ознакомлению с природой. Занятия должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, по возможности, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах дошкольного учреждения (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада).      

Полученные  ребенком знания и представления  о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.      

  Формирование здорового образа жизни может иметь активный, управляемый характер в случае, если обеспечена его исходная диагностика, создаются условия для удовлетворения мотивов деятельности детей, реализация мотивов и ценностей детей получает эмоциональное подкрепление, ребенок осознает его субъективное положение в образовательной деятельности.   
  
  
  
  
  
 

 

 

 

 

 

 

 

Список  используемой  литературы

1. Васильева, О.С. Психология  здоровья человека: эталоны, представления,  установки: Учебное пособие для  студ. высш.учеб.заведений / О.С. Васильева, Ф.Р. Филатов.– М.: Изд.центр «Академия», 2001. – 352 с.

2. Веретенникова, С.А. Ознакомление  дошкольников с природой. ─ М.: Просвещение, 1980. –  202 с.

3. Гутковская, Е.Л. Здоровье педагога как профессиональная ценность // Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.; Под ред. Е.А. Панько.Мн.: Университетское, 2002. – С.42 – 67с.

4. Корганова, И.В. Отношение современных дошкольников к природе. ─ М.: МГПУ, 1999. – 207 с.

5. Кудрявцев, В.Г., Егоров  Г.Б. Развивающая педагогика оздоровления (дошкольный возраст): Программно-метод. пособие / В. Г. Кудрявцев, Г.Б.  Егоров. – М.: Линка-Пресс, 2000. – 296 с.

6. Кузнецова М.Н. Система  комплексных мероприятий по оздоровлению  детей в дошкольных образовательных учреждениях: Практ.пособие. М.: АРКТИ, 2002. 64 с.

7. Лебедева, Н.Т. Профилактическая  физкультура для детей: Пособие  для педагогов и воспитателей / Н.Т. Лебедева. – Мн.: Выш. шк., 2004. – 190 с.

8. Логвина, Т.Ю. Физкультура,  которая лечит: пособие для  педагогических и медицинских  работников дошкольных учреждений / Т.Ю. Логвина. – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2003. – 172 с.

9. Лучич, М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.

10. Мир природы и ребенок  (Методика экологического воспитания  дошкольников / Под ред. Маневцевой Л.М. - С-Пб, Акцидент, 1998. – 319 с.

11. Петрикевич, А.А. Человек и природа. – Мн., 1997 – 226 с. 

12. Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с. 

13. Шишкина, В.А. В детский  сад – за здоровьем: пособие  для педагогов, обеспечивающих  дошкольное образование / В.А.  Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 3 – 18 с., 24 – 165с.

Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой