Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

Интерес самого педагога к  вопросам физического воспитания, здорового  образа жизни, его направленность на детей чрезвычайно значимы для  успеха в работе по укреплению здоровья воспитанников, развития их личности средствами физической культуры.      

Формированию  представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятии, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.      

Таким образом, под здоровым образом жизни  понимается система поведения ребенка  в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни −таково и здоровье ребенка.

Здоровый  образ жизни − это индивидуальная система привычек и поведения человека в процессе его жизнедеятельности, когда обеспечивает ему хорошее здоровье.  
 

1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.

Одновременно с такими значимыми  для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности  сформировалось и понятие "здоровье".

Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит, не больной  человек.

На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни [16, c. 125].

Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здорово-творческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков [17, c.158].

Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:

· уточнение понятийного аппарата: здоровый образ жизни, культура здорового образа жизни;

· исследование состояния здоровья детей старших дошкольников и  определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;

· выявление и исследование проблем  формирования потребности в здоровом образе жизни;

· создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.

Современная стратегия образования  определяет здоровый образ жизни  как основу физического и социального  благополучия, базис всестороннего  и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения [18, с. 320].

Однако педагогическая наука и  практика остро нуждаются в интеграционно-методических и концептуальных исследованиях проблемы формирования здорового образа жизни. Анализ научной и методической литературы, затрагивающей и раскрывающей проблемы формирования здорового образа жизни, показывает многообразие подходов и неоднозначность в определении сущности и компонентного состава культуры здорового образа жизни.

Здоровье человека - это очень  сложный феномен общечеловеческого  и индивидуального бытия. Сегодня нет сомнений, что оно комплексно, ибо зависит от взаимодействия множества сложных факторов физического и психического, социального и индивидуального порядка, а нередко и философского свойства.

Здоровье - "динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни" [19, с. 117].

Здоровье представляет состояние  полного физического, духовного  и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.

Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.

Здоровый образ жизни - способ и  организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное  развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.

Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [20, с. 119].

Здоровье определяется как нормальное состояние организма, при котором  правильно действуют все его  органы. С развитием общества и  различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение "здоровый" стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием [22, с. 73].

В результате важнейших медико-биологических  открытий, развития философских и психологических наук произошло значительное переосмысление этой категории. Оно трансформировалось в более широкое представление о человеке, как о существе социальном, нежели биологическом. Ведь человек как существо сугубо социальное не может не зависеть от множества социальных факторов: уровня экономического развития, политической ситуации, культурного и духовного состояния, стремления человека к познанию и творчеству. Оно обогатилось понятием "благополучие".

Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни".

В настоящее время в системе  наук о человеке используются следующие  определения понятия "здоровье человека":

1. Гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын);

2. Процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);

3. Как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической,  психической и социальной сущности человека  (P.M. Баевский,  П. Михайлов,  М. Попов);

4. Целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина)   [21, с. 97].

В педагогике существует свое определение  понятия "здоровье". В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред [23, с. 76].

Возвращаясь к определению понятия "здоровый образ жизни" можем  выделить наиболее полные определения данного понятия:

1. Здоровый образ жизни - это  система взглядов, складывающаяся  в процессе жизни под влиянием  различных факторов на проблему  здоровья как на конкретное выражение возможностей человека в достижении любой поставленной им цели;

2. Здоровый образ жизни - сложившийся  у человека способ организации  производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;

3. Здоровый образ жизни - социально  и исторически определенное представление о здоровье, а так же и средствах и методах его интеграции в практическую жизнь

4. Здоровый образ жизни - типичные  формы и способы повседневной  жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций [25, с. 69].

Можно выделить общие задачи сохранения здоровья старших дошкольников, характерные  для всех используемых программ для  образовательных учреждений:

1. Научить детей определять свое  состояние и ощущения.

2. Сформировать активную жизненную  позицию.

3. Сформировать представления о  своем теле, организме.

4. Учить укреплять и сохранять  свое здоровье.

5. Понимать необходимость и роль  движений в физическом развитии.

6. Обучать правилам безопасности  при выполнении физических упражнений  и различных видов деятельности.

7. Уметь оказывать элементарную  помощь при травмах.

8. Формировать представления о  том, что полезно и что вредно  для организма [24, с. 48].

Таким образом, необходимо постоянно  вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.

 

1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой     

Систематическое обучение на занятиях − важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.      

На протяжении ряда десятилетий XX в. все ведущие исследователи и практики дошкольного воспитания вслед за А. П. Усовой уделяли большое внимание занятиям как ведущей форме фронтального обучения детей.     

Современная дошкольная педагогика также придает  большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное  воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [3, с. 15].     

В экологическом воспитании детей  занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные  представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, − расширены, углублены, объединены, систематизированы.     

Основные  типы экологических занятий принципиально  отличаются друг от друга дидактическими задачами, логикой построения, ходом организации и проведения, − занятия первично-ознакомительного, углубленно-познавательного, обобщающего и комплексного типов.     

Знакомить дошкольников с  природой и прививать им навыки здорового  образа жизни можно на комплексных  занятиях. Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.     

Вторая  часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников [14, с. 55].      

Такое комплексное занятие, если оно правильно  организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия − смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» − это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки [16, с. 27].     

Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой