Здоровый образ жизни

Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:49, лекция

Краткое описание

Образ жизни - система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Изучение образа жизни осуществляется с позиций системного подхода с учетом взаимодействия, взаимовлияния и взаимосвязи всех элементов системы.

Файлы: 1 файл

1111выучить.docx

— 14.53 Кб (Скачать)

Образ жизни - философско-социологическая  категория, охватывающая совокупность всех основных форм жизнедеятельности  людей (индивида и социальных групп) в данной общественно экономической  формации. 

Образ жизни - система  наиболее существенных, типичных характеристик  способа деятельности или активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Изучение образа жизни осуществляется с позиций системного подхода  с учетом взаимодействия, взаимовлияния  и взаимосвязи всех элементов  системы. 

  

Категории образа жизни -  

1.экономическая - «уровень жизни»  - характеризует  размер и структуру материальных  и духовных потребностей, количественную  сторону условий жизни (размер  национального дохода и фонда  потребления, размеры и структура  реальных доходов населения и  потребления, обеспеченность жильем, медицинской помощью, показатели  здоровья населения и демографических  процессов общества, уровень образования,  продолжительность рабочего дня  и свободного времени). 

2.социологическая  -  «качество жизни» - характеризует  качество жилищных условий, питания,  удовлетворения духовных потребностей, уровень комфорта материального  и душевного, удовлетворенность  работой, семьей и пр. 

3.социально-психологическая - «стиль жизни» - характеризует жизненный уклад, стереотип поведения индивидов и социальных групп. 

4.социально-экономическая  - «уклад жизни» - порядок общественной  жизни, быта, культуры, в рамках  которых происходит жизнедеятельность  людей 

  

Здоровый образ  жизни - медицинская и социально-экономическая  категория, обозначающая образ жизни, способствующий сохранению, укреплению и восстановлению здоровья данной социальной общности, зависящая от образа жизни  данной общности людей. 

  

Здоровье - состояние  физического, психического и социального  благополучия человека, а не только отсутствие болезни и физических дефектов (определение ВОЗ). 

Физическое благополучие - способность человека к повседневной физической активности, к полноценному труду, требующему физических усилий при  учете индивидуальных характеристик (возраста, пола, трудовых навыков, характера  профессиональной деятельности, региональных условий жизни и т.д.). 

Психическое благополучие - способность человека к контролю своего поведения и эмоций, к познавательной деятельности, а также испытываемые им положительные эмоции, которые  характеризуются определенной частотой и интенсивностью. 

Социальное благополучие отражает степень удовлетворенности  местом и ролью в обществе - работой, отношениями с коллегами, друзьями и знакомыми, уровнем и качеством  жизни. 

Здоровье человека - это процесс сохранения и развития его психических и физиологических  качеств, оптимальной работоспособности  и социальной активности при максимальной продолжительности жизни (Б.Н.Чумаков. Валеология. М., 1997, стр.20)  

Состояние человека, характеризующееся физическим, психическим  и социальным благополучием, обеспечивает баланс здоровья. 

Баланс здоровья - процесс поддержания состояния  динамического равновесия между  индивидом и окружающей средой, т.е. способность индивида к адаптации  к изменяющимся условиям окружающей среды без физических, психологических  затруднений при отсутствии болезней, их симптомов и каких-либо отклонений. 

Индексы здоровья индивида - индексы, предназначенные для количественной оценки состояния здоровья индивида и включающие 3 основные категории:  

индексы, основанные на объективных физиологических  измерениях; 

индексы, основанные на измерениях функциональной недееспособности (нетрудоспособности); 

индексы, основанные на принципе перцептуального подхода (самооценки здоровья). 

  

Факторы, влияющие на здоровье -

1. образ жизни  - 50-55%;

2. внешняя среда,  природно-климатические условия,  экологическая ситуация - 20-25%;

3. наследственность - 20%;

4. уровень организации  медицинской помощи, здравоохранения  - 10%. 

  

Основные формы  деятельности, влияющие на состояние  здоровья населения:

1. Производственно-трудовая  деятельность;

2. Общественно-политическая  деятельность;

3. Социально-культурная  деятельность;

4. Активность в  быту;

5. Медицинская активность  индивидуума, ответственность за  свое здоровье, здоровье членов  семьи и др. 

  

Элементы здорового  образа жизни:

1. Регулярная физическая  и двигательная активность;

2. Психологический  комфорт и благополучные семейные  отношения;

3. Экономическая  и материальная независимость;

4. Высокая медицинская  активность;

5. Полноценное, сбалансированное, рациональное питание, соблюдение  режима питания;

6. Удовлетворенность  работой, физический и душевный  комфорт;

7. Активная жизненная  позиция; социальный оптимизм;

8. Оптимальный режим  труда и отдыха;

9. Полноценных отдых  (сочетание активного и пассивного  отдыха, соблюдение гигиенических  требований к сну);

10. Грамотное экологическое  поведение;

11. Грамотное гигиеническое  поведение;

12. Закаливание. 

  

  

  

Элементы нездорового  образа жизни:

1. Гиподинамия;

2. Злоупотребление  алкоголем, табаком, наркотиками;

3. Разрушение семьи;  несоблюдение гигиенических и  социальных норм половых отношений;

4. Низкая медицинская  активность;

5. Нарушенный режим  питания, нерациональность и несбалансированность  питания;

6. Неудовлетворенность  жизненной ситуацией;

7. Материальная зависимость;

8. Социальная пассивность;

9. Нарушение режима  труда и отдыха, переутомление;

10. Неполноценный  отдых;

11. Бессистемное поглощение  информации;

12. Неграмотное использование  лекарственных средств, самолечение. 

Гигиеническое воспитание - одно из направлений поддержания  здоровья, представляет собой комплексную  просветительную, обучающую и собственно воспитательную деятельность, которая  направлена на формирование гигиенической  культуры, позитивных в отношении  здоровья стиля жизни индивидов, групп лиц, здорового образа жизни  общества в целом. 

Содержание гигиенического воспитания: вопросы питания, ухода  за телом, поддержания гигиенических  условий быта, труда, отдыха, двигательной активности, закаливания, режима дня, здоровья в сексуальном поведении, психологического здоровья, экологической среды человека, воздержания от употребления алкоголя, наркотиков, курения, воздержания от злоупотребления лекарственными средствами, вопросы участия в поддержании  здоровья, вопросы профилактики заболеваний  и травматизма, оказания первой медицинской  помощи, ухода за больным и вопросы  пропаганды научных и практических достижений медицины.

Информация о работе Здоровый образ жизни