Автор: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2011 в 22:49, лекция
Образ жизни - система наиболее существенных, типичных характеристик способа деятельности или активности людей в единстве их количественных и качественных сторон, являющихся отражением уровня развития производительных сил и производственных отношений. Изучение образа жизни осуществляется с позиций системного подхода с учетом взаимодействия, взаимовлияния и взаимосвязи всех элементов системы.
Образ жизни - философско-социологическая
категория, охватывающая совокупность
всех основных форм жизнедеятельности
людей (индивида и социальных групп)
в данной общественно экономической
формации.
Образ жизни - система
наиболее существенных, типичных характеристик
способа деятельности или активности
людей в единстве их количественных
и качественных сторон, являющихся
отражением уровня развития производительных
сил и производственных отношений.
Изучение образа жизни осуществляется
с позиций системного подхода
с учетом взаимодействия, взаимовлияния
и взаимосвязи всех элементов
системы.
Категории образа жизни
-
1.экономическая -
«уровень жизни» - характеризует
размер и структуру
2.социологическая
- «качество жизни» - характеризует
качество жилищных условий,
3.социально-психологическая
- «стиль жизни» - характеризует жизненный
уклад, стереотип поведения индивидов
и социальных групп.
4.социально-экономическая
- «уклад жизни» - порядок общественной
жизни, быта, культуры, в рамках
которых происходит
Здоровый образ
жизни - медицинская и социально-
Здоровье - состояние
физического, психического и социального
благополучия человека, а не только
отсутствие болезни и физических
дефектов (определение ВОЗ).
Физическое благополучие
- способность человека к повседневной
физической активности, к полноценному
труду, требующему физических усилий при
учете индивидуальных характеристик
(возраста, пола, трудовых навыков, характера
профессиональной деятельности, региональных
условий жизни и т.д.).
Психическое благополучие
- способность человека к контролю
своего поведения и эмоций, к познавательной
деятельности, а также испытываемые
им положительные эмоции, которые
характеризуются определенной частотой
и интенсивностью.
Социальное благополучие
отражает степень удовлетворенности
местом и ролью в обществе - работой,
отношениями с коллегами, друзьями
и знакомыми, уровнем и качеством
жизни.
Здоровье человека
- это процесс сохранения и развития
его психических и
Состояние человека,
характеризующееся физическим, психическим
и социальным благополучием, обеспечивает
баланс здоровья.
Баланс здоровья
- процесс поддержания состояния
динамического равновесия между
индивидом и окружающей средой, т.е.
способность индивида к адаптации
к изменяющимся условиям окружающей
среды без физических, психологических
затруднений при отсутствии болезней,
их симптомов и каких-либо отклонений.
Индексы здоровья индивида
- индексы, предназначенные для
индексы, основанные
на объективных физиологических
измерениях;
индексы, основанные
на измерениях функциональной недееспособности
(нетрудоспособности);
индексы, основанные
на принципе перцептуального подхода
(самооценки здоровья).
Факторы, влияющие на здоровье -
1. образ жизни - 50-55%;
2. внешняя среда,
природно-климатические
3. наследственность - 20%;
4. уровень организации
медицинской помощи, здравоохранения
- 10%.
Основные формы деятельности, влияющие на состояние здоровья населения:
1. Производственно-трудовая деятельность;
2. Общественно-политическая деятельность;
3. Социально-культурная деятельность;
4. Активность в быту;
5. Медицинская активность
индивидуума, ответственность
Элементы здорового образа жизни:
1. Регулярная физическая и двигательная активность;
2. Психологический
комфорт и благополучные
3. Экономическая и материальная независимость;
4. Высокая медицинская активность;
5. Полноценное, сбалансированное,
рациональное питание,
6. Удовлетворенность
работой, физический и
7. Активная жизненная позиция; социальный оптимизм;
8. Оптимальный режим труда и отдыха;
9. Полноценных отдых
(сочетание активного и
10. Грамотное экологическое поведение;
11. Грамотное гигиеническое поведение;
12. Закаливание.
Элементы нездорового образа жизни:
1. Гиподинамия;
2. Злоупотребление
алкоголем, табаком,
3. Разрушение семьи;
несоблюдение гигиенических и
социальных норм половых
4. Низкая медицинская активность;
5. Нарушенный режим
питания, нерациональность и
6. Неудовлетворенность жизненной ситуацией;
7. Материальная зависимость;
8. Социальная пассивность;
9. Нарушение режима труда и отдыха, переутомление;
10. Неполноценный отдых;
11. Бессистемное поглощение информации;
12. Неграмотное использование
лекарственных средств,
Гигиеническое воспитание
- одно из направлений поддержания
здоровья, представляет собой комплексную
просветительную, обучающую и собственно
воспитательную деятельность, которая
направлена на формирование гигиенической
культуры, позитивных в отношении
здоровья стиля жизни индивидов,
групп лиц, здорового образа жизни
общества в целом.
Содержание гигиенического воспитания: вопросы питания, ухода за телом, поддержания гигиенических условий быта, труда, отдыха, двигательной активности, закаливания, режима дня, здоровья в сексуальном поведении, психологического здоровья, экологической среды человека, воздержания от употребления алкоголя, наркотиков, курения, воздержания от злоупотребления лекарственными средствами, вопросы участия в поддержании здоровья, вопросы профилактики заболеваний и травматизма, оказания первой медицинской помощи, ухода за больным и вопросы пропаганды научных и практических достижений медицины.