Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы
Педагог говорит ребенку: «Представь, что мы с тобой пойдем в большой магазин, где можно купить игрушки, еду, одежду, книги, бытовую технику и многое другое. Нарисуй, пожалуйста, что полезное для здоровья ты выберешь и купишь в этом магазине». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.
6. Игровая ситуация «Больница»
Ситуация специально организована для анализа отношения к роли больного.
Ребенку предлагают поиграть в «Больницу», выбрать для себя роль в этой игре, затем объяснить свой выбор.
7. Игровая ситуация «Телевизор дома»
Ситуация организована для выявления представлений о влиянии на здоровье просмотра телевизионных передач.
Во время подготовки атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья» неожиданно для ребенка педагог, исполняя роль представителя службы доставки товаров на дом, вносит коробку с «телевизором», устанавливает его. Во время «настройки» «телевизора» выясняет заинтересованность и предпочтения ребенка в просмотре телевизионных передач и рекламы, основания выбора передачи, длительность просмотра.
8. Наблюдения за детьми
в режимные моменты и в
Наблюдения направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включают наблюдения за мытьем рук, полосканием полости рта после еды, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности; б) на изучение психологического климата в группе через эмоциональное принятие или непринятие детьми педагогов.
Распределение результатов выполнения дошкольниками заданий диагностического комплекса по уровням сформированности представлений о ЗОЖ представлено в таблице 1.
Где 1 задание - беседа, 2 задание
- диагностическое задание «Что делать,
чтобы быть здоровым?», 3 задание - диагностическое
задание «Полезная покупка», 4 задание
- проблемная ситуация «Место для отдыха»,
5 задание - рисуночный тест «Полезная
для здоровья покупка», 6 задание - игровая
ситуация «Больница», 7 задание - игровая
ситуация «Телевизор дома», 8 задание -
наблюдения за детьми в режимные моменты
и в свободном общении.
Таблица 1. Результаты исследования
Имя ребёнка |
Распределение результатов выполнения диагностических заданий детьми по уровням успешности (в баллах) | |||||||||
1 задание |
2 задание |
3 задание |
4 задание |
5 задание |
6 задание |
7 задание |
8 задание |
Средний показатель |
Уровень | |
Лена П. |
12 |
15 |
18 |
16 |
15 |
14 |
16 |
15 |
16 |
Средний |
Женя К. |
9 |
12 |
14 |
12 |
14 |
14 |
12 |
12 |
12.4 |
Низкий |
Дима Д. |
10 |
16 |
17 |
15 |
12 |
16 |
14 |
14 |
14.3 |
Низкий |
Арина Р. |
12 |
18 |
18 |
14 |
14 |
16 |
18 |
17 |
16 |
Средний |
Саша И. |
9 |
12 |
12 |
12 |
14 |
14 |
15 |
13 |
12.6 |
Низкий |
Кирилл В. |
12 |
13 |
11 |
15 |
16 |
14 |
10 |
14 |
13.1 |
Низкий |
Алёна С. |
14 |
16 |
15 |
17 |
18 |
18 |
19 |
19 |
17 |
Средний |
Света Ю. |
14 |
17 |
20 |
16 |
16 |
20 |
16 |
18 |
17.1 |
Средний |
Катя И. |
9 |
12 |
14 |
12 |
14 |
14 |
15 |
13 |
12.7 |
Низкий |
Арсений В. |
18 |
17 |
20 |
19 |
20 |
18 |
19 |
20 |
18.8 |
Средний |
Ярослав С. |
15 |
16 |
15 |
17 |
18 |
18 |
19 |
19 |
17 |
Средний |
Света Р. |
12 |
18 |
18 |
15 |
14 |
16 |
18 |
17 |
16.2 |
Средний |
Итого: средний уровень – 7 человек (58%)
низкий уровень – 5 человек (42%)
Сравнивая результаты диагностики (табл. 1), можно сделать следующие выводы:
Результаты проведенного нами исследования представлений о ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста показали следующее:
1. недостаточно сформированы представления о значении для здоровья физической и двигательной активности, полноценного отдыха, сбалансированного питания, принятых санитарно-гигиенических норм, состояния окружающей среды;
2. недостаточно сформированы представления о поддержании здоровья с помощью закаливающих и профилактических мероприятий, использования полезных для здоровья предметов и продуктов.
Эти трудности и недостатки свидетельствуют о том, что работа по формированию представлений о ЗОЖ у дошкольников является фрагментарной, ее содержание не создает у детей целостных представлений о ЗОЖ и не раскрывает влияние на человека комплекса факторов угрозы здоровью. В целом результаты анализа показали, что у большинства детей первоначальный уровень сформированности здорового образа жизни находился на необходимом и недостаточном уровне.
Результат исследования
2.3. Система работы с детьми при формировании представлений о ЗОЖ.
В программе «Пралеска» отражены вопросы ознакомления детей с охраной здоровья, правила личной гигиены, строение организма, правила поведения в различных ситуациях. Для группы «Березка» поставлены свои задачи:
- расширять и углублять
- формировать представление о том, что быть здоровым — хорошо, а болеть – плохо; о некоторых признаках здоровья («когда ничего не болит, нормальная температура, хороший аппетит, крепкий сон, хорошее настроение, правильная осанка, походка»);
- воспитывать навыки здорового поведения: любить двигаться, есть по больше овощей, фруктов и поменьше сладкого; мыть руки после каждого загрязнения; не злиться и не волноваться; быть доброжелательным; больше бывать на свежем воздухе; своевременно ложиться спать, не смотреть много телепередач; закаляться;
- помочь овладеть устойчивыми
навыками культуры поведения
(культура еды; без
- развивать умение рассказывать о своем здоровье, здоровье близких;
- вырабатывать навыки правильной осанки, выполнять упражнения для ее закрепления;
- научить подбирать 4-5
- обогащать знания детей о
- включать олимпийскую тематику
в содержание физкультурных мероприятий
(спортивных досугов, праздников);
читать детям легенды, сказки, стихи, доступные
их пониманию;
- развивать интерес к
При формировании здорового образа жизни у старших дошкольников используются разнообразные формы работы. Одной из форм являются занятия. Цель занятий − формирование убеждений и привычек здорового образа жизни в условиях дошкольного образовательного учреждения.
