Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

  Воспитание культурно-гигиенических навыков предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при кашле и чихании 

На занятиях с психологом у детей формируются представления о различных состояниях и чувствах человека, о потребности человека в общении, психологическом комфорте.   

  На некоторых занятиях по развитию элементарных математических представлений в качестве раздаточного и демонстрационного материала используются предметы личной гигиены, спортивный инвентарь, овощи, фрукты, а также изображения этих предметов.  

  Занятия по изобразительной деятельности иногда специально направлены на реализацию продуктивной деятельности дошкольников, способствующей выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликациях, поделках из пластилина, теста, глины.  

  На музыкальных занятиях у детей формируются представления о значении для ЗОЖ развития творческих возможностей человека.  

  Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

      Знакомству дошкольников с различными факторами окружающей среды, оказывающими влияние на ЗОЖ, способствует театрализованная деятельность с участием педагогов, детей и их родителей. Содержание досугов может быть направлено на обучение правильному и безопасному поведению в природной среде, на формирование основ экологической культуры личности.

      Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуациях позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ, своевременно реагировать на проявления негативного поведения дошкольников в повседневной жизни.  

   Режимные моменты используются для формирования и закрепления у детей санитарно-гигиенических навыков, опыта закаливания.  

  При организации прогулок предусматривается проведение с дошкольниками оздоровительных мероприятий — игр с водой, световоздушных и солнечных ванн в теплое время года; подвижных игр, занятий физической культурой.

       Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников являются также дидактические и сюжетно-ролевые игры, художественная литература, продуктивная и предметно-практическая деятельность.   

    Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используются наглядные, словесные и практические методы.  

   Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности.

        Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируются представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом.   

   Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов, на которых зафиксирована деятельность детей в различные режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ.  

   Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

       Рассказы и беседы направлены на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы сопровождаются опытами и наблюдениями детей.

       При ознакомлении с художественной литературой вопросы беседы носят не только репродуктивный характер, значительная их часть направлена на демонстрацию причинно-следственных связей между образом жизни и здоровьем. Объяснения проводятся с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни.

    Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагог совместно с детьми проводит анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.   

  Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.

Например, опыты с водой способствуют формированию представлений о свойствах воды растворять различные вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью разных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными.

Созданию позитивного  отношения дошкольников к формированию представлений о ЗОЖ способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, присутствие педагогов и детей из других групп, использование средств педагогического мастерства — мимики, пантомимики, силы и тембра голоса, темпа речи и т.д.).

Для закрепления представлений  детей о здоровье и ЗОЖ используются приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности в ситуациях «Маленький учитель», «Совет по телефону», «Приход Тимоши».

2.2. Изучение  сформированости ЗОЖ у детей  дошкольного возраста

Целью эксперимента являлось определение  уровня формирования здорового образа жизни у старших дошкольников.     

Нами  были определены задачи экспериментальной  части исследования:

1) Определить критерии  формирования ЗОЖ у дошкольников.

2) подобрать  диагностический материал и оборудование;

3) провести  диагностику уровня воспитания ЗОЖ у дошкольников.      

Для этого, с опорой на материалы Е. Н. Васильевой, Л. Г. Касьяновой был сконструирован диагностический комплекс, включающий беседу, диагностические задания, проблемные ситуации, рисуночный тест, наблюдения за детьми в специально организованной игровой деятельности, в режимные моменты и в свободном общении.      

Критерии сформированности ЗОЖ:

- знание  правил гигиены и ухода за  своим телом;

- знание  наиболее опасных факторов риска  для здоровья и жизни;

- знание  о том, как устроен человек,  какие органы нуждаются в особой  защите;

- знание  о своём физическом развитии.        

 На основе выделенных  критериев нами были определены  четыре уровня успешности выполнения  заданий, отражающие уровни представлений  о ЗОЖ у детей, участвующих  в исследовании.      

Индивидуальная  оценка представлений с учетом выраженности показателей и критериев по каждому диагностическому заданию позволяет оценить в баллах уровни представлений дошкольников о ЗОЖ.    

Оценка  результатов деятельности.       

Высокий уровень (24–20 баллов) – ребенок имеет некоторые  правильные представления о ЗОЖ  как активной деятельности, направленной на сохранение и укрепление здоровья; о здоровье как о состоянии физического и психологического благополучия организма; о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья; о некоторых способах укрепления здоровья и предупреждения заболеваний на основе личного опыта и сведений, полученных от взрослых; о возможных причинах; способен выявить направленную на формирование ЗОЖ сущность различных видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности. Ребенок активен и самостоятелен в своих суждениях и высказываниях; его представления о ЗОЖ носят элементарный, но целостный характер. Проявляет инициативу и самостоятельность при подготовке и проведении оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе осознания их необходимости; присваивает переданный взрослыми опыт, переносит его в самостоятельную деятельность.       

Средний уровень (19–16 баллов) – ребенок имеет элементарные представления о ЗОЖ, связывая его с некоторыми видами деятельности, необходимыми для сохранения здоровья; о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет; некоторые представления о природных и социальных факторах вреда и пользы для здоровья, о некоторых мерах предупреждения заболеваний, о возможных причинах заболеваний; он способен к осознанию значения для здоровья некоторых проявлений образа жизни, некоторых факторов окружающей природной и социальной среды, при этом ему требуется помощь в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов, объектов и явлений окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуется эмоционально-стимулирующая помощь взрослого и наводящие вопросы. У ребенка сформированы единичные представления о здоровье и ЗОЖ в условиях большого города. Он может проявлять инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, но она связана с его положительным эмоционально-чувственным переживанием; частично присваивает переданный взрослыми опыт и переносит его в самостоятельную деятельность.      

Низкий  уровень (15–10 баллов) – ребенок имеет представления о здоровье как состоянии человека, когда он не болеет, о некоторых способах лечения заболеваний на основе собственного опыта; затрудняется объяснить значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Не имеет представлений о влиянии на здоровье факторов окружающей природной и социальной среды, о возможных причинах заболеваний. Понимает зависимость здоровья от некоторых проявлений образа жизни. Испытывает потребность в помощи в виде наводящих вопросов и конкретных житейских примеров. Не осознает зависимость здоровья от окружающей среды; способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность некоторых видов деятельности, предметов окружающей действительности; для актуализации представлений ему требуются эмоционально-стимулирующая помощь взрослого, наводящие вопросы и житейские примеры. У ребенка сформированы отрывочные, бессистемные представления о здоровье и болезни с учетом влияния окружающей среды. Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в ходе оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий на основе подражания другим детям, но осознанности и потребности в этих мероприятиях нет; частично присваивает переданный опыт, но затрудняется переносить его в самостоятельную деятельность.      

Очень низкий уровень (9–0 баллов) – ребенок затрудняется объяснить  смысловое значение понятия «здоровье», значение для здоровья знакомых ему  видов деятельности. Имеет единичные  представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имеет представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. Не осознает зависимость здоровья от образа жизни и влияния окружающей среды; не способен выявлять направленную на формирование ЗОЖ сущность способствующих здоровью видов деятельности и предметов окружающей действительности. У ребенка сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Ребенок не проявляет инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивает переданный взрослыми опыт и не переносит его в самостоятельную деятельность.  
 

Диагностический комплекс:

1. Беседа      

Беседа  направлена на выяснение элементарных представлений детей о здоровье и ЗОЖ, понимания взаимосвязи между состоянием здоровья и образом жизни и строится на основе следующих вопросов:

Как ты думаешь, что такое  здоровье?

От чего человек может заболеть?

Где человек  может заболеть – на улице или дома?

От какой  пищи человек будет здоров?

Зачем детям нужно спать днем?

Как люди лечат болезни?

Как ты думаешь, природа помогает нам быть здоровыми? Как?

2. Диагностическое задание  «Что делать, чтобы быть здоровым?»       

Задание направлено на выявление представлений  об укреплении здоровья и профилактике заболеваний.      

Педагог предлагает ребенку поговорить с  ним «по телефону». В ходе разговора педагог выясняет, здоров ли ребенок, какое у него настроение; выражает удовлетворение тем, что ребенок здоров, и говорит: «Мой знакомый мальчик Дима очень не любит болеть. Дима просил узнать у тебя, что надо делать, чтобы не заболеть». Выслушав ответ ребенка, педагог предлагает: «Нарисуй, пожалуйста, свой ответ. Мы положим твой рисунок в большой конверт и отошлем Диме». После выполнения задания педагог предлагает ребенку пояснить свой рисунок и фиксирует эти пояснения.

3. Диагностическое задание  «Полезная покупка»      

Задание направлено на выявление  представлений о полезных для  здоровья предметах.      

В качестве «товаров» могут быть использованы чеснок, лук, яблоко, зубная щетка, мыло, кукла, самолет, калейдоскоп. Педагог показывает на лежащие на столе предметы и говорит ребенку: «Это магазин, в нем можно сделать разные покупки. Выбери, пожалуйста, и купи то, что полезно для здоровья». Педагог фиксирует в протоколе последовательность выбора ребенком предметов и его объяснения.

4. Проблемная ситуация  «Место для отдыха»      

Задание направлено на выявление  представлений о влиянии окружающей среды на здоровье людей.      

Ребенку предъявляют четыре картинки, на которых  изображены: 1) улица большого города, по которой едет транспорт; 2) лесная поляна с ромашками; 3) комната с сидящим перед телевизором мальчиком; 4) предметы одежды, бытовой техники и косметики. Педагог говорит: «В выходной день людям надо хорошо отдохнуть и набраться сил. Провести выходной можно по-разному: можно гулять по шумной улице, где едут машины; можно поехать с родителями в лес или в парк, где растут цветы, и дышать свежим воздухом; можно отправиться в большой магазин; можно остаться дома и долго смотреть телевизор. Как тебе нравится отдыхать? Выбери и покажи картинку».

5. Тест «Полезная для  здоровья покупка»      

Задание направлено на выявление  представлений о полезных для  здоровья предметах.      

Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой