Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Апреля 2011 в 08:06, курсовая работа
В рамках представленной работы рассмотрен проект строительства административно-бытового центра общей площадью 7650 кв. м. с оборудованной подземной парковкой на 100 машино-мест в исторической части города в Центральном районе Санкт-Петербурга на пересечении Суворовского проспекта и Таврической улицы.
I. Резюме 2
1.1. Суть и цели проекта; 2
1.2. Целевой сегмент 4
1.3. Социальная значимость проекта 5
1.4. Основные параметры проекта 6
II. Объект инвестирования 7
2.1. Концепция проекта 7
2.2. Месторасположение 9
2.3. Технико-экономическое обоснование альтернативных проектов 14
III. Анализ рынка 24
3.1. Анализ рынка коммерческой недвижимости. 24
3.2. Анализ рынка парковочных мест в Санкт-Петербурге 27
IV. Реализация проекта 30
4.1. Жизненный цикл проекта 30
4.2. Характеристика объекта строительства 30
4.3. Основные этапы строительства и сроки выполнения работ по возведению объекта строительства 31
4.4. Календарный график выполнения основных этапов реализации проекта 32
4.5. Основные участники 32
4.6. Схема управления проектом 33
4.7. Контрактные отношения 34
V. Инвестиционный план 36
5.1. Анализ затрат по проекту 36
5.2. Анализ доходов по проекту 37
VI. Финансовый план 39
6.1. Схема финансирования 39
6.2. Прогноз движения денежных средств 39
VII. Оценка эффективности проекта 41
VIII. Анализ рисков 44
IX. Выводы 48
X. Библиографический список 49
Объём инвестиций | 480844 тыс.руб. |
Стоимость аренды | 1000 руб./м.кв/мес.; 2000 руб./маш-место/мес. |
Затраты на эксплуатацию в год (энергоресурсы, прочие, амортизация) | 35066 тыс. руб. |
Средняя заполняемость | 80%/70% (паркинг) |
Выручка (год) | 66096 тыс.руб./1680тыс.руб. (паркинг) |
Доход | 32710 тыс.руб. |
Рентабельность | 7% |
По
результатам анализа основных параметров
альтернативных проектов принято решение
о реализации Проекта №1: строительство
административно-бытового центра общей
площадью 7650 кв. м. с оборудованной подземной
парковкой на 100 машино-мест в исторической
части города в Центральном районе Санкт-Петербурга.
Планируемый
к строительству объект совмещает
в себе функции офисного и бытового
центра, кроме того к сдаче планируются
парковочные места.
По
данным, собранным компанией NAI Becar,
в I квартале 2011 г. в Санкт-Петербурге сданы в эксплуатацию офисные помещения в семи объектах, общая
площадь которых составила 42 538 кв. м. Это
сопоставимо с объемом ввода IV квартала
прошлого года, но в 2,4 раза меньше показателя
I квартала 2010 г. (см. рис. ниже).
Общий объем предложения
Общий объем
предложения высококачественных офисных площадей (классов А, В) по итогам
I квартала составил 1 898,4 тыс. кв. м. Все
новые объекты позиционируются в классах
А и В. Две трети всех введенных площадей
приходится на объекты нового строительства,
остальные – реконструкция зданий. Обеспеченность
качественными офисными площадями на
тысячу жителей города составила 545 кв.
м и порядка 923 кв. м на тысячу экономически
активного населения Санкт-Петербурга.
Качественная структура офисных площадей,
введенных в бизнес-центрах Санкт-
Новые
офисные центры открылись в пяти административных
районах города – Адмиралтейском, Выборгском,
Красногвардейском, Фрунзенском и Центральном.
Качественная структура ввода по районам
представлена на рис. ниже.
На районы исторического центра
– Адмиралтейский и Центральный
– пришлось 44% общей площади (18,6 тыс.
кв. м) в четырех объектах.
Спрос
По сравнению с IV кварталом 2010 г. в I квартала
2011 г. спрос стал активнее. Это можно объяснить
тем, что ставки аренды последние полгода
практически не менялись, и, в ожидании
их неминуемого роста вслед за инфляцией,
потенциальные арендаторы стремятся скорее
определиться с необходимыми офисными
площадями.
По размерам
запрашиваемых в аренду площадей спрос
сдвинулся в сторону постепенного укрупнения:
от небольших офисов (15–50 кв. м) до средних
(100–200 кв. м). Также брокеры отмечают возрастание
интереса к офисам 300–500 кв. м.
Заполняемость
бизнес-центров класса С близка к 100%. Офисные
объекты классов В/В+ заполнены на 60–90%
(в зависимости от местоположения), объекты
класса А – на 75–95%.
Спрос на
покупку офисных
площадей в
I квартале текущего года не увеличился.
Арендные
ставки и цены продаж
Существенных изменений ставок аренды
по сравнению с концом 2010 г. не произошло.
В
среднем, по Санкт-Петербургу в I квартале
2011 г. ставки аренды (с учетом НДС и коммунальных
услуг) в открытом предложении действующих
бизнес-центров находились в следующих
диапазонах (см. рис. ниже):
- класс А – 900–2 000 руб./кв. м/месяц;
- класс В – 600–1 300 руб./кв. м/месяц;
- класс С – 500–950 руб./кв. м/месяц.
Заявленные
на рынке Санкт-Петербурга в январе–марте 2011 г.
цены продаж одного квадратного метра
площади в строящихся и недавно введенных
бизнес-центрах варьировались в диапазоне
от 50 000 (при продаже здания целиком) до
140 000 руб. Стоимость зависит от местоположения,
класса объекта, размеров и состояния
отделки приобретаемого офиса.
По сообщениям брокеров, переговоры о
продаже офисных объектов ведутся, но
реальных сделок практически нет, либо
они не афишируются.
Прогноз развития рынка
По данным, собранным компанией NAI Becar,
согласно заявлениям девелоперов и с учетом
проектов, сроки сдачи которых перенесены,
в 2011 г. возможен ввод порядка 35 офисных
объектов общей площадью более 350 тыс.
кв. м. Исходя из существующей реальности,
в течение III–IV кварталов текущего года
можно прогнозировать сдачу в эксплуатацию
20-22 объектов общей площадью 190–210 тыс.
кв. м.
На конец года общий объем качественного
предложения площадей в бизнес-центрах
классов А, В и С составит порядка 2,71–2,73
млн кв. м (см. рис. ниже).
Темпы прироста общего
объема рынка по итогам текущего года
прогнозируются на уровне 9,4–10,2%, т.е. сохранятся
на уровне прошлогодних.
Тенденции рынка бизнес-центров
- Текущее состояние рынка бизнес-центров Санкт-
- Прирост общего объема предложения по
итогам I квартала 2011 г. составил около
2%. Ожидаемый прирост по году в целом –
порядка 10%, таким образом, падение темпов
прироста рынка остановится.
- Активизировались работы по отдельным
приостановленным проектам. Крупные девелоперские
проекты, включающие офисную составляющую,
подвергаются реконцепции с целью минимизировать
риски.
- Помимо традиционного ввода крупных объектов
очередями, получила распространение
практика разбиения на лоты даже внутри
одного здания. Запуск в эксплуатацию
части площадей, к примеру, 3–5 тыс. кв.
м, требует меньших вложений и позволяет
избежать замораживания объекта в целом
в ожидании достаточного объема инвестиций.
- Ставки аренды стабилизировались. В 2011
г. существенный рост ставок в целом по
рынку маловероятен, однако возможно увеличение
ставок аренды в объектах с высокой заполняемостью,
а также в бизнес-центрах, ставки в которых
за 2009–2010 гг. опустились ниже среднерыночных.
Возможен возврат к практике индексирования
арендной ставки в зависимости от инфляции.
- Сокращаются диапазоны разброса ставок
внутри одного объекта, которые существенно
дифференцировались в период кризиса.
Преференции возможны только для старых
клиентов или арендаторов больших площадей.
- По размерам запрашиваемых в аренду офисов
спрос сдвинулся в сторону площадей 100–200
кв. м.
- Цены продаж офисов в бизнес-центрах,
заявляемые девелоперами, в течение I квартала
2011 г. сохранились на уровне 2010 г.
В
последние годы увеличение парка
автомобилей значительно
Большая проблема с организацией мест хранения автотранспорта наблюдается в сегменте коммерческой недвижимости Петербурга. Так, например, услуги охраняемой парковки сегодня доступны в основном только арендаторам бизнес-центров классов «А» и «В». Подземный или встроенно-пристроенный паркинг обычно устраивают во вновь возведенных офисных зданиях. Но даже в этом случае его сооружение может быть осложнено слабыми грунтами в зоне строительства или близким расположением соседних зданий.
Чаще всего девелоперы создают на близлежащей к объекту территории открытые автостоянки – так называемые стихийные парковки. При этом большая часть арендодателей предоставляют парковку для своих клиентов бесплатно. Еще на 40% доходных объектов эти услуги являются платными. Ежемесячная аренда места в паркинге при бизнес-центрах высших классов обходится арендаторам в среднем в $100-200. Стоянка для посетителей торговых центров как правило бесплатна. Но если речь идет о подобных объектах, расположенных в центре города, то возможна почасовая оплата парковочного места. При этом один час парковки может обойтись в 30-50 рублей.
Наибольший
дефицит мест хранения личного автотранспорта
наблюдается в бизнес-центрах
и торговых комплексах, расположенных
в центральных районах Северной
столицы. По мнению специалистов, архитектурные
ограничения при реконструкции
зданий под объекты коммерческой недвижимости,
а также планируемые запретительные меры
на парковку автомобилей в исторической
части города в ближайшее время способны
еще больше осложнить сложившуюся ситуацию.
Рецепты решения этой проблемы заключается
в обвязывании строителей включать паркинги
в проект либо отказывать в его согласовании.
В целом, полагают специалисты петербургских
консалтинговых компаний, для бизнес-центра
высшей категории девелопером должен
быть организован паркинг из расчета:
одно парковочное место
на 50 кв. м объекта. В среднем, для торгового центра в центре города можно
принимать соотношение одно
парковочное место на 30-35
м2 арендуемой площади.
Выводы
по результатам анализа
рынка
Целесообразность возведения здания административно-бытового назначения в исторической части города обусловлено густонаселённостью района, а также высокой концентрацией бизнес-центров. Потребности населения в бытовых услугах могут быть быстро удовлетворены с помощью услуг, предоставляемых центром.
Главная особенность проекта заключается в его функциональном назначении:
Офисные помещения под аренду;
Помещения под оказание комплекса бытовых услуг населению.
Таким
образом, в результате реализации проекта
в эксплуатацию будет введён уникальный
бизнес центр, соответствующий классу
В, который помимо предоставления в аренду
отделанных офисных помещений, будет иметь
социальное значение.
Жизненный цикл проекта – это временная величина между двумя точками (точка начала и точка завершения), в рамках которой проект возникает, реализуется, изменяется и прекращает своё существование.
Фаза | Описание | Временной отрезок | Затраченные средства |
Точка начала | Возникновение идеи – Строительство административно-бытового центра | 15.01.2011 | - |
Концептуальная фаза |
Проводятся предварительные исследования, определение проекта, сравнительная оценка альтернатив, представление и экспертиза предложений, анализ осуществимости проекта, разработка и осуществление стратегии. По окончании данной фазы принимается решение о переходе к следующим фазам проекта. |
15.05.2011-31.08.2011 |
9 333 363 руб. |
Фаза разработки |
Формирование команды проекта, разработка основного содержания, стратегическое (укрупненное) планирование, заключение контрактов, разработка и экспертиза проектно-сметной документации, получение разрешений на строительство, детальное планирование. |
01.09.2011-31.05.2012 |
37 333 452 руб. |
Фаза реализации |
Подготовка стройплощадки, строительные работы, монтаж оборудования; ввод объекта в эксплуатацию; Проведение рекламной кампании. |
01.06-2012-25.12.2013 |
248 889 684 руб. |
Фаза завершения Точка завершения |
Эксплуатация объекта, выход проекта на самоокупаемость; Получение прибыли в размере 50% от вложенных инвестиций |
01.01.2014-07.01.2019 |
15 555 605 руб. |
|