Данная цель реализуется посредством следующих задач:
- дать детям общее
- помочь детям в формировании
привычек здорового образа
- расширять знания дошкольников о питании, его значимости, о взаимосвязи здоровья и питания.
-формировать положительные
Влияние родной природы каждый из нас в большей или меньшей степени испытывал на себе и знает, что она является источником первых конкретных знаний и тех радостных переживаний, которые часто запоминаются на всю жизнь.
Дети всегда и везде в той или
иной форме соприкасаются с
Ознакомление дошкольников с природой – это средство образования в их сознании реалистических знаний об окружающей природе, основанных на чувственном опыте и воспитании правильного отношения к ней.
Целью занятий по ознакомлению с природой является формирование у детей элементарных экологических знаний, здорового образа жизни, мышления и поведения.
1. Задачи оздоровительной направленности:
охранять и укреплять здоровье детей;
учить детей понимать и правильно взаимодействовать с природой;
формировать умения рационально использовать ресурсы для гармоничного развития личности;
учить детей согласовывать свое поведение с факторами внешней природной среды.
Поэтому мы считаем, что занятия по ознакомлению с природой содействуют представлению о ЗОЖ у дошкольников.
Исходя из результатов исследования, мы разработали ряд занятий по ознакомлению с природой исходя из следующих направлений:
- «Я — человек. Что я знаю о себе?»
- «Образ жизни человека и здоровье» (Приложение 1)
- «Физкультура и здоровье» (Приложение 2)
Результатами формирования представлений о ЗОЖ у старших дошкольников в процессе обучения мы предполагаем следующие результаты: предлагаемые занятия по ознакомлению с природой способствуют формированию у дошкольников здорового образа жизни; предлагаемые занятия являются эффективными при работе с детьми старшего дошкольного возраста; представления о ЗОЖ у старших дошкольников стали более осознанными и систематизированными; содержание представлений о ЗОЖ доступно для старших дошкольников.
Заключение
В ходе исследования было установлено, что проблема формирования основ здорового образа жизни является актуальной в педагогической теории и практике дошкольных образовательных учреждений и требует дальнейшего теоретического осмысления. Анализ психолого-педагогической литературы показал, что старший дошкольный возраст является определяющим этапом, как в становлении жизни, так и в формировании основ здорового образа жизни. В этом возрасте создаются наиболее благоприятные условия для развития всех содержательных (соблюдение режима дня, двигательная активность и т.д.) и структурных (когнитивный, эмоционально-оценочный, мотивационно-поведенческий) компонентов основ здорового образа жизни.
Проведенное исследование позволило уточнить понятие «основы здорового образа жизни у старших дошкольников», представленное наличием знаний и представлений об элементах здорового образа жизни (соблюдение режима, гигиенических процедур, двигательной активности), эмоциональным отношением к данным элементам и умением реализовывать их в поведении и деятельности, в доступных для ребенка способах (чистить зубы, мыть руки, делать зарядку).
В процессе исследования доказано, что формирование основ здорового образа жизни у старших дошкольников обеспечивается с учетом деятельностного подхода, возрастных и индивидуальных особенностей детей, с опорой на содержательное взаимодействие взрослого и ребенка, при усилении активности самого ребенка в данном взаимодействии.
Выявлено, что основными организационно
педагогическими условиями
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.
Формирование здорового
образа жизни может иметь активный, управляемый
характер в случае, если обеспечена его
исходная диагностика, создаются условия
для удовлетворения мотивов деятельности
детей, реализация мотивов и ценностей
детей получает эмоциональное подкрепление,
ребенок осознает его субъективное положение
в образовательной деятельности.
Список используемой литературы
1. Васильева, О.С. Психология
здоровья человека: эталоны, представления,
установки: Учебное пособие
2. Веретенникова, С.А.
3. Гутковская, Е.Л. Здоровье педагога как профессиональная ценность // Основы профессионального самосовершенствования педагога дошкольного учреждения: пособие для педагогов и педагогов-психологов дошкольных учреждений / Е.Л. Гутковская, Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько и др.; Под ред. Е.А. Панько.Мн.: Университетское, 2002. – С.42 – 67с.
4. Корганова, И.В. Отношение современных дошкольников к природе. ─ М.: МГПУ, 1999. – 207 с.
5. Кудрявцев, В.Г., Егоров
Г.Б. Развивающая педагогика
6. Кузнецова М.Н. Система
комплексных мероприятий по
7. Лебедева, Н.Т. Профилактическая
физкультура для детей:
8. Логвина, Т.Ю. Физкультура,
которая лечит: пособие для
педагогических и медицинских
работников дошкольных
9. Лучич, М.В. Детям о природе. – М.: Просвещение, 1990. – 143 с.
10. Мир природы и ребенок
(Методика экологического
11. Петрикевич, А.А. Человек и природа. – Мн., 1997 – 226 с.
12. Пралеска: программа дошкольного образования / Под ред. Е.А. Панько. – Минск: НИО; Аверсэв, 2007. – 304 с.
13. Шишкина, В.А. В детский сад – за здоровьем: пособие для педагогов, обеспечивающих дошкольное образование / В.А. Шишкина. – Мн.: Зорны верасень, 2006. – 3 – 18 с., 24 – 165с.
Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой