Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Марта 2012 в 18:05, курсовая работа

Краткое описание

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Ее решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Оглавление

Введение
Глава 1. Теоретические основы формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.
1.1. Сущность и структура здорового образа жизни дошкольников
1.2. Проблема формирования у старших дошкольников потребностей в здоровом образе жизни в педагогической литературе.
1.3. Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста на занятиях по ознакомлению с природой
Глава 2. Экспериментальная работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.
2.1. Формирование здорового образа жизни дошкольников в условиях дошкольного учреждения.
2.2. Изучение сформированости ЗОЖ у детей дошкольного возраста
2.3. Система работы с детьми по формированию ЗОЖ на занятиях по ознакомлению с природой
заключение
Список используемой литературы

Файлы: 1 файл

курсовая работа.docx

— 101.70 Кб (Скачать)

Ознакомление  дошкольников с природой является одной  из важнейших задач в работе с  детьми. При этом очень важно, чтобы  получаемые знания не были преподнесены изолированно, без привязки  к  целому комплексу явлений, окружающих предмет изучения. Дети всегда должны видеть связь отдельного вида с окружающей средой, его влияние на эту среду, они должны понимать, что растения и животные зависят друг от друга и от среды обитания [5, с. 94].     

Система работы с детьми предполагает различные  формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.      

На  занятиях детям сообщают новые сведения и закрепляют полученные представления. Закреплять представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия могут строиться как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности могут быть полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка [11, с. 35].     

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируют представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости  здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.     

На  занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируют представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды [13, с. 112].     

При формировании здорового образа жизни  у старших дошкольников используются разнообразные формы работы. Это − занятия, наблюдения, беседы, игры и др.     

Решая вопросы по формированию здорового  образа жизни у детей старшего дошкольного возраста, на экологических  занятиях используют различные методы. Детям дают знания о строении человеческого тела, об основных функциях внутренних органов и отдельных физиологических систем. В рамках экологического воспитания, в специальных разделах программы предусмотрено дать детям знания о влиянии окружающей среды на здоровье человека, о взаимосвязи человека и природы, об использовании факторов природной среды (воды, солнца, воздуха) для укрепления здоровья.     

Исходя  из этого, занятия экологического характера  должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные  эмоциональные реакции, по возможности, содержать элементы дидактической игры и двигательные упражнения [5, с. 47].     

Занятия по ознакомлению дошкольников с природой дают возможность формировать знания последовательно, с учетом возможностей детей и особенностей природного окружения. На занятиях под руководством воспитателя формируется система элементарных знаний у всех детей группы в соответствии с требованиями программы, в определенной системе и последовательности развиваются их основные познавательные процессы и способности. В основе знаний ребенка о здоровье и здоровом образе жизни должны находиться представления об организме, потому что здоровье - это, прежде всего, здоровый организм. Поэтому детей знакомят с его внешним и внутренним строении, ролью отдельных органов и систем в жизни человека, их строением, функционированием и взаимосвязью в работе, влиянием физических упражнений, закаливания, прогулок на их работу, причинами ухудшения их рабочего состояния, правилами поведения, способствующими сохранению и укреплению всех систем организма [12, с. 237].     

Необходимо  чтобы на занятиях ребенок знакомился с факторами положительно (режим  дня, правильное питание, занятия физической культурой, закаливание, соблюдение правил личной гигиены, самоконтроль за здоровьем), и отрицательно влияющими на здоровье (болезни, вредные привычки, неблагоприятные средовые условия), получил представление об их негативных последствиях и мерах предупреждения, правилах безопасного поведения в опасных ситуациях, приемах оказания элементарной медицинской и психологической самопомощи [10, с. 37].     

Учитывая  наглядно-образный характер мышления дошкольников, нужно использовать различные  методы, наглядно показывающие необходимость  выполнения правил: моделирование, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, проведение опытов, рассматривание иллюстраций, знакомство со схемами. Могут быть использованы различные виды игр и игровые упражнения. При подведении итога каждого занятия педагогу следует выделять правила, которых ребенку необходимо придерживаться для охраны и укрепления своего здоровья.     

Сформированность  отношения к здоровью как к  величайшей ценности в жизни (на доступном  пониманию детей уровне) становится основой формирования у детей  потребности в здоровом образе жизни.      

В свою очередь, наличие этой потребности помогает решить важнейшую психологическую и социальную задачу становление у ребенка позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих.     

Для формирования представлений дошкольников о ЗОЖ используют наглядные, словесные  и практические методы.     

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видеоматериалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной  деятельности, выставки плаката.     

Непосредственное  восприятие объектов, явлений во время  наблюдений способствует развитию у  дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Например, наблюдения за ростом растений в комфортных условиях и без них формируют представления о значении для жизни света, тепла и воды. Наблюдение за состоянием снега около автомобильных дорог и стоянок автомашин способствует формированию представлений о загрязнении окружающей среды в городе автотранспортом [6, с. 132].      

Демонстрация  предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирование практических навыков ЗОЖ.     

Просмотр  видеоматериалов, на которых зафиксирована  деятельность детей в различные  режимные моменты, во время закаливающих и оздоровительных процедур, способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений  о ЗОЖ.     

Расширяет арсенал средств воздействия  при формировании представлений  о ЗОЖ наглядная агитация в  виде плакатов по тематике ЗОЖ, изготовленных  в процессе совместной деятельности детей и взрослых.      

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.     

Рассказы  и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых  сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение  и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами  и наблюдениями детей.     

Объяснения  проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем, так как дошкольники часто затрудняются самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи между явлениями повседневной жизни, в том числе между здоровьем и образом жизни [11, с. 46].     

Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды большого города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному  выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности. Педагогу совместно с детьми необходимо проводить анализ предложенных ответов на проблемные вопросы и оценку предложенных решений.     

Практические  методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей. Например, опыты с водой  способствуют формированию представлений  о свойствах воды растворять различные  вещества и поэтому не всегда быть чистой и пригодной для питья, проникать в различные материалы и изменять их теплопроводность. Опытным путем с помощью влажных ватных дисков дети легко установят, что во время игр с песком, работы на огороде руки становятся грязными [16, с. 31].     

Представленное методическое содержание раскрывает целенаправленное использование различных форм, средств  и методов формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников, а также создание необходимых условий для формирования этих представлений. 

 

Глава 2. Экспериментальная  работа по формированию у дошкольников здорового образа жизни на занятиях по ознакомлению с природой.

2.1. Формирование  здорового образа жизни  дошкольников  в условиях дошкольного учреждения.   

   Педагогический коллектив БДОУ Детского сада № 338 работает по комплексной «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, и для формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников использует технологию И.М. Новиковой.

Успешное формирование представлений  о здоровом образе жизни у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.  

      Важным условием для реализации педагогической работы с дошкольниками является формирование в детском саду здоровьесберегающего пространства.   

На озелененной территории детского сада расположены две спортивные площадки: футбольное поле; площадка для  игр в волейбол и баскетбол  со специальным покрытием. Есть также  спортивно-игровой комплекс, полоса препятствий и размеченная трасса для бега и игровой деятельности по правилам дорожного движения. Групповые участки оснащены разнообразным игровым и спортивным оборудованием и соответствуют требованиям техники безопасности. Посадка растений на территории детского сада не затрудняет проветриваемость и инсоляцию игровых площадок. Имеются растения, выделяющие фитонциды: черемуха, туя, ель.  

  В целях оздоровления воздушной среды в помещениях детского сада проводятся регулярные односторонние и сквозные проветривания. Снижению риска распространения простудных заболеваний, передающихся воздушным путем, способствует обработка аппаратом «Кварц».  

 Укреплению здоровья  детей способствует закаливание  воздухом и водой. Закаливание  воздухом включает воздушные  процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года. Закаливание водой предусматривает обширное умывание, контрастное закаливание кистей рук теплой и холодной водой, в теплый период контрастное обливание ног. 

В группах с детьми проводят полоскание полости рта (после каждого  приема пиши), хождение босиком по массажным  коврикам, мокрым и сухим полотенцам. Точечный массаж стоп выполняется при хождении по мешочкам, наполненным фасолью, горохом, по нашитым пуговицам разной величины.   

 По медицинским показаниям  с детьми проводятся сеансы  оздоровительного массажа в специально оборудованном массажном кабинете.  

  Формированию представлений детей о здоровье и ЗОЖ способствует создание предметно-развивающей среды в группах. Уголки здорового образа жизни оборудованы детскими книжками, раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фотографиями детей группы на которых запечатлены моменты занятий и бесед, физкультурных занятий, санитарно-гигиенических и закаливающих процедур, прогулок, игр, сна и др.

Составной частью здоровьесберегающего пространства являются выставки специальной и детской литературы, детских работ по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей «Растем здоровыми», «Неболей-ка», «Для вас, родители».  

  Система работы с детьми в нашем детском саду предполагает различные формы, средства и методы формирования представлений о ЗОЖ. Основными формами работы являются занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.   

  На занятиях детям сообщаются новые сведения и закрепляются полученные представления. Закрепляются представления лучше в продуктивной и предметно-практической деятельности, поэтому занятия строятся как интегрированные. Некоторые занятия с использованием продуктивных видов деятельности полностью посвящены тематике ЗОЖ, что способствует формированию представлений в наглядной форме при опоре на чувственный опыт ребенка

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром формируются представления детей о человеке как живом существе, его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни; о влиянии различных факторов на здоровье и образ жизни человека; о здоровом образе жизни; о поведении человека, способствующем здоровью и здоровому образу жизни.  

  На занятиях по ознакомлению с окружающим миром экологической направленности и практических занятиях формируются представления дошкольников об условиях, необходимых человеку для жизни; о взаимосвязи здоровья человека и окружающей среды  

В ходе физкультурно-оздоровительной  работы развиваются физические, психические и нравственные качества детей, воспитывается самостоятельность, творчество. Занятия по физической культуре способствуют формированию потребности в двигательной деятельности, совершенствованию техники основных движений, развитию психофизических качеств, закреплению навыков выполнения обшеразвивающих и спортивных упражнений, развитию интереса к спортивным и подвижным играм.  

Информация о работе Формирование здорового образа жизни дошкольников при знакомстве с природой