Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

14. Шишкина, В.А. Какая  физкультура нужна дошкольнику:  Пособие для педагогов учреждений, обеспечивающих получение дошк. Образования / В.А. Шишкина, Мащенко М.В.  – Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2005. –137 с.

15. Шукшина С.Е. Я и  моё тело: пособие для занятий  с детьми с практическими заданиями и пособиями / С.Е. Шукшина. – М.: Школьная Пресса, 2004. – 48с.

16. Апанасенко, Г.Л. Охрана здоровья здоровых: некоторые проблемы теории и практики [Текст] / Г.Л. Апанасенко // Валеология: диагностика, средства и практика обеспечения здоровья. - СПб.: Наука, 1993. - С. 125.

17. Глазырина, Л.Д. Физическая  культура - дошкольникам [Текст] / Л.Д.  Глазырина. - М.: Владос, 1999. - 220с.

18. Азаров, Ю.П. Искусство воспитывать [Текст] / Ю.П. Азаров. - М., 1985- 250с.

19. Бабанский, Ю.К. Педагогический процесс [Текст] / Ю.К. Бабанский // Избр. пед. труды / Сост. М.Ю. Бабанский. - М., 1989. - С.117.

20. Баль, Л.В., Ветрова, В.В. Букварь здоровья [Текст] / Л.В. Баль-M.Эксмо,1995-128 с

21. Айзман, Р.И., Абаскалова, Н.П. Медико-социальные и психологические аспекты формирования здоровья [Текст] / Р.И. Айзман, Н.П. Абаскалова// Валеологическое образование (проблемы, поиски, решения). Сб. науч. Тр-324с

22. Акбашев, Т.Ф. Валеопедагогика как система [Текст] / Т.Ф. Акбашев // Проблемы педагогической валеологии. Сб. науч. тр. - СПб.: СПб ГУПМ-210с

23. Бондин, В.И. Концептуальные основы валеологического образования [Текст] / В.И. Бондин // Валеология. - 1997.- №3. - С.76.

24. Валеологическое образование: состояние и пути совершенствования [Текст] // Материалы Всерос. науч.-практ. конф. - Омск, 1997. - С.48.

25. Алямовская, В.Г. Как воспитать здорового ребенка [Текст]-М,1993-109 с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

1. Занятие «Я — человек»      

Цель. Формировать у детей  представления о человеке как  одном из живых существ, населяющих землю. Расширять и закреплять представления об элементарном строении человека. Раскрыть условия, необходимые человеку для жизни. Формировать представления о значении общения между людьми.      

Ход занятия      

Предложите  детям рассмотреть изображения  живых существ, обитающих на земле, назвать знакомые изображения, сгруппировать их следующим образом: насекомые, рыбы, птицы, звери, люди.      

Попросите детей проанализировать внешнее  строение людей и ответить на вопросы: «Чем отличаются люди от других жителей земли?», «Чем похожи люди?»      

Познакомьте детей с условиями, необходимыми человеку для жизни, опираясь на детский опыт и ощущения.      

Пища. Предложите детям из множества предметных картинок выбрать  те, на которых изображены продукты питания. Обратите внимание ребят на то, что плоды многих растений являются полезными для человека продуктами.       

Вода. Предложите детям попробовать  питьевую воду. Раскройте значение для здоровья чистой воды.      

Воздух. Предложите ребятам  сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, при этом ощутить выдыхаемую струю воздуха ладонью. Раскройте значение для здоровья вдыхаемого чистого воздуха. Скажите о влиянии растений на качество воздушной среды.      

Тепло. Подведите детей  к выводу о значении солнечного тепла  для жизни человека. Предложите отгадать загадки про различные предметы одежды и найти картинки-отгадки  среди других картинок. Попросите  детей выбрать зимнюю одежду, летнюю и ту, в которой можно выйти  на прогулку сегодня. Подведите ребят к установлению взаимосвязи между надеваемой одеждой и комфортным для человека тепловым режимом. 

Пространство. Предложите детям  выполнить различные движения —  прыжки, растяжки, наклоны и т. д. Подведите их к выводу о необходимости пространства для жизнедеятельности человека.      

Общение с другими людьми. Продемонстрируйте, как при встрече два человека, говорящие на разных языках, сначала не поняли друг друга, а затем договорились и вместе построили дом. Рассмотрите с детьми дом как защиту от непогоды и холода, удобное жилище. Предложите ребятам совместно выполнить постройку дома (конструирование).      

2. Занятие «Растения вокруг  нас. Овощи»      

Цель. Расширять и закреплять представления детей о пользе для здоровья овощей, о сборе урожая и использовании в пищу различных  частей огородных растений.      

Ход занятия      

Предложите  детям назвать растения, выросшие на огородных грядках, рассмотреть различные овощи и сравнить их по цвету, форме, величине, запаху, а также на ощупь.       

Предложите  рассмотреть и назвать съедобные  части различных огородных растений. Предложите попробовать на вкус заранее приготовленные сырые овощи. Расскажите о пользе овощей для здоровья. Игры «Подбери вершки к корешкам», «Узнай овощ по описанию».

Привлеките  детей к сбору урожая овощей. Предложите рассказать о том, что можно приготовить из овощей.      

3. Занятие «Растения вокруг  нас. Деревья и кустарники»      

Цель. Расширять и закреплять представления детей о деревьях и кустарниках; формировать представления о значении деревьев и кустарников для здоровья человека, об использовании плодов некоторых из них.      

Ход занятия      

Предложите  детям рассмотреть листья березы, клена, рябины, шиповника, сравнить их.      

Привлеките  внимание ребят к листьям шиповника  и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это растение на территории сада. Напомните, что в сказке о спящей красавице шиповник образовывал непроходимые заросли. Рассмотрите с детьми куст шиповника. Расскажите о полезных для здоровья человека свойствах плодов этого растения. Угостите детей напитком из плодов шиповника.      

Привлеките  внимание детей к листьям березы и предложите покажите растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми березу.  Расскажите о полезных свойствах этого дерева. Предложите детям поводить вокруг березы хоровод.       

Привлеките  внимание ребят к листьям клена и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки. Найти это дерево на территории сада.       

Рассмотрите с детьми клен. Предложите собрать опавшие с дерева крупные листья и обвести их мелками на асфальте, сделать букет из кленовых листьев. Покажите фотографии, которые напомнят детям, как листва клена укрывала их летом от солнца.      

Привлеките  внимание ребят к листьям рябины и предложите показать растение с такими же листьями на картосхеме экологической тропинки, найти это дерево на территории сада. Рассмотрите с детьми рябину.  Расскажите о полезных свойствах ягод этого растения. Обратите внимание детей на то, что плодами шиповника и рябины любят лакомиться птицы.       

Предложите  детям сравнить плоды рябины и шиповника, рассмотреть их, а затем попробовать пюре из ягод рябины. Предложите посалить плоды шиповника и рябины в заранее подготовленном месте на территории детского сада.      

Попросите детей рассказать о проделанном  маршруте при опоре на картосхему экологической тропинки.      

4. Занятие «Растения вокруг  нас. Лекарственные растения»      

Цель. Формировать представления  детей о лекарственных свойствах  растений. Познакомить с практическим использованием некоторых лекарственных растений.      

Ход занятия      

Познакомьте детей с книгой «Лекарственные растения». Покажите несколько цветных иллюстраций в этой книге.      

Привлеките  внимание ребят к изображению  туи (можжевельника). Попросите найти  это растение на картосхеме экологической  тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть растение, потрогать его листочки, понюхать. Расскажите о свойстве туи (можжевельника) выделять в воздух особые вещества, фитонциды, уничтожающие вредные для здоровья микроорганизмы. Подведите детей к выводу о значении для здоровья человека чистого воздуха. Предложите ребятам выполнить около туи (можжевельника) дыхательную гимнастику.

Привлеките  внимание детей к изображению  подорожника в книге «Лекарственных растения». Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите рассмотреть подорожник. Раскройте его лекарственные свойства, продемонстрируйте использование подорожника. Предложите раскрасить листья подорожника на коллективной работе «Растения, которые лечат».      

Загадайте ребятам загадку о чесноке. Предложите найти это растение на картосхеме экологической тропинки, а затем на территории детского сада. Предложите детям рассмотреть растущий на грядке чеснок. Затем головку чеснока. Расскажите о лечебных свойствах этого растения. Предложите игру с овощами «Что изменилось?».      

Познакомьте детей с чистотелом, расскажите о  его использовании в лечебных целях. Предложите среди множества картинок с изображениями растений найти изображения чистотела. Вместе с ребятами поместите изображение растения на картосхему экологической тропинки.      

Предложите  детям сложить разрезные картинки, на которых изображены лекарственные растения.      

Объясните, что лекарственные растения нельзя собирать вблизи автомобильных дорог. 

5. Занятие «Овощи и  фрукты — полезные продукты»      

Цель. Закреплять представления  детей о пользе для здоровья человека овощей и фруктов; познакомить с  приготовлением салата.      

Ход занятия      

Предложите  детям отгадать загадки об овощах и фруктах, сложить разрезные картинки с изображением овощей и фруктов. Предложите вниманию дошкольников пословицы и поговорки о пользе овощей для здоровья, в случае необходимости поясните их.      

Продемонстрируйте приготовление салата из моркови  и яблока. Предложите детям попробовать салат и поделиться своими впечатлениями.

Привлеките  ребят к выполнению условно-графической  схемы для составления рассказа «Как мы делали салат». Предложите с помощью схемы рассказать о приготовлении салата.      

Поясните  детям, что полезные для здоровья блюда могут быть приготовлены из разных овощей и фруктов.       

6. Занятие «Физкультура  и здоровье»      

Цель. Познакомить детей  с понятием «физическая культура»; формировать представления о двигательных качествах человека, о значении физических упражнений для здоровья.      

Ход занятия      

Предложите  детям при опоре на сюжетные картинки сформулировать правила поведения, а также рассказать о том, зачем нужны различные занятия в детском саду.       

Познакомьте ребят с понятием «культурный  человек». Раскройте понятие «физическая культура» как составную часть общей культуры человека.      

Расскажите  детям об Олимпийских играх, различных  спортивных состязаниях, о способностях и достижениях человека, достойных уважения.  Предложите продемонстрировать некоторые из этих качеств.      

Раскройте значение для здоровья физических упражнений, подвижных игр, спортивных занятий.      

7. Занятие «Прогулка для  здоровья»      

Цель. Формировать у детей  представления о значении для  здоровья человека места прогулки, организации двигательной подвижности во прогулки, теплового режима.      

Ход занятия      

Обратитесь  к опыту детей, узнайте их отношение  к прогулкам, раскройте необходимость выбора места для прогулки, отвечающего в условиях большого города следующим требованиям: удаленность от автомобильных дорог, стоянок транспорта и магазинов; наличие зеленых насаждений; отсутствие людей, демонстрирующих негативные виды введения; доступность, в случае необходимости, помощи взрослых.  Предложите детям рассказать о любимых играх и забавах во время прогулки. Раскройте значение для здоровья теплового режима. Попросите подобрать одежду для прогулок в разное время года. Раскройте знание для здоровья двигательной подвижности во время прогулки.      

Подведите детей к установлению причинно-следственных связей между здоровьем и организацией прогулки.      

8. Занятие «Закаливание»       

Цель. Закреплять представления  детей о признаках здоровья и  болезни, формировать представления  о причинах простудных заболеваний, о роли закаливающих мероприятий в профилактике этих заболеваний.      

Ход занятия      

Попросите детей описать, опираясь на собственный  опыт, состояние здорового и больного человека. Подведите их к выводу о том, что здоровое состояние организма способствует росту и развитию ребенка позволяет играть, гулять, ходить с родителями в гости и т. д. Раскройте необходимость бережного отношения к своему здоровью.       

Познакомьте детей со свойством человеческого  организма чутко реагировать  на изменения температуры, а в случае переохлаждения некоторых органов — болеть.      

Раскройте значение для здоровья человека закаливающих мероприятий. Предложите детям вспомнить и рассказать, какие закаливающие процедуры они выполняют в детском саду, какое оборудование этого необходимо. Поинтересуйтесь отношением ребят к закаливанию.  
  
                                                                                                                   

Приложение 2

Физкультурно-познавательные занятия       

Тема: «Мы - юные силачи»      

Задачи: воспитывать интерес  к движениям и здоровому образу жизни. Познакомить с карточками, на которых изображены движения. Учить  использовать карточки в самостоятельной двигательной деятельности. Упражнять в ходьбе и беге с высоким подниманием колен. Упражнять в правильном дыхании. Развивать силу в упражнениях без предметов. Учить выполнять упражнения в паре. Познакомить с правилами русской народной игры «Пустое место».      

Оборудование: карточки с  изображением движений.      

Ход занятия:      

- Здравствуйте, дети! Какие  вы красивые и здоровые! А вы  знаете, что такое здоровье? Я думаю, что здоровье - самое большое богатство. А вы как думаете? Когда человек здоров, то он и силен. Хотите, я вам прочитаю стихотворение про силача?      

Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой