Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы
Интерес самого педагога к вопросам физического воспитания, здорового образа жизни, его направленность на детей чрезвычайно значимы для успеха в работе по укреплению здоровья воспитанников, развития их личности средствами физической культуры.
Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудуют детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы, на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятии, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.
Таким образом, под здоровым образом жизни понимается система поведения ребенка в процессе его жизнедеятельности, которая основана на личном опыте, традициях и принятых нормах поведения. От того, какой образ жизни ведет конкретный человек, зависит в основном его здоровье. Эта составляющая является главной, поскольку именно образ жизни оказывает решающее влияние на здоровье человека. Отличие этого фактора от других заключается в возможности самого ребенка управлять своим здоровьем. Поэтому, каков образ жизни −таково и здоровье ребенка.
Здоровый образ жизни − это индивидуальная
система привычек и поведения человека
в процессе его жизнедеятельности, когда
обеспечивает ему хорошее здоровье.
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
Одновременно с такими значимыми для человека понятиями, как "жизнь" и "смерть", в далёкой древности сформировалось и понятие "здоровье".
Вначале оно соотносилось в основном с физическим состоянием человека: здоровый человек - значит, не больной человек.
На образование, как социальный способ обеспечения наследования культуры, социализации и развития личности, возложена надежда государственной политики по формированию индивидуальной культуры здорового образа жизни подрастающего поколения, как одной из основных составляющих национальной культуры здорового образа жизни [16, c. 125].
Современное определение понятия "здоровье" впервые было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ) в 1940 г. Было признано, что здоровье - это не просто отсутствие болезней, а состояние полного физического, психического и социального благополучия. При этом подразумевается гармоничное сочетание социального, физического, интеллектуального, эмоционального и духовного аспектов жизни. Осуществить такую деятельность способен только человек, обладающий здорово-творческим мировоззрением, высоким уровнем развития личности, твердыми убеждениями и позитивными установками в области здоровья, а также всесторонними знаниями, умениями и привычками здорового образа жизни. Осуществление здорового образа жизни предполагает формирование зрелой личности, которая характеризуется дисциплиной ума, эмоций и поступков [17, c.158].
Основными направлениями деятельности системы образования в данной области явились:
· уточнение понятийного
· исследование состояния здоровья детей старших дошкольников и определение основных групп факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья ребенка;
· выявление и исследование проблем формирования потребности в здоровом образе жизни;
· создание теории и практики разработки и внедрения педагогических технологий, ориентированных на сохранение, укрепление здоровья детей.
Современная стратегия образования определяет здоровый образ жизни как основу физического и социального благополучия, базис всестороннего и полноценного развития личности ребенка. Основной целью политики государства в области образования является эффективное использование возможностей физической культуры в оздоровлении нации, воспитании молодежи, формировании здорового образа жизни населения [18, с. 320].
Однако педагогическая наука и
практика остро нуждаются в
Здоровье человека - это очень
сложный феномен
Здоровье - "динамическое состояние (процесс) сохранения и развития биологических, физиологических и психических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности при максимальной продолжительности жизни" [19, с. 117].
Здоровье представляет состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие заболеваний и дефектов развития.
Образ жизни - совокупность конкретных форм жизнедеятельности людей во всех сферах общественной жизни.
Здоровый образ жизни - способ и организация физической, социальной и духовной жизнедеятельности людей, обеспечивающих их действенное развитие, работоспособность и активное долголетие. Это социально и исторически определенное представление на предмет здоровья, а также средства и методы его интеграции в практическую жизнедеятельность.
Укрепление здоровья - система индивидуальных и общественных мероприятий, направленных на совершенствование здорового образа жизни человека и социума [20, с. 119].
Здоровье определяется как нормальное состояние организма, при котором правильно действуют все его органы. С развитием общества и различных наук это понятие наполнялось новым содержанием, а определение "здоровый" стали соотносить с образом жизни человека, его духовным развитием и психическим состоянием [22, с. 73].
В результате важнейших медико-
Новое определение было сформулировано Всемирной организацией здравоохранения: "Здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезни".
В настоящее время в системе наук о человеке используются следующие определения понятия "здоровье человека":
1. Гармоничное единство биологических и социальных качеств, условленных врожденными и приобретенными биологическими и социальными явлениями (Ю.П. Лисицын);
2. Процесс сохранения и развития его биологических, физиологических и психологических возможностей, оптимальной социальной активности при максимальной продолжительности жизни (В.П. Казначеев);
3. Как возможность организма человека адаптироваться к изменениям окружающей среды, взаимодействуя с ней свободно, на основе биологической, психической и социальной сущности человека (P.M. Баевский, П. Михайлов, М. Попов);
4. Целостное многомерное динамическое состояние (включая его позитивные и негативные показатели), развивающееся в процессе реализации генетического потенциала в условиях конкретной социальной и экологической среды и позволяющее человеку в различной степени осуществлять его биологические и социальные функции (Р.И. Айзман, В.П. Казначеев, А.Г. Щедрина) [21, с. 97].
В педагогике существует свое определение понятия "здоровье". В педагогической науке влияние характера проявления психофизических качеств индивида и степени его социальной адаптации, зависящие от личностных качеств человека и осознанности его поведения, на здоровье человека носит либо укрепляющий характер, либо наносящий здоровью вред [23, с. 76].
Возвращаясь к определению понятия "здоровый образ жизни" можем выделить наиболее полные определения данного понятия:
1. Здоровый образ жизни - это
система взглядов, складывающаяся
в процессе жизни под влиянием
различных факторов на
2. Здоровый образ жизни - сложившийся у человека способ организации производственной, бытовой и культурной сторон жизнедеятельности, позволяющей в той или иной мере реализовать свой творческий потенциал;
3. Здоровый образ жизни - социально
и исторически определенное
4. Здоровый образ жизни - типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от пола, экономической и социально психологической ситуаций [25, с. 69].
Можно выделить общие задачи сохранения здоровья старших дошкольников, характерные для всех используемых программ для образовательных учреждений:
1. Научить детей определять свое состояние и ощущения.
2. Сформировать активную
3. Сформировать представления о своем теле, организме.
4. Учить укреплять и сохранять свое здоровье.
5. Понимать необходимость и роль
движений в физическом
6. Обучать правилам безопасности
при выполнении физических
7. Уметь оказывать элементарную помощь при травмах.
8. Формировать представления о том, что полезно и что вредно для организма [24, с. 48].
Таким образом, необходимо постоянно вести работу по развитию самоопределения младших школьников, одним из важнейших составляющих её является сохранение и укрепление физического, психического, нравственного и социального здоровья. На наш взгляд, работу по формированию здорового образа жизни необходимо вести, учитывая их возрастные особенности.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Систематическое обучение на занятиях − важное средство образовательной работы с детьми дошкольного возраста.
На протяжении ряда десятилетий
XX в. все ведущие исследователи и
Современная дошкольная педагогика также придает большое значение занятиям: несомненно, они оказывают положительное воздействие на детей, способствуют их интенсивному интеллектуальному и личностному развитию, планомерно готовят их к обучению в школе. В настоящее время продолжается совершенствование занятий в различных аспектах: расширяется и усложняется содержание обучения, осуществляется поиск форм интеграции разных видов деятельности, способов привнесения игры в процесс обучения, поиск новых (нетрадиционных) форм организации детей. Все чаще можно наблюдать переход от фронтальных занятий со всей группой детей к занятиям с подгруппами, малыми группами. Данная тенденция обеспечивает качество обучения: индивидуальный подход к детям, учет особенностей их продвижения в усвоении знаний и практических навыков [3, с. 15].
В экологическом воспитании детей занятия выполняют совершенно определенную и очень важную функцию: чувственные представления детей, получаемые повседневно, могут быть качественно преобразованы, − расширены, углублены, объединены, систематизированы.
Основные типы экологических занятий
Знакомить дошкольников с природой и прививать им навыки здорового образа жизни можно на комплексных занятиях. Комплексные занятия широко используются практикой дошкольного воспитания в разных сферах обучения детей. В области экологического воспитания комплексные занятия могут быть использованы в разных возрастных группах. Например, в конце осени с детьми старшей группы обычно проводится игровое занятие, на котором формируется представление об осеннем сезоне. Комплексное занятие на эту тему может состоять из нескольких частей и включать разную деятельность. Первая часть занятия решает познавательные задачи и развивает интеллектуальные способности дошкольников. Воспитатель уточняет и обобщает представления детей об осени, выделяя характерные ее особенности. Важную роль в этом процессе играет календарь природы, который дети вместе с воспитателем вели ежемесячно по одной неделе.
Вторая часть занятия предполагает иные программные задачи и другой вид деятельности для дошкольников [14, с. 55].
Такое комплексное занятие, если оно правильно организовано, по времени может выходить за рамки обычного занятия − смена деятельности не вызовет усталости и скуки. Тем более что по своему усмотрению воспитатель может в подходящий момент использовать музыку в записи, сделать веселую физкультминутку. Комплексные занятия могут быть организованы на самые разные темы. Например, занятие «Мы здоровыми растем, мы здоровье бережем» − это и разговор Айболита с детьми о здоровье, о том, как его сохранить, как поддерживать благоприятную окружающую среду, и физические упражнения или закаливающая процедура, и коллективное приготовление зеленой добавки к обеду из выращенного лука, чеснока, петрушки [16, с. 27].
Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой